Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Рабочая программа для новых учебников, рабочих и тестовых тетрадей, изданных для 2 класса в 2011 году (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog-okr-2.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.  Рабочая программа для новых учебников, рабочих и тестовых тетрадей, изданных для 2 класса в 2011 году (ФГОС)

№ и тема урока

Страницы учебника, рабочей тетради и тестовых заданий

Решаемые на уроке проблемы

Формируемые

Деятельность учащихся

понятия

УУД

Раздел  I.  Человек и природа – 10 часов

1. Повторение учебного материала, изученного в 1 классе

Учебник  – с. 3–4; Рабочая тетрадь – с. 3 – 6;

Тестовые задания - с. 3 – 5, тест № 1.

Актуализировать знания учащихся об окружающем мире, проверить, что они запомнили, чему научились.

Закрепляем полученные в 1 классе предметные знания о живой природе.

Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания.

Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека;

называют изученные группы растений и животных, их основные признаки;

учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений.

2. Что нас окружает

Учебник – с. 5–7;

Рабочая тетрадь – с. 7;

Тестовые задания - с. 6 – 7, работа № 1.

Как учёные называют окружающие предметы.

Какими могут быть источники информации о них, какими способами её представляют.

Что значит «прочитать» схему.

Тело, тела природы, изделия человека;

учебная статья, научно-популярный, художественный тексты, иллюстрация, условный знак, схема, таблица, собственные наблюдения, опыт, модель как источники информации.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена;

формулируют выводы, подводят итог урока (какие была поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали).

3. Человек – часть живой природы

Учебник – с. 8 -9; Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9;

Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2.

К какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство.

Чем человек отличается от других живых существ.

Человек – часть живой природы, разумное существо.

Умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради.

4. Человек – разумное существо

Учебник – с. 10–14;

Рабочая тетрадь – с. 10–11, задания 10, 11, 12;

Тестовые задания - с. 10 – 11, работа № 2.

Что в первую очередь научился делать человек.

Чем дома людей отчитаются от жилищ животных.

Что создал человек, чтобы облегчить свой труд.

Почему люди стали изобретать средства передвижения.

Изобретатель, орудие труда, инструменты, научные приборы, бытовая техника; средства передвижения.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста; рассуждать и проверять свои выводы,

Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека;

делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.

5. Здоровье человека. Значение природы для здоровья

Учебник – с. 15–18;

Рабочая тетрадь – с. 12–13, задания 13–18.

Что такое здоровье, что может повредить его.

Что надо делать, чтобы сохранить здоровье.

Кого называют закалённым человеком, как им стать.

Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня.

Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы.

Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией;

рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради.

6, 7. Органы чувств, их гигиена

Учебник – с. 19–27;

Рабочая тетрадь – с. 14–15, задания 19 – 23.

Чем важны органы чувств, какую информацию об окружающем человек получает с их помощью. Что опасно для их здоровья.

Как беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, слуха и чувствительность кожи. Как оказать первую помощь при небольших травмах.

Функции органов чувств, их гигиена; правила безопасного поведения; первая помощь при обморожении,

ожоге, порезе.

Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в разных формах.

Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье;

моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети;

составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради.

8. Чистота – залог здоровья

Учебник – с. 29–31;

Рабочая тетрадь – с. 15, задание 24, с. 16, задание 25;

Тестовые задания - с. 12 – 15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

Почему чистота важна для здоровья. Что такое личная гигиена.

Какие правила поведения надо соблюдать, чтобы сохранять своё здоровье.

Болезнетворные микробы, правила ухода за кожей.

Умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме; умение давать аргументированный ответ.

Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки;

обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.

9. Зелёная аптека

Учебник – с. 32 – 35.

Какое значение имеют растения для природы, человека.

Какие растения помогают человеку справиться с болезнями.

Как правильно собирать лекарственные растения, о чём надо помнить при этом.

Лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств.

Умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков;

умение работать в паре;

умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение.

Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие);

рассуждают о значении растений для природы и для человека;

узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о происхождении названий некоторых растений;

обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу;

готовят небольшие сообщения о выбранном лекарственном растении (по желанию).

10. Азбука безопасного поведения

Учебник – с. 36–44;

Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26–28;

Тестовые задания - с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно).

Какие опасности подстерегают человека в природе. Что может быть опасным дома и на улице.

Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека;

читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома при выполнении разных домашних работ, как вести себя с незнакомыми людьми;

моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют и «озвучивают» рисунки, составляют к ним полезные советы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, дополняют выводы, которые даны в учебнике.

Раздел II. Человек и общество – 8 часов

11. Человек – член общества

Учебник – с. 46–48.

Что даёт человеку природа.

Что такое «общество». Что люди делают сообща.

Что значит, быть человеком полезным обществу.

Человек - общественное существо;

условия благополучия общества, общественный порядок.

Умение выделять в тексте основную мысль и находить ответы на вопросы.

Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами;

анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества.

12. Разнообразие профессий людей

Учебник – с. 49–51;

Рабочая тетрадь – с. 18–19, задания 1–4.

Что такое «профессия».

Что научился делать человек, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд.

Чем важны профессии учителя, эколога.

Профессия, автомат, робот, эколог, экологическая проблема.

Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций.

Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы);

обсуждают важность профессий учитель, эколог;

рассказывают о том, кем они хотели бы стать;

выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками.

13. Как мы общаемся. Правила этикета

Учебник – с. 52- 62;

Рабочая тетрадь – с. 20, задание 5.

Для чего люди общаются.

Какими бывают формы общения.

Какого человека называют культурным, как им стать.

Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах

Общительный человек, умение вести беседу, жест.

Правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми, в общественных местах.

Моделировать ситуации общения с использованием разных его форм. Умение следовать правилам этикета, вежливого общения, умение работать в паре.

Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, значение вежливости в общении людей; разыгрывают сценки, подбирая вежливые слова для каждого конкретного случая, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке;

составляют пословицы и поговорки и объясняют их значение, выполняют задание в рабочей тетради.

14. Физическая и духовная красота человека

Учебник – с. 63–69;

Рабочая тетрадь – с. 20-21, задания 6-10, с. 22-23, задания 11, 12.

Какого человека можно назвать красивым, как им стать.

Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми.

Физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Настроение, эмоции положительные и отрицательные, умение управлять эмоциями.

Умение давать нравственную оценку поступкам, взаимоотношениям с  друзьями, одноклассниками, взрослыми. Умение оценивать своё состояние и окружающих людей, умение сдерживать отрицательные эмоции.

Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым, что входит в понятие физическая и духовная красота, каких поступков не совершает красивый человек; моделируют поступки красивого человека, оценивают поступки детей и свои;

размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции;

обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей, приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций, оценивают поступки ребят, которые портят настроение родным, и другим людям.

15. Друзья, их значение в жизни людей

Учебник – с. 70–73;

Тестовые задания - с. 16-18, тест № 4.

Кого можно назвать другом.

Как поступают настоящие друзья.

Друг, дружба, дружный коллектив.

Умение давать оценку своим поступкам  и одноклассников.

Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды;

моделируют день рождения друга;

составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты.

16. Семья. Родственники

Учебник – с. 74–76;

Рабочая тетрадь – с. 24, задания 13–16.

Что такое семья. Какими бывают семьи.

Кого называют родственниками. Как составить родословную семьи.

Семья, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная.

Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.

Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом;

решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов, выполняют задания в рабочей тетради;

готовят рассказ о своей семье по предложенному плану.

17. Семейные заботы и традиции

Учебник – с. 80–85;

Рабочая тетрадь – с. 25-27, задания 17–20.

Какую семью можно назвать дружной.

Какие есть обязанности у членов семьи.

Что такое семейные традиции, какими они могут быть.

Забота, обязанность, взаимопомощь; личные и семейные,

мужские и женские дела;

семейная традиция, реликвия; потомственная профессия.

