Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

 

 

 Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых и слабовидящих  и авторской программы по курсу «Мир вокруг нас» автор Плешаков.А.А.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 3 классе составит 68 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oom.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых и слабовидящих  и авторской программы по курсу «Мир вокруг нас» автор Плешаков.А.А.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 3 классе составит 68 часов.

Изучение данного предмета строится и имеет связь с личным опытом ребенка, что способствует более высокому уровню усвоения материала детьми: все понимают учебные задачи и стремятся выполнить их; 72 %  могут сформулировать выводы из изученного материала; все дети приводят свои примеры  по заданиям;  умеют работать в парах; могут классифицировать растения и животных.

Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

      Изучение курса природоведения в начальной школе имеет большое значение, так как оно закладывает основы формирования у слабовидящих детей научно-материалистического понимания явлений окружающего мира, позволяет развить у учащихся гуманные чувства, интерес, любовь и бережное отношение к природе, понимание прекрасного, патриотизм и что особенно важно для данной категории учащихся, в определённой степени скоррегировать специфические особенности познавательной деятельности, определяемые имеющимися у детей нарушениями зрения.

Основные задачи начального этапа обучения природоведению в школах для слабовидящих детей:

- дать детям конкретные элементарные знания о предметах и явлениях живой и неживой природы, раскрыть взаимосвязи между ними в форме, доступной пониманию младших школьников;

- воспитать у детей любовь к родной природе, стремление к охране и бережному использованию её богатств;

- познакомить с трудовой деятельностью человека, направленной на разумное использование и приумножение природных ресурсов;

- сообщить сведения об организме человека и охране его здоровья;

- способствовать у младших школьников навыков личной гигиены;

- вооружить учащихся умениями и навыками для проведения наблюдений в природе;

- обеспечить слабовидящим детям получение полного объёма учебной информации, используя специальные приёмы и средства обучения наряду со средствами и методами, имеющими применение при обучении нормально видящих учащихся.

Преподавание природоведения в школах для слабовидящих детей имеет некоторые специфические особенности. Овладение знаниями по предмету связано с непосредственными наблюдениями, базирующимся на неполноценном зрительном восприятии, которое у слабовидящих школьников страдает несовершенством в связи с различными формами нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на процессе восприятия, отличающемся у данной категории учащихся замедленностью и фрагментарностью обозреваемых объектов.

Сочетание различных методов, приёмов и средств обучения природоведению слабовидящих детей приобретает исключительно важное значение. Оно позволяет восполнить недостатки восприятия учебного материала, выработать правильные обобщённые представления и сформировать приёмы ориентации на рабочем месте ученика при проведении практических работ, экскурсий и при ориентировании на местности.

В III классе первоначальные понятия о природе расширяются. В курсе рассмотрены связи между живой и неживой природой, между компонентами живой природы (растениями и животными, между различными животными и др.), то есть даётся покомпонентное изучение материала:

Вода                               человек

Вода                                растения

Воздух                             человек

Растения                          человек               (двусторонняя связь)

Главное в курсе природоведения III класса – показать связи между человеком и природой. Показать многообразную роль природы в жизни человека.

Человек – «локомотив» всех изменении. Протекают все эти процессы потому, что влияние вызывающих их факторов передаётся по цепочке существующих в природе связей.

Весь курс III класса учит жить в гармонии с окружающей средой. Одновременно раскрывается противоречие между обществом и природой, пути его разрешения.

Речь идёт о реальных экологических проблемах, встающих перед человечеством. Работа по дано программе способствует воспитанию гуманной, творческой личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.

          В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

Учебный комплект для учащихся: А. А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас. 3 класс» (1 – 2 части). – М.: Просвещение, 2006 г.; А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2008г;

А.А.Плешаков. Проверь себя: тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы. В 2 ч. – М.; Вита-Пресс, 2008г.

 Наличие методических разработок для учителя:

Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс»; А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;  

А.А. Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель для уч. нач. кл. – М.: Просвещение, 2006 г.

Тематическое – планирование по ознакомлению с окружающим миром 3 класс

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Требования к уровню

подготовки

Вид

контроля

дата

примечания

план

факт

1

Как устроен мир.

Природа

1

Знать - название нашей планеты.                                                                              родной страны и ее столицы; региона, родного города;                                         государственную  символику России.

