Главные вкладки

    План-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме:
    2класс

    РАзное

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka_po_okr.miru_.doc110.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 2

    УМК:  Школа 2100 (авт. учебника А.А.Вахрушев)

    Тема урока:  Земля имеет форму шара.

    Цели урока: способствовать обогащению  представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.

    Задачи:

     Образовательные: познакомить учащихся с понятием «горизонт», с уменьшенной моделью Земли – глобусом, краткой историей первого кругосветного путешествия Ф.Магеллана.

    Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и  учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.

    Воспитательные: способствовать расширению  кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.

    Оборудование:  компьютер,

                                 мультимедийный проектор,

                                 презентация к уроку,

                                 учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 1 часть, авт. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М.:Баласс, 2009 г.

                                «Дневники исследований» для каждого ученика (Приложение № 1)

    Приёмы ТРКМЧП, применяемые на уроке:  «Дневник исследований», «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы»

    Презентация содержит 9 слайдов. Переход с одного слайда на другой по щелчку.

    Слайд № 1  – титульный

    Слайд № 2  – анимированный кроссворд. Смена заданий по щелчку.

    Слайд № 3, 4 , 8  – появление и исчезание объектов по щелчку.

    Слайд № 5 – по щелчку появляется «Линия горизонта», определение «горизонт».

    Слайд № 6 – смена наблюдений в подзорную трубу – автоматически.

    Слайд № 7 -  «карта путешествия Магеллана» появляется по щелчку, далее щелчком можно активировать «Красную точку», которая покажет путь экспедиции Магеллана. Эффект мерцания настроен в месте предполагаемого пункта назначения экспедиции.

    Слайд № 9 – ссылки на источники графики.        

    Ход урока:

    Этапы урока

    Учитель

    Учащиеся

    Мультимедийное сопровождение

    Оргмомент

    Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

    Проверка домашнего задания

    Фронтальная работа

    - Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке.

     (учащиеся отгадывают кроссворд)

    - Какое  «ключевое» слово у нас получилось?

    - Земля.

    Слайд № 2.

    Актуализация знаний

    и

    постановка проблемы

     - Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений  о форме Земли. Послушайте, пожалуйста, их мнения и определите, правы ли были древние мудрецы? Почему?

    (Ребята слушают сообщение)

    - Ещё в глубокой древности мудрецы стали задумываться над тем, какую форму имеет Земля. Их суждения зависели от того, что они видели вокруг себя. Например, в Вавилоне, расположенном между горами и морем, думали так: мир - это большая гора, окружённая морем. На западном склоне горы - родной Вавилон. Над Вавилоном - небесный свод. Он опирается на море - как перевёрнутая чашка на блюдце! Под Вавилоном - пустота. Вечером туда уходит солнце и там, под землёю, всю ночь идёт с запада на восток, чтобы утром опять выйти над Вавилоном.

       Даже в одной и той же стране представления о форме Земли могли различаться. Например, древние индусы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Другие представляли, что, черепаха плавает по безбрежному молочному морю

    Гораздо позднее, когда люди стали подробно изучать небесные тела (Солнце и звезды) индусы стали утверждать, что черепаха «плавает» в бескрайних просторах космоса, Вселенной…

    - Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?

    - Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте.  Наша сегодняшняя цель:  найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

    - Мудрецы не правы. Земля имеет форму шара.

    Слайд № 3.

    Изучение нового материала.

    Фронтальная

    и индивидуальная работа

    - Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо ответить на вопрос: «Что доказывает тот факт, что Земля имеет форму шара?»

    -  Запишите свои ответы в  «Дневниках исследований» в первой колонке, которая называется «Что мне известно по данному вопросу, теме?».

     (Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу, см. Приложение № 1)

    - Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках?

    Проверка гипотез.

    1. Вид Земли из космоса.

    - Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?

    - Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже

    - Дополните записи в своих таблицах, но уже в колонке «Что нового я узнал по данной теме (вопросу)?»

    Дети высказывают свои предположения. Возможно, они будут таковы:

    Вид Земли из космоса,  глобус, кругосветные путешествия мореплавателей.

    - Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

    Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают.

    Слайд № 4.

    Работа по учебнику «Наша планета Земля»,

    ч. 1,

    с. 26

    - Работа по учебнику, с. 28

    2. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.

    -   Но ведь доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде.  Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края»  Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?

    - Давайте познакомимся ещё с одним доказательством. Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника, делая следующие пометки

    1. «v» -  если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
    2. «+» -  если то, что вы читаете, является для вас новым;
    3. «?»  - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

     После чтения и вовремя время обсуждения учителю следует обратить внимание на следующие вопросы:

    - Что  называют линией горизонта, или просто горизонтом?

