Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежливости,  нравственности. Приложение к уроку содержит памятки для учащихся и полезные советы, которые дети могут вложить в дневники и просматривать время от времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Если добрый ты - это хорошо"119.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное образовательное учреждение

                              «Средняя общеобразовательная школа № 15

                      имени Героя Советского Союза Д. Я. Старостина».

Конспект открытого урока.

Предмет-                                      «Речь и культура общения».

Класс-                                                                   2 А.

Тема-                                               «Если добрый ты - это хорошо».

Срок проведения-                                        30.10.2010 г.

Цели урока:

-формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психологическому здоровью через понимание необходимости быть добрым в школе и дома;

-учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста;

-знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов;

-воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу;

-формировать духовно и нравственно развитую личность.

                                                Задачи урока:

-приобщение к нравственности;

-развитие внутренней культуры детей;

-развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации;

-расширение активного словарного запаса и кругозора детей;

-выработка особого мнения о добром человеке.

                                               Оборудование:

Карта путешествия «Страна Добра», названия городов «Волшебные слова», «Не попади впросак», «Отдыхалочка», «Пословицы», «Читалочка», «В гостях у Совы», «В гостях у Незнайки», «Ежели Вы вежливы», «Рисовалкино», школьный автобус, фонозаписи песен В. Савельева «Если добрый ты», костюм Незнайки, надписи: если добрый ты- это хорошо; спешите делать добро;  буду добрым, учусь с радостью, буду здоровым;  доброе слово лечит, а злое калечит; вежливые слова; доброта и вежливость- на все времена; маршрутные карты у детей; памятки Доброты для учащихся; пословицы: «Добро помни, а зло забывай», «Что посеешь, то и пожнёшь», «За добро добром платим», «Худо тому, кто добра не делает никому»; мультфильм о Доброте; кот Леопольд.

Конспект урока.

  1. Организация класса.

  Хором все учащиеся:

-Рады видеть мы гостей,

Говорим всем  «Добрый день!»

- Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

(Маршрутная карта, письменные принадлежности, цветные карандаши).

Мы проведём урок по предмету  «Речь и культура общения».

 

Звучит фонозапись Б. Савельева «Если добрый ты».

   2.Сообщение темы и целей урока.

Тема урока записана на доске: «Если добрый ты- это хорошо».

-О чём прозвучала песня? Кто её пел? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-О доброте.

-Что значит быть добрым человеком?

- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение- от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе..» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.  

 Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача- добрый человек поздравит его, а если беда- добрые слова помогут утешить и успокоить. Поднимите руки, кто хочет быть добрым человеком? Если все ученики в классе будут добрыми, то и учиться каждый захочет с удовольствием.  Если человек добр, то и здоровье у него крепче, чем у злого человека.

Записи на доске:

Буду добрым- учусь с радостью- буду здоровым.

       Доброта и вежливость- на все времена.

Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие на школьном автобусе, мы посетим с вами необычную страну. Как она называется? (Страна Добра).

Открывается карта путешествия.

-Это карта этой страны. В каких городах нам предстоит побывать? Эта страна так называется потому, что все её жители  желают друг другу добра, здоровья и счастья. У Вас на столе лежит Маршрутная карта, в ней Вы будете выполнять задания по ходу урока и оценивать свои результаты.

3. Город «Волшебные слова».

-Мы прибыли в город, который как называется? Как Вы думаете какие слова называют волшебными словами? (Вежливые).

 Проведём небольшое соревнование. Возьмите ручки, по моей команде вы должны будете записать на листе бумаги как можно больше добрых- вежливых  слов. На выполнение задания даётся 3 минуты.

 - Стоп. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

Проверяющие по рядам проверяют количество написанных вежливых слов.

Проверьте написание слов по стенду. Оцените свою работу на полях (+, -, -). В каких ситуациях говорят эти группы слов?

Доброта. Вежливость ( запись на доску).

- Улыбнитесь друг другу, пусть у Вас будет только хорошее настроение.

                                                                   

4. Город «Не попади впросак».

-К какому городу мы подъезжаем? Отгадайте весёлые загадки. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё надо всем вместе хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если загадка с подвохом- надо промолчать. Будьте внимательны!

-Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

-Кто из вас, скажите, братцы,

                                                                         

Забывает умываться?

     -У кого из вас в порядке

Сумка, книжки  и тетрадки?

      -Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

-Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

-Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

-Молодцы! Оцените свою работу в маршрутной карте.

5. Город «Пословицы»

- К какому городу мы подъезжаем? Что такое – пословица? ( Народная мудрость).

- В своей маршрутной карте соедините начало и конец пословиц.

Добро помни, а                                                         пожнёшь.

