Классный час "О Ворскле"
классный час по окружающему миру по теме

Школа счастливых детей

Разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Реке детства посвящается…»                                                                                       

Задачи классного часа:

  1. Развивать познавательные способности учащихся.
  2. Развивать мышление, связную речь;
  3. Воспитывать потребность в охране окружающей среды. Воспитывать бережное отношение к природе, к историческому и настоящему родного края.

Подготовительная работа к классному часу:

  1. Подбор литературного материала по теме классного часа.
  2. Подбор стихотворений, фактического материала по теме классного часа.
  3. Оформление кабинета к классному часу.
  4. Подготовка сценария классного часа.

Ход классного часа

Определение темы классного часа.

- Ребята, сейчас закройте глаза и представьте себе то, о чем вам подскажет мелодия и стихотворение, которое я вам прочитаю (играет мелодия "Шум реки").

Плывет лебедушкой, как песня плавная
Спокойной птицею ее волна.
Всегда игристая, река-красавица,
Как в поле ветер, здесь, она вольна.
Березы русские вокруг красуются,
Поля широкие, и даль ясна.
И наш красивый край не налюбуется
Тобой, красавица, - моя река.

- Откройте глаза и расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на  классном часе? (о реке) 

А о какой реке мы поговорим, вы узнаете, если  составите  название из  букв на карточках.

Верно – это река Ворскла.

Ученик.

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество - больших и скромных…
…Но мне милей речушка та,
Быстра, прозрачна и чиста,
Где я босым мальчишкой в детстве,
На даче, летом, по соседству,
Рубцом, оставив в сердце память,
Нарвал кувшинок жёлтых маме.

Ученик 1.Ворскла — река, левый приток Днепра, одна из наиболее живописных рек на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности.

Ворскла (длина реки 452 км, из них 118 км по территории России, 336 км по территории Украины). Площадь бассейна 14 700 кв.км. Исток реки находится на западных склонах Средне-Русской возвышенности возле села Покровка (Ивнянский район Белгородской области, Россия). По территории Украины течет в пределах Сумской и Полтавской областей по Приднепровской низменности и впадает в Днепр слева в 514 км от его устья.

Дно песчаное, на разливах илистое. Многочисленные песчаные пляжи. Покрывается льдом в начале декабря и вскрывается в марте. Питание реки смешанное. Река равнинная, с незначительным уклоном и слабым течением.
Почти на всем протяжении реки правый берег—возвышенный, крутой, изрезан оврагами, левый— низменный, с обширными пойменными лугами. По обоим берегам встречаются небольшие рощи. Пойма местами заболочена, попадаются старицы, течение слабое. Русло изобилует песчаными мелями и перекатами, подчас делится на протоки.


На Ворскле стоит город Грайворон Белгородская область: посёлки Яковлево, Томаровка, Борисовка, город Грайворон. города Полтава, Кобеляки (Украина).

Ученик 2.  Берега реки богаты историческими памятниками. Возле Котельвы расположен Ковпаковский лесопарк. В районе железнодорожной станции Пионерская расположен скульптурный комплекс «Поляна сказок». На Ворскле расположены многочисленные пансионаты, санатории и детские лагеря отдыха. В своём верхнем течении река протекает по густонаселённой местности.

До XVIII века Ворскла была судоходной рекой. В месте впадения в Днепр, находилась одна из основных казацких переправ — Переволочная. Так же называлась и расположенная в месте слияния рек крепость.

На берегах Ворсклы 12 августа 1399 года состоялось крупнейшее сражение XIV века между объединённым войском великого князя литовского Витовта и конницей Золотой Орды под командованием Едигея. Количество сражавшихся доходило до ста тысяч с каждой стороны. Войска коалиции понесли тяжелейшее поражение.

В тех же местах в 1709 году произошла знаменитая Полтавская битва.

Ученик 3. Существует легенда о том, что якобы Пётр I, потерявший в этой реке переднюю линзу из подзорной трубы, назвал её «вором скла» (стекла). Однако эта легенда не имеет ни малейшего реального основания, так как эта река так называлась в исторических документах с 1174 года, то есть за 5 веков до рождения Петра I. Есть ещё также легенда, что название реки произошло от затопления лодки со стеклом богатого купца в XI-XII веке.