    - Можно ли дойти до горизонта?

    - Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?

    - Совершенно верно. Земля своей выпуклостью закрывает  корабль. Это же подтверждают рассказы моряков о том, что когда корабль уходит в море, то берег как бы погружается в море – сначала береговая полоса, потом скрываются небольшие по высоте объекты, самыми последними исчезают самые высокие (дома, горы и т.д.)

    - Откройте учебник, рассмотрите иллюстрации.

    - Кто раньше увидит подплывающий корабль: тот, находится на берегу, или тот, кто на маяке?

    - Как изменяется вид местности при подъеме в гору?

    - Итак, что же является вторым  доказательством шарообразности  Земли?  

    - Дополните свои записи  в «Дневниках исследований» в колонке «Что нового я узнал по данной теме (вопросу)?» 

    - Не  удалось. Дойти до края Земли нельзя.

    Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки, затем коллективно их обсуждают.

    Выслушиваются ответы учащихся

    - Сначала  на горизонте видна только маленькая точка, потом видны верхушки мачт, паруса, а потом уже весь корабль.

    Выслушиваются ответы учащихся

    - Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта.

    Слайд № 5.

    Слайд  № 6.

    Физкультминутка

    Продолжение работы над новым материалом.

    3. Кругосветные путешествия мореплавателей.

    - Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?

    - Послушайте, пожалуйста,   мой рассказ и дополните свои записи в «Дневнике исследователей»

     -  Магеллан по происхождению португалец. Но переехал в Испанию и перешел на службу к испанскому королю. В те далекие времена Португалия и Испания враждовали из—за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.

    В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова». Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад. Флотилия Магеллана состояла из 5 кораблей, а команда насчитывала 265 человек.

         Во время долгого путешествия  «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, — как сообщает один из участников, — мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался  переход через Тихий океан, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла.

        Только  через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два  «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. Во время подготовки судов к обратному пути испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен.

     К тому времени  суда сильно  обветшали. «Тринидад»  был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 из 265 человек вернулись на родину.

    Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

    - Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что  такое «глобус»?

    - Как вы думаете, почему первые глобусы отличались от того, который есть у нас в классе?

    Выслушиваются ответы учащихся

    Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают.

    - Уменьшенная модель Земли.

    - Люди еще не знали о существовании некоторых земель, которые были открыты позже.

    Слайд № 7.

    Слайд № 8.

    Закрепление пройденного материала.

    Фронтальная работа

    - Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?

    Выслушиваются ответы учащихся

    Работа в парах.

    - А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь «Дневниками исследований» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке.

    - Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить  «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.

    (Предполагается что учащиеся уже знакомы с данным приемом. Работа осуществляется в таблицах. Приложение 2)

    Учащиеся выполняют задания в парах, затем коллективно обсуждаю составленные вопросы.

    Подведение итогов.

    Фронтальная работа.

    - Понравилось ли вам быть исследователями?

    - Что нового вы сегодня узнали?

    - Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

    - Что вызвало наибольшие затруднения?

    Д/з

    Рабочая тетрадь, с. 9 задания №№1-3.

    По желанию, составить «тонкие» и «толстые» вопросы по изученной теме.

    1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации  для учителя по курсу окружающего мира.- Москва, Изд-во Баласс, - 2008 г.
    2. Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com
    3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.-  Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.
    4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Магеллан


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Окружающий мир, тема урока "Водоемы", 2класс

    Конспект урока по теме "Водоёмы" во 2 классе по программе "Школа России", автор учебника А.А. ПлешаковЦели урока: 1. - ...

    Окружающий мир 2класс. "Свет и цвет"

    Урок  окружающего  мира2 классРаздел:  «Свет и цвет»Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (...

    Конспект урока математики 2класс Школа России "Конкретный смысл умножения" "

    Конспект урока математики 2класс Школа России "Конкретный смысл умножения"...

    литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

     Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логичес...

    2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"

    Урок литературного чтения во 2 классе по  УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др....

    Тест №2.Окружающий мир. 2класс. УМК Планета знаний.

    Тест №2. Окружающий мир. 2класс.УМК Планета знаний....

    әдәбият 2класс А.Яхин методикасы

              Хисләр төрле дәрәҗәдәбула. Мәсәлән: укытучы математика урынына те...

    План-конспект урока"Составляем текст" 2класс.УМК"Начальная школа XXI века"

      В представленной работе автор знакомит с работой составления текста о весне с использованием информационно- ...