текущий

7.09

2

Человек.

1

Находить сходство человека и живых существ и отличия                                 его от животных

д/з

9.09

3

Общество.

1

Определять место человека в мире; характеризовать семью,                      народ, государство как части общества.

текущий

14.09

4

Мир глазами эколога.

1

Понимать основные экологические проблемы природы и                   современного общества.

текущий

16.09

5

Природа в опасности!

1

Понимать основные правила поведения в окружающей среде                         (на дорогах, в водоемах, в школе).

текущий

21.09

6

Эта удивительная природа.

Тела, вещества, частицы.

1

Характеризовать понятия  «тела», «вещества», «частицы».

текущий

23.09

7

Разнообразие веществ.

1

Понимать свойства поваренной соли, сахара, крахмала,                  кислоты.

д/з

28.09

8

Воздух и его охрана.

1

Знать основные свойства воздуха

текущий

30.09

9

Вода.

1

Знать - основные свойства воды; общие условия,                               необходимые для жизни живых организмов.                                                                                                                     Уметь использовать приобретенные знания и умения                                          в практической деятельности для обогащения                                          жизненного опыта, решения практических задач                                               с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

текущий

5.10

10

Превращение и круговорот воды.

1

текущий

7.10

11

Берегите воду!

1

текущий

12.10

12

Как разрушаются камни.                                                                                                              

1

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные                                           знания и умения в повседневной жизни для установления  связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

д/з

14.10

13

Что такое почва.

1

Обсуждать  вопрос о взаимосвязи живого и                                                      неживого в почве.

текущий

19.10

14

Что такое почва.

1

Обсуждать  вопрос о взаимосвязи живого и                                                       неживого в почве.

текущий

21.10

15

Разнообразие растений.

1

Учащиеся должны уметь приводить примеры                                 представителей разных групп растений и животных;                          раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

текущий

26.10

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

текущий

28.10

17

Размножение и развитие растений.

1

Учащиеся должны уметь использовать знания и                                                умения для ухода за растениями; определять                                                 признаки различных объектов природы                                                                     (цвет, форму, сравнительные размеры)

д/з

2.11

18

Размножение и развитие растений.

1

текущий

11.11

19

Эта удивительная природа.

Охрана растений

1

Характеризовать факторы отрицательного воздействия                                    человека на мир растений.

текущий

16.11

20

Разнообразие животных.

1

Актуализировать знания о животном мире.

текущий

18.11

21

Кто что ест.

1

Характеризовать животных по типу питания.

текущий

23.11

22

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

Анализировать схемы цепей питания.

текущий

25.11

23

Размножение и развитие животных.

1

Характеризовать животных по способу размножения.

текущий

30.11

24

Размножение и развитие животных.

1

Характеризовать животных по способу размножения.

текущий

2.12

25

Охрана животных.

1

Характеризовать факторы отрицательного воздействия                                               человека на животный мир.

текущий

7.12

26

В царстве грибов.

1

Характеризовать строение шляпочных грибов.

текущий

9.12

27

В царстве грибов.

1

Характеризовать строение шляпочных грибов.

текущий

14.12

28

Великий круговорот жизни.

1

Понимать опасность исчезновения хотя бы одного                                              из звеньев цепи круговорота.

текущий

16.12

29

Мы и наше здоровье

Организм человека.

1

Характеризовать системы органов человека.

текущий

21.12

30

Как мы воспринимаем окружающий мир.

1

Распознавать предметы по запаху, на ощупь.

текущий

23.12

31

Как мы воспринимаем окружающий мир.

1

Распознавать предметы по запаху, на ощупь.

текущий

11.01

32

Надёжная защита организма.

1

Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей.

текущий

13.01

33

Опора тела и движение.

1

Характеризовать роль скелета и мышц                                                                    в жизнедеятельности организма.

текущий

18.01

34

Наше питание.

1

Характеризовать изменения, происходящие                                                       с пищей в процессе переваривания.

текущий

20.01

35

О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются   из организма вредные вещества.

1

Характеризовать строение дыхательной системы и                                                    её роль в организме человека.

текущий

25.01

36

Это зависит от тебя.

1

Понимать инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

текущий

27.01

37

Здоровый образ жизни.

1

Различать факторы, укрепляющие здоровье.                                                                  И факторы, негативно на него влияющие.

