Дикорастущие и культурные растения.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Гиниятуллина Венера Ягфаровна

Методическая разработка урока по окружающему миру в  1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных,  приводить примеры каждой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikorast_rast..docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 1

Тема: « Дикорастущие и культурные растения»

Тип урока:  изучение нового материала

Технология урока: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.

Методический материал: Уроки по окружающему миру, 1класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, рабочая программа «Окружающий мир», А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, учебник «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь, (авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая), атлас-определитель «От земли до неба», материалы из сайта archeologia.ru.

Оборудование:

У учителя- запись песни Е.Мартынова «Яблони в цвету», проектор, презентация,  мячик, гербарий.

У учащихся - учебник А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь, набор зелёных и синих фишек,   рисунок  яблони,  атлас-определитель «От земли до неба», цветные карандаши.

Цель: научиться применять понятия «дикорастущие растения» и

« культурные растения», классифицировать растения по признаку «дикорастущие - культурные», приводить примеры каждой группы.

Планируемые  результаты: понять отличие дикорастущих растений от культурных, научиться приводить примеры каждой группы, уметь объяснять, как появились культурные растения.

                                           Ход урока.

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на работу.

( Звучит песня Е. Мартынова «Яблони в цвету».)

-О чем эта песня? (О яблонях)

- Яблоня -это что? ( растение) О чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о растениях)

- Давайте вспомним, что мы знаем о растениях?

Слайд1. (Изображения камня и дерева)

- Что можете сказать об этих предметах?

- Дерево - живая природа. Значит растения относятся к живой природе.

-Эмблемой сегодняшнего урока будет яблоня.  Яблоня будет показывать ваши знания на сегодняшнем уроке. Перед вами  рисунок яблони.  Но у яблони нет яблок. Во время урока за каждый правильный ответ     вы будете рисовать яблоки- красные кружочки. И в конце урока каждый из вас покажет  свою яблоню.

  1. Сообщение темы урока.

Слайд2. (Изображения   дерева, смородины, одуванчика)

-Что можете сказать об этих растениях?( Это –живая природа)

(Среди растений есть  деревья. кустарники и травы)

-А еще  растения делят на дикорастущие и культурные. Это тема нашего урока. Сегодня вы научитесь различать культурные растения от дикорастущих.

- Дуб где растет? За ним нужен человеческий уход?

-А роза где растет? Она может расти без ухода человека, сама по себе?  

-Подумайте, какое из этих растений дикорастущее?  Почему?

-А какое культурное?

 - Вспомните, что такое «культура»?   ( Культура – это то ,что создано человеком)

Слайд3.

- Есть  растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за ним, собирает урожай. Такие растения называют культурными.

Есть растения, которые  растут сами по себе. Это дикорастущие растения.

                     Растения

культурные                дикорастущие

Слайд 4.

Какие бывают культурные растения?

(Ребята дополняют каждую группу примерами.)

Работа с учебником. (с.72)

- Подумайте,  если человек выкопал в лесу маленькую яблоньку и посадил ее в саду, станет ли дикая  яблоня культурным? (ответы детей)

- Культурные растения созданы человеком.  Посмотрите на изображения на стр.72. Чем отличается дикая яблоня от садовой?  (дикие яблоки  маленькие и кислые, а садовые крупные и сладкие.) 

Слайд  5.  

-Откуда же появились культурные растения?

-         Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. Но с каждым годом поселение людей увеличивалось, все больше рождается детей, все меньше съедобной пищи остается в округе. Поэтому им приходилось уходить за пропитанием все дальше и дальше.

…И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей.

          Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов

         

        Выполнение задания на с. 73 учебника.

 Дети индивидуально раскладывают на рисунки фишки: зелёные фишки- культурные растения, синие фишки- дикорастущие растения.

Самопроверка (с помощью другого учебника проверяют себя по приложению. За правильные ответы рисуют  красные  кружочки)

       Игра  «Волшебный клубок» 1 ряд – по очереди передавая мячик называют культурные растения, 2 ряд – дикорастущие растения.

(За правильные ответы рисуют кружочки)

                                   Физминутка

-Чтобы   получить  хороший урожай, что нужно делать? ( много трудиться)

Давайте мы с вами тоже  поработаем.  (Дети имитируют  движения)

-Копаем землю

-Разрыхляем почву

-Поливаем

-Рвем яблоки, складываем в корзину.

-Собираем клубнику.

  1. Закрепление знаний.

Работа в тетрадях              с.56

№1 (в парах)

№2 (индивидуально)

Работа в группах.  Исследовательская работа.

Дети делятся на 3 группы. Им даются растения из гербария:

1 группе – ель, 2 –группе - сирень, 3 группа – пшеница.

Дети готовятся рассказывать по плану.

Слайд 6.

План.

  1. Название растения.
  2. Где растет.
  3. Какому виду относится: дерево, куст, трава.
  4. Культурное или дикорастущее.
  5. Какая польза для человека.

(После этой работы учитель говорит какой группе сколько кружочков-яблок рисовать: 5,4,3.)

4.Заключительный этап.

Экологический диктант.

 – Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, то ставите +, если нет , то -

  1. Дикорастущие растения не могут  расти без  человеческого ухода.
  2. Растения очищают воздух.
  3.  Все деревья  в лесу нужно вырубить, потому что они дикие.
  4.   Полевые цветы - культурные растения.
  5.  Овощи – это культурные растения.

А теперь проверяем:               -   +   -  -  +

   

- Рисуйте яблоки за каждый правильный ответ.

5. Подведение итогов. Домашнее задание

-  А теперь все покажите  мне свои яблони.

 Ваша яблоня культурное или дикорастущее растение?

-Да, культурное. Она без ваших усилий, стараний, труда не дала  бы такой хороший урожай.  Сейчас посчитайте, у кого сколько яблок получилось? ( Оценка знаний)

- Что вы узнали о растениях нового?

- На какие два вида они делятся ?

Домашнее задание:  В рабочей тетради выполнить задания №3,4(с.57)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикорастущие и культурные растения.

Презентация к уроку окружающего мира поможет  сформировать у учащихся  представления о группах растений....

Дикорастущие и культурные растения.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....

Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Цели: - дать представление о разнообразии растений;  - учить детей различать культурные и дикорастущие растения;  - познакомить со значением растений в жизни людей...