В давние времена эта река, как и другие, звалась разными именами. Наиболее древнее из них принесено нам древними греками из времён Геродота, жившего в 5 веке до н. э. Древние греки называли эту реку Пантикапой, что в переводе означало «рыбный путь».

Название Ворсклы встречается в письменных источниках с 1173 года. Под этим именем река фигурирует и в Ипатьевской Летописи. Но и с тех пор и до нашего времени название писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.

Считается, что гидроним Ворскла образован из этнонима «аорсы», — так называли народ, входивший в состав сарматских племен. Позже (до XIV в.) этот этноним был унаследован тюркоязычными кыпчаками. Второй элемент названия «кол» в тюркском, монгольском, тунг.-маньчж. языках «река, долина», то есть река получила название от тюрков по проживавшему на ней народу аорсы.

Ученик.

Что такое река?

На воде облака.

Над водою – ивы,

Весенние разливы.

Окуни, ерши

Кувшинки, камыши

Пена на песке,

Лодка вдалеке

 В гнёздышке утёнок,

В доме бобрёнок.

Под корягой – рак,

На берегу рыбак.

Ученик.

Речка, реченька, река,

Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде чем сюда прийти?

В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей.

А потом — с цветущим садом,

А потом — с огромным садом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком,

А потом у берегов

Убаюкала мальков.

Повстречала я плотину,

Покрутила я турбину.

Это мой речной поток

Вам даёт электроток.

   - О чем шла речь в стихотворении? Какую пользу приносит река? (Река дает питьевую воду, в реке можно купаться…)

Как хорошо летом на реке!

Купаются мальчишки, ныряют с головой!

Лишь пятки да трусишки мелькают над водой! 

Но запомните, малыши!

 Не купайтесь в грязных водоёмах - это может стать причиной серьёзных заболеваний! Не ходите купаться одни! Помните, что надувные круги ненадёжны; пользоваться ими в воде можно только  в присутствии взрослых!  Не ныряйте в незнакомом водоёме – под водой могут быть острые камни или  другие опасные предметы. Не затевайте на воде опасных игр и шалостей! Не сидите на солнце без головного  убора!

А теперь послушайте сказку.

ЖИЛА-БЫЛА РЕКА

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Обсуждение:

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?

- Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

-Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей реки?

Вывод: не надо загрязнять водоемы, от этого страдает все живое.

Ученик.

Б.Заходер “Течет река”

Течет река... Течет река...
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далёко до буйка,
Тут глубока была река,
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем...
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели...
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

– Конечно, это стихотворение – шутка, но в каждой шутке есть доля правды. В чем суть стихотворения Б. Заходера?

– Помните: большое начинается с малого. Природе нужна наша защита. Но и нам нужна ее поддержка: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Природа всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его родила. Человек для неё деталь. Она для него – все! Природа ничего не прощает! А потому: не вреди и береги её!

Конкурс “SOS”. Вам надо будет проявить фантазию и умение.

 Задание:

-придумайте и нарисуйте знак, который показывает как надо беречь воду,

-придумайте правила бережного обращения с водой.

Без воды нет жизни. Наши предки с особым чувством  благодарности относились к большим и малым рекам.Первые поселения устраивались вдоль рек, по которым проходили торговые пути. Река  испокон веков  много значила в судьбе человека.С реками  связано немало  исторических событий, на берегах рек построены города, поселки, села. Река не только  давала возможность  обустроиться на её берегах, не только поила и кормила, но и защищала, служила форпостом от нападений кочевников. Она всегда много давала, но ничего, кроме порядка, не просила взамен. Да нашим предкам и не  нужны были просьбы, они сами знали, что река нуждается в заботе и уходе. Мы утратили понимание важности реки в жизни человека, поэтому  наши реки обрастают не только кустарниками, лианами бешеного  огурца и хмеля, но и кучами мусора. На берегах реки можно  видеть  следы веселой гулянки: пластиковые  бутылки, пакеты и другой мусор.

Закончить наш классный час я бы хотела бы словами.

Наше время настало, ребята,

Родную природу беречь и любить.

Ведь для каждого очень важно,

Как на нашей планете жить.

Нам, как радост,ь нужны и понятны

Шум лесов и ручьёв, хлопотливая речь.

Так давайте же вместе, ребята,

Родную природу беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...