2класс
материал по окружающему миру по теме

РАзное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okr.miru_.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

УМК:  Школа 2100 (авт. учебника А.А.Вахрушев)

Тема урока:  Земля имеет форму шара.

Цели урока: способствовать обогащению  представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.

Задачи:

 Образовательные: познакомить учащихся с понятием «горизонт», с уменьшенной моделью Земли – глобусом, краткой историей первого кругосветного путешествия Ф.Магеллана.

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и  учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.

Воспитательные: способствовать расширению  кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.

Оборудование:  компьютер,

                             мультимедийный проектор,

                             презентация к уроку,

                             учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 1 часть, авт. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М.:Баласс, 2009 г.

                            «Дневники исследований» для каждого ученика (Приложение № 1)

Приёмы ТРКМЧП, применяемые на уроке:  «Дневник исследований», «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы»

Презентация содержит 9 слайдов. Переход с одного слайда на другой по щелчку.

Слайд № 1  – титульный

Слайд № 2  – анимированный кроссворд. Смена заданий по щелчку.

Слайд № 3, 4 , 8  – появление и исчезание объектов по щелчку.

Слайд № 5 – по щелчку появляется «Линия горизонта», определение «горизонт».

Слайд № 6 – смена наблюдений в подзорную трубу – автоматически.

Слайд № 7 -  «карта путешествия Магеллана» появляется по щелчку, далее щелчком можно активировать «Красную точку», которая покажет путь экспедиции Магеллана. Эффект мерцания настроен в месте предполагаемого пункта назначения экспедиции.

Слайд № 9 – ссылки на источники графики.        

Ход урока:

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

Мультимедийное сопровождение

Оргмомент

Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

- Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке.

 (учащиеся отгадывают кроссворд)

- Какое  «ключевое» слово у нас получилось?

- Земля.

Слайд № 2.

Актуализация знаний

и

постановка проблемы

 - Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений  о форме Земли. Послушайте, пожалуйста, их мнения и определите, правы ли были древние мудрецы? Почему?

(Ребята слушают сообщение)

- Ещё в глубокой древности мудрецы стали задумываться над тем, какую форму имеет Земля. Их суждения зависели от того, что они видели вокруг себя. Например, в Вавилоне, расположенном между горами и морем, думали так: мир - это большая гора, окружённая морем. На западном склоне горы - родной Вавилон. Над Вавилоном - небесный свод. Он опирается на море - как перевёрнутая чашка на блюдце! Под Вавилоном - пустота. Вечером туда уходит солнце и там, под землёю, всю ночь идёт с запада на восток, чтобы утром опять выйти над Вавилоном.

   Даже в одной и той же стране представления о форме Земли могли различаться. Например, древние индусы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Другие представляли, что, черепаха плавает по безбрежному молочному морю

Гораздо позднее, когда люди стали подробно изучать небесные тела (Солнце и звезды) индусы стали утверждать, что черепаха «плавает» в бескрайних просторах космоса, Вселенной…

- Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?

- Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте.  Наша сегодняшняя цель:  найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

- Мудрецы не правы. Земля имеет форму шара.

Слайд № 3.

Изучение нового материала.

Фронтальная

и индивидуальная работа

- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо ответить на вопрос: «Что доказывает тот факт, что Земля имеет форму шара?»

-  Запишите свои ответы в  «Дневниках исследований» в первой колонке, которая называется «Что мне известно по данному вопросу, теме?».

 (Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу, см. Приложение № 1)

- Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках?

Проверка гипотез.

1. Вид Земли из космоса.

- Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?

- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже

- Дополните записи в своих таблицах, но уже в колонке «Что нового я узнал по данной теме (вопросу)?»

Дети высказывают свои предположения. Возможно, они будут таковы:

Вид Земли из космоса,  глобус, кругосветные путешествия мореплавателей.

- Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают.

Слайд № 4.

Работа по учебнику «Наша планета Земля»,

ч. 1,

с. 26

- Работа по учебнику, с. 28

2. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.

-   Но ведь доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде.  Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края»  Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?