Умение давать оценку значению семьи в жизни человека и своему отношению к своим родным.

Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях;

анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради;

обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий.

18. Родословная семьи

Учебник – с. 86;

Рабочая тетрадь – с. 28-30, задания 21-24;

Тестовые задания – с. 19-21, тест № 5.

Что такое проектная работа, как её выполняют и как представляют результаты исследований.

Выбор темы и проблем, которые исследуются. Выбор источников информации, как с ними работать. Возможные формы презентации результатов исследования.

Умение выполнять проектную работу и презентовать её.

Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста.

Раздел III. Природа вокруг тебя – 29 часов

19. Кто и как изучает природу

Учебник – с. 88–91;

Рабочая тетрадь – с. 31, задание 1.

Как человек познаёт окружающий мир. Кто такие учёные, какими способами они изучают природу.

Наука, учёный, законы природы; наблюдения, опыт, приборы, измерения.

Умение находить нужную информацию в тексте, ставить познавательную задачу и планировать её решение.

Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию;

учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке.

20. Природные тела и явления

Учебник – с. 92–95;

Рабочая тетрадь – с. 31, задание 2, с. 32, 33; задания 3-7.

Что учёные называют телом, что - природным явлением.

Какие природные явления происходят в неживой и живой природе.

Явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы.

Умение читать и составлять простые схемы, таблицы.

Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года;

читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

21, 22. Разнообразие облаков

Учебник – с. 96–97;

Рабочая тетрадь – с. 34-35, задания 9-11;

Тестовые задания – с. 22-23, тест №6, работа №4.

Что такое облака, из чего они состоят, почему образуются. Чем туман отличается от облака, в чём их сходство.

Водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака.

умение соотносить текстовую и графическую информацию; умение высказывать и аргументировать свои предположения; умение моделировать.

Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях;

предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

23. Солнце – ближайшая к Земле звезда

Учебник – с. 98–101;

Рабочая тетрадь – с. 36, задания 13-16.

Что такое Солнце, почему оно светит и греет.

Почему мы видим огромное Солнце небольшим кругом.

Космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Умение находить в тексте основную и второстепенную информацию, соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний.

Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради.

24. Солнце и жизнь

Учебник – с. 102–103;

Рабочая тетрадь – с. 37, задание 17.

Какое значение имеет Солнце для природы и людей.

Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу. Как беречься от жарких солнечных лучей.

Положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы, правила безопасного пребывания на солнце.

Умение анализировать рисунки, обобщать собранную информацию.

Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия  солнечных лучей на растения, животных, человека;

работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту;

составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника).

25. Звёзды и созвездия

Учебник – с. 104–108;

Рабочая тетрадь – с. 37, задание 18, с. 38, задание 19.

Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Все ли звёзды одинаковые. Почему они разного цвета.

Что такое созвездие.

Представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстоянии до них; созвездие, невооружённый глаз и телескоп, умение наблюдать яркие созвездия.

Умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение о телах окружающего мира.

Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы);

читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию).

26. Кометы, метеоры, метеориты

Учебник – с. 109–110;

Рабочая тетрадь – с. 38, задание 20.

Какие космические тела называют небесными «гостями». Как часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от звёзд.

Образные представления о кометах, метеорах, метеоритах.

Развитие пространственного мышления, умение выполнять аппликацию.

Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст;

сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними;

выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради.

27.  Земля – планета

Учебник (2 часть) – с. 3-7;

Рабочая тетрадь №2 – с.3, задания 1-3.

К каким космическим телам относится Земля, какова её форма, размеры. Чем планеты отличаются от звёзд.

Когда люди окончательно убедились, что Земля шарообразна.

Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль.

Умение ставить познавательную задачу, работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст;

сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия;

знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности;

отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради.

28.  Движение Земли

Учебник(2 часть) – с. 8–10;

Рабочая тетрадь № 2, - с. 4, задания 4-6.