текущий

1.02

38

Наша безопасность.

Огонь, вода и газ.

1

Характеризовать действия при пожаре, аварии                                                 водопровода и утечке газа.

текущий

3.02

39

Чтобы путь был счастливым.

1

Понимать правила безопасного поведения.

текущий

8.02

40

Дорожные знаки.

1

Знать разные типы дорожных знаков.

текущий

10.02

41

Опасные места.

1

Знать правила поведения в потенциально                                                             опасных местах.

текущий

15.02

42

О молниях, змеях, собаках и прочем.

1

текущий

17.02

43

Экологическая безопасность.

1

Понимать проблему экологической безопасности и                                          меры по охране окружающей среды.

текущий

22.02

44

Для чего нужна экономика.

1

Раскрывать понятие «экономика», «потребности»,                                                   «товары», «услуги».

текущий

24.02

45

Три «кита» экономики.

1

Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.

текущий

29.02

46

Три «кита» экономики.

1

Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

текущий

2.03

47

Полезные ископаемые.

1

Выявлять, при производстве, каких товаров                                         применяются изучаемые полезные ископаемые.

текущий

7.03

48

Растениеводство.

1

Различать и  классифицировать культурные растения.

текущий

9.03

49

Животноводство.

1

Классифицировать домашних сельскохозяйственных                                    животных.

текущий

14.03

50

Какая бывает промышленность.

1

Характеризовать отрасли промышленности по роли их                                                в производстве товаров.

текущий

16.03

51

Что такое деньги.

1

Раскрывать роль денег в экономике.

текущий

21.03

52

Государственный бюджет.

1

Характеризовать государственный бюджет,                                                                         его доходы и расходы.

текущий

4.04

53

Семейный бюджет.

1

Характеризовать семейный бюджет,                                                                      его доходы и расходы.

текущий

6.04

54

Экономика и экология.

1

Характеризовать вредное воздействие различны                                 отраслей  экономики на окружающую среду.

текущий

11.04

55

Золотое кольцо России

1

Прослеживать маршрут путешествия по карте

 в учебнике и настенной карте России.

текущий

13.04

56

Золотое кольцо России

1

текущий

18.04

57

Наши ближайшие соседи.

1

Показывать на карте России границы                                                                    и пограничные  государства.

текущий

20.04

58

Наши ближайшие соседи.

1

текущий

25.04

59

На севере Европы.

1

Соотносить государства и флаги.

текущий

27.04

60

На севере Европы.

1

текущий

2.05

61

Что такое Бенилюкс?

1

Описывать достопримечательности                                                         Бенилюкса по фотографиям.     Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям.

текущий

4.05

62

В центре Европы.

1

текущий

11.05

63

Путешествие по Франции и Великобритании.

1

Узнавать и описывать достопримечательности Франции                                         по фотографиям.

текущий

16.05

64

Путешествие по Франции и Великобритании.

1

текущий

18.05

65

На юге Европы.

1

Узнавать и описывать достопримечательности                                           Греции и Италии по фотографиям.

текущий

23.05

66

По знаменитым местам мира.

1

Работать с картой.

текущий

25.05

67

Обобщающие уроки.

1

Выступать с подготовленными сообщениями.

текущий

30.05

68

Обобщающие уроки.

1

текущий

Основные требования к  знаниям, умениям  и навыкам обучающихся.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  1. Что такое тела, вещества, частицы.
  2. Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
  3. Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы.  
  4. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.
  5. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.
  6. Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
  7. Некоторые взаимосвязи между природой  и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
  8. Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  1. Различать наиболее распространенные в данной  местности растения, животных.
  2. Устно описывать объекты природы;
  3. Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  4. Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  5. Измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  6. Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  7. Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
  8. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  9. Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Литература

  1. М.А.Козлова редактор – составитель Я иду на урок в начальную школу. 1-4 класс. М.: Первое сентября.
  2. О.Т.Подглазова Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир» - пособие для учителя, 3 класс. Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск,- 2003г.
  3. С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», - Волгоград, - 2003г.
  4. И.Г.Юдина Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы. Волгоград, - 2002г.
  5. Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс»;
  6. А.А.Плешаков. «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1998 г;  
  7. А.А. Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель для уч. нач. кл. – М.: Просвещение, 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....

Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....

Рабочая программа и КТП по окружающему миру "Школа России", 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторских программ....

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...