- Давайте познакомимся ещё с одним доказательством. Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника, делая следующие пометки

  1. «v» -  если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  2. «+» -  если то, что вы читаете, является для вас новым;
  3. «?»  - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 После чтения и вовремя время обсуждения учителю следует обратить внимание на следующие вопросы:

- Что  называют линией горизонта, или просто горизонтом?

- Можно ли дойти до горизонта?

- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?

- Совершенно верно. Земля своей выпуклостью закрывает  корабль. Это же подтверждают рассказы моряков о том, что когда корабль уходит в море, то берег как бы погружается в море – сначала береговая полоса, потом скрываются небольшие по высоте объекты, самыми последними исчезают самые высокие (дома, горы и т.д.)

- Откройте учебник, рассмотрите иллюстрации.

- Кто раньше увидит подплывающий корабль: тот, находится на берегу, или тот, кто на маяке?

- Как изменяется вид местности при подъеме в гору?

- Итак, что же является вторым  доказательством шарообразности  Земли?  

- Дополните свои записи  в «Дневниках исследований» в колонке «Что нового я узнал по данной теме (вопросу)?» 

- Не  удалось. Дойти до края Земли нельзя.

Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки, затем коллективно их обсуждают.

Выслушиваются ответы учащихся

- Сначала  на горизонте видна только маленькая точка, потом видны верхушки мачт, паруса, а потом уже весь корабль.

Выслушиваются ответы учащихся

- Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.

Слайд № 5.

Слайд  № 6.

Физкультминутка

Продолжение работы над новым материалом.

3. Кругосветные путешествия мореплавателей.

- Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?

- Послушайте, пожалуйста,   мой рассказ и дополните свои записи в «Дневнике исследователей»

 -  Магеллан по происхождению португалец. Но переехал в Испанию и перешел на службу к испанскому королю. В те далекие времена Португалия и Испания враждовали из—за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.

В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова». Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад. Флотилия Магеллана состояла из 5 кораблей, а команда насчитывала 265 человек.

     Во время долгого путешествия  «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, — как сообщает один из участников, — мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался  переход через Тихий океан, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла.

    Только  через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два  «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. Во время подготовки судов к обратному пути испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен.

 К тому времени  суда сильно  обветшали. «Тринидад»  был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 из 265 человек вернулись на родину.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

- Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что  такое «глобус»?

- Как вы думаете, почему первые глобусы отличались от того, который есть у нас в классе?

Выслушиваются ответы учащихся

Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают.

- Уменьшенная модель Земли.

- Люди еще не знали о существовании некоторых земель, которые были открыты позже.

Слайд № 7.

Слайд № 8.

Закрепление пройденного материала.

Фронтальная работа

- Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?

Выслушиваются ответы учащихся

Работа в парах.

- А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь «Дневниками исследований» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке.

- Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить  «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.

(Предполагается что учащиеся уже знакомы с данным приемом. Работа осуществляется в таблицах. Приложение 2)

Учащиеся выполняют задания в парах, затем коллективно обсуждаю составленные вопросы.

Подведение итогов.

Фронтальная работа.

- Понравилось ли вам быть исследователями?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Д/з

Рабочая тетрадь, с. 9 задания №№1-3.

По желанию, составить «тонкие» и «толстые» вопросы по изученной теме.

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации  для учителя по курсу окружающего мира.- Москва, Изд-во Баласс, - 2008 г.
  2. Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com
  3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.-  Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Магеллан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

имя существительное 2класс введение нового

на основе деятельностного метода происходит введение понятия "имя существительное", может использоваться в любых УМК....

Коррекционно-развивающее занятие по математике "Математическое лото" 2класс

Коррекционно-развивающее занятие по математике в форме игры "Математическое лото" по теме:«Нумерация чисел в пределах 100» 2 класс.  Данное занятие направлено на развивтие зрительной памяти, конц...

Презентация к уроку математики во 2классе

Презентация к уроку математики "Трёхзначные числа".  Устный счёт....

Презентация к уроку математики во 2классе.

Презентация к уроку математики "Трёхзначные числа".  Устный счёт....

Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

Конспект урока математики тема «Обобщение знаний о геометрических фигурах» 2класс

Урок математики во 2 классе по УМК "Планета знаний" содержит презинтацию....