Что посеешь, то и                                                     зло забывай.

За добро                                                                     добра не делает никому.

Худо тому, кто                                                          добром платим.

Проверка в парах по образцу на доске.

-Отметьте результат в маршрутной карте. Объясните смысл каждой из пословиц.

-Надо ли быть воспитанным, когда этого никто не видит? Просто ли быть добрым?

-Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя никто не видит. По тому как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы.

-Какого человека можно назвать тактичным? (Быть тактичным, значит поступать так, чтобы не сделать другому человеку больно ни словом, ни делом).

Такт- внутренняя чуткость (запись на доску).

6. Город «Отдыхалочка».

Игра «Запрещённое движение».

  1. Город «Читалочка». 

В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

- К какому городу мы подъезжаем?

- Внимательно послушайте рассказ В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» (вывешивается портрет В. А. Сухомлинского). В этом рассказе сокрыта мудрость, поэтому давайте слушать его с целью увидеть разгадку тайны о доброте, сокрытую в нём.

                      В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

 

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

 У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

 Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

 На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек?- спросил внук деда.

- Это не человек, -ответил дед.

 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять  в солому  и поехал.

- Что это за человек?- спросил внук деда.

- И это ещё не человек,- ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из тнлнги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек?- спросил внук.

- Обыкновенный человек,- ответил дед.

- В маршрутной карте найдите вопросы к этому рассказу, ответьте на них.

Фронтальная проверка.

8. Город «В гостях у Совы».

- Каким человеком быть труднее добрым или злым? (Добрым). Почему? Давайте побываем в гостях у тётушки Совы, она поможет ответить на этот вопрос.

- Отметьте в маршрутной карте, ответ на этот вопрос.

Обсуждение ответов.

9. Город «В гостях у Незнайки».

-К какому городу мы подъехали? Побываем в гостях у Незнайки, послушаем его разговор с мамой.

Незнайка: -Ой, мама, давай скорей завтракать, а то в школу опоздаю.

Мама: -А ещё раньше, ты что говоришь?

Незнайка: -Мам, а где мои носки? Я забыл, куда их вчера вечером бросил.

Мама: -А ещё раньше, что надо сказать?

Незнайка: -Ещё раньше? Ой, мам, чего ты меня будишь? Ведь ещё рано!

Мама: -Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в 1 очередь, когда утром только-только раскрыл глаза и потянулся. Помогайте, ребята! (С добрым утром!)

Незнайка: -Ах, с добрым утром! Понятно.

Мама: -Продолжаем. Вот ты позавтракал, и что ты маме скажешь? Спа…

Незнайка: -Спокойной ночи. Что ли?

Мама: -Ребята, опять нужна ваша помощь! (Спасибо!)

Мама: -А перед уходом в школу, что надо сказать на прощанье? Да…

Незнайка: -Ой, мам, чуть не забыл. Дай на мороженое!

                                                                   

Мама: -Опять ты всё перепутал. Ребята, помогайте! ( До свидания!)

Мама:           -Ну а дальше. Вышел ты из дома, сел в автобус, рядом старушка, что надо сказать?

Незнайка: -Баушк, передай на билетик.

Мама: -Эх, Незнайка. А ведь говорил, что всё помнишь.

Незнайка: -А что?

Мама: -Ребята, помогайте! (Уступить место.)

Незнайка: -А, это я всегда делаю. Садись, баушк, мне всего 1 остановку ехать.

Мама: -Незнайка, ведь взрослым всегда надо место уступать, а не только тогда, когда тебе пора выходить.

Незнайка: -Ясно, я давно всё понял. Утром –поздороваться, уходя –попрощаться и место уступать. Слушайте, а так скоро про меня будут говорить –вон пошёл самый вежливый человек, гордость нашей школы. Это очень приятно –быть вежливым, этим можно гордиться.

     -Если Вы поняли как нужно поступать, поставьте результат в маршрутной карте.

  1.  Город «Ежели вы вежливы».

      -Нам осталось завершить наше путешествие в городе «Ежели вы вежливы». Об этом нам напомнят ребята и поэт С. Я. Маршак.

  1. Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

  1. И ежели вы вежливы

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

  1. И, ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы –то есть сами.

  1. И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с бабушкой, и с дедушкой

                                                                     

Вы их не перебьёте.

5. И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмёте не навеки.

  1. И ежели вы вежливы

То книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом переплёте.

  1. И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

  1. Город «Рисовалкино».

- К какому городу мы подъезжаем?

-Нарисуйте с помощью родителей что- нибудь «Доброе».

- Покажите друг- другу свои рисунки, пожелайте друг другу хорошего настроения.

       12.    Подведение итогов.

-О чём мы сегодня говорили?