Что является причиной смены дня и ночи на Земле. Почему сменяются на ней времена года. Какой должна быть модель Земли.

Глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца.

Умение работать с предметными моделями.

Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту;

знакомятся с моделью Земли – глобусом, убеждаются, что модель отражает шарообразную форму Земли, её вращение, наклон земной оси;

находят на глобусе полюса Земли, экватор;

наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи;

анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, подбирают карточки с их изображением и помещают их в соответствующие места на схеме;

отвечают на вопросы любознательных малышей; выполняют задания в рабочей тетради.

29. Луна – естественный спутник Земли

Учебник(2 часть) – с. 11–13;

Рабочая тетрадь №2 – с. 5, задания 7-9.

Является ли Луна источником света и тепла. Почему её вид меняется в течение месяца, а затем повторяется. Чем различаются Солнце и Луна.

Луна – естественный спутник Земли.

Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом, схемами.

Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебному тексту и с помощью опыта;

моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной (вместе с родителями).

30. Исследования Луны. Человек на Луне

Учебник(2 часть) – с. 14–15

Рабочая тетрадь №2 – с. 6-7, задания 10-13

Почему видны на Луне светлые и тёмные пятна.

С помощью чего и как исследуют поверхность Луны.

Астронавт, автоматическая станция, луноход, представление о лунной поверхности.

Умение находить в тексте нужную информацию, обобщать полученные знания, аргументировать

свои ответы, работать в паре.

Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами;

читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют свои предположения по тексту, данному в рабочей тетради;

обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы;

выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию).

31. Планеты, движущиеся вокруг Солнца

Учебник (2 часть) – с. 16 – 17;

Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 14-16.

Движутся ли вокруг Солнца, кроме Земли, другие планеты. Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля.

Представление о 9 планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах – малых планетах.

Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца.

Повторяют изученное ранее; читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца;

сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради;

рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь.

32. Разнообразие космических тел. Обобщающий урок

Учебник (1 часть) – с.98–110, учебник (2 часть) – с. 3-17; Тестовые задания - с. 26-27, тест № 7, с. 28–29, работа № 5.

Обобщаем знания по теме «Небесные тела». Проверяем умения различать и классифицировать космические тела.

Анализируем, насколько успешно усвоены учащимися  УУД.

Проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты.

Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов.

Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их.

33. Поверхность Земли. Материки и океаны

Учебник (2 часть) – с. 18–23, второй  форзац учебника (1 часть);

Рабочая тетрадь №2 – с. 10-11, задание 17, с. 12 задание 18.

Что изучает наука география. Что называют её вторым языком.

Как изображают земную поверхность на глобусе и карте. Какие её два вида преобладают на планете Земля. Сколько на Земле материков и океанов

Наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах;

океан, материк, остров, полуостров.

Умение работать со схемами и круговыми диаграммами, умение пользоваться условными обозначениями.

Ставят познавательную задачу (исходя из названия темы), высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника;

ставят учебную задачу (научиться читать карту – расшифровывать её условные обозначения), учатся добывать информацию о земной поверхности (по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли), находят на карте полушарий материки и океаны Земли;

учатся работать с круговыми диаграммами, схемами, выполняют задания в рабочей тетради, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике.

34. Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними

Учебник (2 часть) – с. 24-27;

Рабочая тетрадь №2 – с. 12, задания 19-20, с. 13, задания 21, 22.

Какие формы суши преобладают на земной поверхности.

Что называют равниной, какой она бывает. Что такое холм, овраг.

Формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнины, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки, соотносить текстовую и графическую информации.

Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления на них оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах – курганах и для чего их используют;

выполняют задания в рабочей тетради, моделируют холмы и овраги из пластилина.

35. Горы, их разнообразие

Учебник (2 часть) – с. 28–30;

Рабочая тетрадь №2 – с. 14, задания 23, 24.

Какими бывают горы. Как изображают их на карте.

Как называются части горы, какими они бывают.

Гора, её части (вершина, склон, подошва склона);

горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте;

Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.

Умение извлекать информацию с помощью условных знаков (карты); моделировать объекты окружающего мира.

Рассказывают о своих наблюдениях гор (если таковые имеются);

ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику;

учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины, выполняют задания в рабочей тетради.

36.  Горы и люди. Безопасное поведение в горах

Учебник (2 часть) – с. 31–34;

Рабочая тетрадь №2 – с. 15, задание 25, с. 16, задания 26-27.

Живут ли люди в горах, чем они занимаются.

Какие дороги строят в горах.

Чем опасны горы.

Горная долина, пропасть, тоннель;

снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер;

альпинист, правила безопасного поведения в горах.

Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников, умение работать с блок-схемами алгоритмов.

Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах;

оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты, выполняют задания в рабочей тетради.

37. Экскурсия. Формы суши родного края

Карта региона, рабочая тетрадь №2 – с. 17, задание 28.

Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике.

 

Умение различать разные формы суши.

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме;

эстетическое восприятие природы.

Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору).

38. Земля и её поверхность. Обобщающий урок

Учебник (2 часть) – с. 18-34;

Тестовые задания – с. 30-32, тест № 8, с. 33–34, работа № 6.

Обобщаем изученное в этом разделе, проверяем усвоение основных понятий и универсальных учебных действий.

Основные понятия, подлежащие контролю, - материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. Правила безопасного поведения в горах.

Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами.

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

39, 40. Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей

Учебник (часть 2) – с. 35–38;

Рабочая тетрадь №2 – с. 18, задания 29-31, с.19, задания 32, 33.

Что такое водоём. Какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода.

Чем опасен океан.

Мировой океан, океан, море, морская вода; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море.

Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей, своё собственное.

Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы – океаны, определяют частью каких океанов являются некоторые моря (по заданию в рабочей тетради);

выполняют опыт, моделируя морскую воду;

рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, обсуждают правила безопасного поведения на море;

сочиняют экологическую сказку о море (по желанию).

41, 42. Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей

Учебник (часть 2) – с. 39–43;

Рабочая тетрадь №2  – с. 20, задания 34, 35, с. 21-22, задания 36-39.

Какую воду называют пресной. Что такое река, какие у неё есть части. Какими могут быть реки.

Чем важны реки для людей, чем они опасны.

Пресная вода;

естественный, искусственный водоёмы;

река – постоянный поток пресной воды;

части реки - исток, приток, устье, русло;

водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция.

Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.

Ставят познавательную задачу, соотносят текстовую и графическую информацию; составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину;

рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу (экологическое путешествие по реке) по информации, данной на первом форзаце учебника.

43, 44.  Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России

Учебник (часть 2) – с. 44–49;

Рабочая тетрадь №2  – с. 23, 24 задания 40-43.

Чем различаются пресные водоёмы. Чем озеро отличается от пруда, от болота.

Какие озёра самые большие, самые глубокие на Земле.

Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды.

Озеро, пруд, болото;

правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.

Умение работать текстовой и графической информацией, с рисунками-схемами;

эстетическое восприятие природы .

Ставят познавательную задачу, анализируют рисунки и сравнивают разные пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учебник с. 47);

выполняют задания в рабочей тетради, готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию.

45. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов

Учебник (часть 2) – с. 50–52;

Рабочая тетрадь №2

 – с. 25, задание 44, с. 26, задание 45.

Какое значение имеет пресная вода для природы и человека.

Много ли на Земле питьевой воды, из каких источников её берут.

Как можно сохранять чистоту водоёмов с питьевой водой.

Питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды;

меры экономного расходования питьевой воды.

Умение работать с разными источниками информации;

давать нравственную оценку отношению людей к природе.

Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов;

46. Экскурсия. Водоёмы родного края

Карта региона,

рабочая тетрадь №2 – с. 27-28, задания 46-49.

Наблюдение разных видов водоёмов в своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике.