-Что нового,  полезного и интересного вы для себя узнали?

- Вот и закончилось наше путешествие по стране Добра. По каким городам мы путешествовали?

- Понравился ли Вам наш урок? Будете ли работать над собой и учиться быть добрыми?

- Посмотрите на наши результаты. Хочется, чтобы всем всегда было радостно. Желаю всем расти крепкими, здоровыми и умными!

-Чтобы Вы росли  добрыми людьми я хочу Вам предложить несколько полезных советов. (Раздача памяток всем учащимся).

                                                                      Советы Доброты.

                                                                    Тактичный человек:

  1. не хвастается;
  2. не выясняет отношений в присутствии посторонних;
  3. не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;
  4. терпим к недостаткам и слабостям других людей;
  5. никогда не рассказывает другим чужих тайн;
  6. в разговоре с людьми, имеющими какой- либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;
  7. не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

 

-Сегодняшний наш урок мне  хочется закончить стихотворением  С. Я. Маршака

                 «Пожелания друзьям».

Желаю вам цвести, расти

 Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья.

Даётся нам недёшево.

Слово предоставляется нашим родителям (священнику- Мякишеву К. А.)

- Нашим родителям ребята подготовили подарки- закладки, чтобы родители не забывали о том, что необходимо своевременно заполнять читательский дневник, ведь всё новое и полезное ребята узнают из книг.

 - Ребята дарят подарки.

                  Все.                     Расстаёмся мы сейчас,

                            Добрый путь вам! В добрый час!  

Учитель раздаёт учащимся памятки с советами Доброты.

                                                                  Советы Доброты.

                                                  Тактичный человек:

  1. не хвастается;
  2. не выясняет отношений в присутствии посторонних;
  3. не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;
  4. терпим к недостаткам и слабостям других людей;
  5. никогда не рассказывает другим чужих тайн;
  6. в разговоре с людьми, имеющими какой - либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;
  7. не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

                                             

                                             

                                             

                                             

 Маршрутная карта.    ___________________________

                                            Страна Добра.                  (фамилия, имя)

                                 Название города.                Задание.

Результат выполнения.

               ( +, +, - )

1.

                                         Волшебные слова.



2.

                                         Не попади впросак.

3.

                                               Пословицы.

Добро помни, а                                                 пожнёшь.

Что посеешь, то и                                              зло забывай.

За добро                                                             добра не делает никому.

Худо тому, кто                                                  добром платим.

4.

                                            Отдыхалочка.

5.

                                               Читалочка.

            В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

  1. Сколько действующих лиц в рассказе? ( 2,     4,      5 )

  1. Можно ли сказать, что дед с внуком добрые люди? ( да,      нет).

  1. Про кого из проезжающих дед сказал, что «это человек»?

( 1,    2,    3  проезжающий).

4. Ты хочешь быть добрым человеком? (   да,          нет).

6.

                                    В гостях у Совы.

Каким человеком быть труднее? ( добрым, злым )

7.

                                           Незнайка.

Хочешь ли ты быть похожим на Незнайку? ( да, нет ).

8.

                                  Ежели Вы вежливы.

Всегда ли Ты бываешь вежливым? ( да, нет )

Будете ли Вы работать над собой и учиться быть добрыми? ( да, нет )

9.

                                       Рисовалкино.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

              Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

            Восточная мудрость.                                  Восточная мудрость.

Относись к людям так, как Ты хотел бы,         Относись к людям так, как Ты хотел бы,

       чтобы они относились к Тебе.                             чтобы они относились к Тебе.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок физической культуры в 4 г классе.

Тема:  Совершенствование навыков передачи мяча сверху двумя руками.Цель: Повышение уровня технической подготовленности  учащихся при овладении техникой передачи мяча двумя руками сверху.Зада...

Открытый урок в 3 классе В.А.Осеева "Хорошее"

Открытый урок в 3 классе В.А.Осеева "Хорошее"...

Конспект открытого урока физической культуры

Конспект открытого урока физической культуры в 4"Б" классе....

Открытый урок физической культуры. Гимнастика

Обучение гимнастическим элементам в начальной школе...

Открытый урок православной культуры в 4 классе. Тема. Заповеди Блаженств

                                         Тема. Заповеди блаженствЦели урока: познакомить...

Открытый урок «Зерновые культуры»

Тема: Зерновые культурыЦели:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с Зерновыми культурами, формировать навыки анализа лирического текста;Воспитательные: воспитывать чувство любви к растениям...

Открытый урок физической культуры в 3 классе

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по физической культуре на тему "Упражнения в парах. Ведение мяча в футболе. Обводка, удары. Передачи в круге. Остановка мяча. Игра Мини-футбол&quo...