 

Умение различать разные виды водоёмов.

Умение представлять результаты наблюдений в разной форме.

Наблюдают водоёмы, которые есть в данной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями)).

47. Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок

Учебник (2 часть) – с. 35-52;

Тестовые задания – с. 35-37, тест № 9, с. 38–39, работа № 7;

Рабочая тетрадь №2  - с.29, задание 50.

Обобщаем знания по теме «Водоёмы», проверяем усвоение основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Естественный и искусственный водоёмы;

океан, море, река, озеро, пруд, болото, водохранилище, пруд, канал;

пресная и морская (солёная) вода;

части реки - исток, приток, устье; правила безопасного поведения на воде

Умение различать (и изображать) объекты окружающего мира по их отличительным признакам, объединять и распределять их по существенным признакам; умение работать со схемами, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов.

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

Раздел  IV. Наша Родина – Россия – 10 ч.

48. Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство

Учебник (2 часть) - с. 53–58;

Рабочая тетрадь №2 – с.30, задания 1, 2.

Что такое Родина и «малая родина». Чем отличается Россия от других стран мира.

Кого называют гражданином России.

Чем различаются народы разных национальностей.

Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край.

Умение работать с текстовой и графической информацией, выделять главную мысль, находить определение понятий, анализировать рисунки, рисунки-схемы, фотографии, составлять небольшое сообщение (о своей «малой родине»).

Составляют представление о России по рисунку-схеме, проверяют его по учебному тексту;

выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их;

рассказывают о своей малой родине;

готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию).

49. Российская Федерация, её государственные символы

Учебник (2 часть) – с. 59–61, второй форзац учебника;

Рабочая тетрадь № 2 – с.31, задание 3.

Как называется наше государство. Что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть границы государства, кто их охраняет.

Российская Федерация, республика, край, область;

государственная граница (сухопутная, морская), армия;

герб, флаг, гимн России; .

Умение отличать государственные символы России от других государств, воспитание патриотизма.

Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах (по выбору).

50. Конституция – основной закон государства. Государственные праздники

Учебник (часть 2) – с. 62–67

Рабочая тетрадь № 2 – с.  31, задание 4;

Тестовые задания - с. 40-41, тест № 10.

кто им управляет Что такое закон. Где записаны законы государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник.

Президент, закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, ребёнка;

международный, государственный, национальный и др. праздники.

Умение работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы.

Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребёнка (они выделены международным сообществом отдельно); знакомятся (или закрепляют) с государственными праздниками, международными Днями охраны природы, профессиональными праздниками, которые отмечаются в России.

.

51.  Москва – столица России

Учебник (часть 2) – с. 68–71.

Какой город является столицей современной России. Всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славятся Москва, Санкт–Петербург, Великий Новгород.

Столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт–Петербурга.

Умение выполнять проектную работу.

Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с их достопримечательностями;

готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города).

52. Российские города.

Учебник (2 часть) - с. 72–76;

Тестовые задания – с. 42-43, работа № 8

Чем известны и примечательны некоторые города России. За какие заслуги городу присваивают звание «город-герой». Какие города называют

городами воинской славы.

Как дают имена городам, что отражают на их гербах.

Город-герой, город воинской славы, город-миллионер;

культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города.

Умение осуществлять поиск информации в дополнительной литературе, выделять нужную информацию из текста (учебного, научно-популярного, художественного) из иллюстраций, умение представлять собранную информацию;

умение выполнять тестовые задания разных типов.

Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы;

выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами;

размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в древнем городе;

рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем могут заниматься его жители;

выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе.

53. Родной город (село), его достопримечательности

Тестовые задания – с. 49, задание 1.

Продолжить формировать умение выполнять проектную работу.

Умение выполнять проектную работу; тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов.

В начале урока ученики выполняют задание в тестовой тетради; обсуждают,  какими достопримечательностями могут гордиться люди, живущие в городе, как они должны за ними ухаживать.

Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе.

54. Горожане и селяне. Проблемы современного города

Учебник (2 часть) – с. 77–82;

Рабочая тетрадь № 2 - с. 32, задание 5, с. 33, задание 6

О чём думают архитекторы, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нём. Чем различаются улицы больших городов.

Какие службы есть в городах, чем они занимаются.

Чем опасны свалки отходов.

Как надо собирать отходы, как их перерабатывать.

Архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь;

отходы городского хозяйства и бытовые, свалка, контейнер для сбора отходов;

правила безопасного и экологически грамотного поведения в городе и за городом.

умение работать со словарём;

умение ставить познавательную задачу и решать её с помощью опыта, выполнять простые опыты.

Рассуждают, чем отличается город от села (деревни), чем отличается вид современного города от старинного города, чем различаются промышленная, жилая зоны, места отдыха в городе;

сравнивают условия жизни горожан и селян, анализируют городские улицы и постройки, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои предположения по тексту, находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью по иллюстрациям;

рассуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город, куда направляют городские отходы, выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, обсуждают чем опасны свалки отходов;

предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор;

выполняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом,

выполняют задания в рабочей тетради.

55. Проблемы современного города (продолжение)

Учебник (2 часть) – с. 83–85;

Рабочая тетрадь № 2 - с. 34, 35, задания 7-9.

Транспортные проблемы современного города.

Каким бывает наземный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть.

Транспорт, пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, общественный, личный;

правила безопасного поведения на транспорте.

Умение проводить наблюдения, анализировать их;

работать с блок-схемами алгоритмов.

Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок-схема города в учебнике); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, связанные с наземным транспортом; называют отличительные признаки разных видов наземного транспорта и распределяют его на группы;

Обсуждают правила безопасного поведения на транспорте; выполняют задания в рабочей тетради.

56, 57. Водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании

Учебник (2 часть) – с. 86–89; Рабочая тетрадь № 2 – с. 36 - 38, задания 10-15; тестовые задания – с. 46-47, работа № 9, задания 1-6.

Какие виды водного и воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт, для городских жителей, как их можно решить.

Водный и воздушный транспорт; экологические проблемы, связанные с транспортом.

Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира.

Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки;

обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения;

выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях.

Раздел V. Человек – творец – 11 часов

58. Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог

Учебник (2 часть) – с. 90–93

Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16.

Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся. О чём можно узнать в музеях. Чем важна профессия археолог.

Музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи.

Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.

Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради.

59. Старинные и современные предметы одежды и быта

Учебник (2 часть) – с. 94-96;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 17, с. 40, задание 18.

Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличались от современных вещей.

Быт, утварь, ухват, кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло, кафтан, сарафан, зипун, лапти; лампада, факел, керосиновая лампа, свеча; правила безопасного пользования осветительными приборами.

Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.

Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники; обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради.

60. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи

Учебник (2 часть) – с. 97–101;

Тестовые задания – с. 44-45, тест № 11.

Как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом на расстоянии.

Знаки, буквы, иероглифы, алфавит;

счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта.

Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её.

Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты.

61. Художественное творчество человека Учебник (2 часть) – с. 102–103.

Тестовые задания – с. 48-51, работа № 10.

Что кроме жилища, пищи, одежды ещё необходимо человеку.

Что такое «искусство», какими его видами занимаются люди.

Художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец;

театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль.

Развитие эстетического восприятия окружающего мира, умение оценивать произведения искусства.

Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях;

обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора, поэта и др.;

делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении выставки художников;

выполняют задания в тестовой тетради.

62. Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.

Дополнительные источники информации.

Какими способами можно представить знания о природе, человеке, обществе.

Художественное и научное представление знаний об окружающем мире.

Умение выполнять и презентовать проектное исследование.

Выбирают тему исследования (работу художника, поэта, композитора, скульптора, посвящённую природе) и готовят её презентацию (короткое сообщение о деятеле искусства, репродукцию картины и её описание, стихотворение и др.).

63.  Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия

Учебник (2 часть) – с. 104-105;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 41-42, задания 19-23.

Какой предмет называют симметричным. Какую симметрию называют осевой (зеркальной).

Симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии;

осевая симметрия, линия симметрии; умение различать симметричный и несимметричный предметы, проводить линию симметрии.

Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений; умение различать предметы по их отличительным признакам.

Наблюдают (рассматривают) различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, проверяют свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя;

выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета;

догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией, проверяют правильность проведения линии симметрии;

«играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, находят его особенности, выясняют, какое расположение предметов называют зеркально-симметричным, располагают соответственно предметы на столе.

64. Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии

Учебник (2 часть) – с. 105;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 43, задания 24-26, с. 44, задания 27-29.

Как проверить, что данный предмет не обладает осевой симметрией.

Как проверить, что предмет обладает центральной (поворотной) симметрией.

Центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии.

Умение работать с разными источниками информации. Умение применять знания в практической деятельности.

В начале урока проверяют свои знания осевой симметрии, выполняя задания в рабочей тетради;

догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с центральной симметрией;

проверяют вырезанное (из рабочей тетради) изображение предмета на наличие осевой симметрии, убеждаются, что повторяемость частей предмета происходит при его повороте, находят центр симметрии предметов;

выполняют задания в рабочей тетради.

65. Орнаментальная (переносная) симметрия.

Учебник (2 часть) – с. 106;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 45, задания 30-32.

Какой вид симметрии часто используется в узорах одежды, предметов быта, украшениях.

элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент;

умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах.

Развитие эстетического восприятия окружающего мира; умение применять знания в практической деятельности.

Догадываются о признаке переносной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы, где есть переносная симметрия, находят ячейку переноса; выполняют задания в рабочей тетради.

66. Виды симметрии в изделиях людей

Учебник (2 часть) – с. 107-109;

Тестовые задания – с. 52-52, работа № 11.

Почему люди используют симметрию в своих изделиях.

Проверка усвоения знаний по разделу «Симметрия».

Основные понятия и умения, подлежащие контролю: симметричный и несимметричный предмет, виды симметрии, умение изображать предметы, обладающие симметрией, проводить линии симметрии.

Умение проверять и оценивать результаты своего учебного труда.

Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь.

Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы.

67. Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе

Тестовые задания – с. 54-56;

Рабочая тетрадь № 2 – с. 46.

Проверяем предметные знания и умения работать с текстовой и графической информацией, умение оценивать свои успехи в учёбе.

Знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления живой и неживой природы.

Умение работать с иллюстрациями, текстом, находить нужную информацию, использовать её для решения учебных задач.

Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, находят в тексте явления, которые характерны для Мурманска, по его гербу определяют, чем занимаются его жители;

выбирают (или делают все) дополнительные вопросы и отвечают на них;

в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов – кружок красный – выполнил всё, доволен собой, жёлтый квадрат – допустил одну две ошибки, не совсем уверен в некоторых ответах, но знания свои считаю достаточно хорошими, зелёный треугольник – сделал только половину работы, считаю, что знания у меня посредственные.

68. Экскурсия

«Красота природная и рукотворная»

Наблюдение природных и рукотворных объектов с целью оценки их красоты и гармонии, творческих способностей человека.

Умение подмечать красивое, примечательное, развивать эстетический вкус.

Фотографируют примечательные растения, здания, решётки оград, мосты и др. Готовят альбом о своём городе (селе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

Планирование по УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Тематическое планирование - Окружающий мир - 1 класс - Школа России

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные ...

Тематическое планирование окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков. УМК школа России

В программе представлена развёрнутая рабочая программа к учебнику А,А.Плешакова Окружающий мир в двух частях для 3 класса. УМК Школа России....

Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.

Тематическое планировани к учебнику Глазовой О,Т. по программе "Гармония"...

Тематическое планирование Окружающий мир 1 класс.

Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс (ФГОС, издание 2011 год)...

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....