Урок окружающего мира 3 класс на тему:"Осторожно-животные!"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Цели урока:

 

Образовательные:

  • Обобщить имеющиеся у детей знания о различных группах животных.
  • Совершенствовать знания об особенностях, умения находить признаки сходства и различия животных с другими.
  • Научить учащихся осторожному обращению с дикими и домашними животными, познакомить с правилами безопасного поведения с животными.
  • Обеспечить условия для поиска нужной информации.
  • Учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.

Развивающие:

  • Развивать творческую активность, речь.
  • Формировать навыки наблюдений.

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
  • Вызывать у детей ощущение причастности к природе, прививать любовь к животным.

 

Тип урока:Комбинированный урок.

 

Методы работы:объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

 

Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Оборудование:проектор, мобильный класс, флешки с заданиями, иллюстрации с изображением животных изученных групп, опасных животных, правила поведения при укусах, аудиозапись песни из м/ф «38 попугаев»

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

 

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

 

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

 

Ожидаемый результат:

знать правила безопасного поведения с дикими и домашними животными;

повышение активности учащихся  на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности.

 

Список использованной литературы:

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 класса. – 1 часть. – М.: Баласс, 2011.

2. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь. 1 часть к учебнику «Обители Земли». 3 класс. – М.: Баласс, 2011.

3. Дополнительная литература учащихся (энциклопедии) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisareva.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Осторожно - животные!

Цели урока: 

Образовательные:

  1. Обобщить имеющиеся у детей знания о различных группах животных.
  2. Совершенствовать знания об особенностях, умения находить признаки сходства и различия животных с другими.
  3. Научить учащихся осторожному обращению с дикими и домашними животными, познакомить с правилами безопасного поведения с животными.
  4. Обеспечить условия для поиска нужной информации.
  5. Учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.

Развивающие:

  1. Развивать творческую активность, речь.
  2. Формировать навыки наблюдений.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
  2. Вызывать у детей ощущение причастности к природе, прививать любовь к животным.

Тип урока: Комбинированный урок. 

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, мобильный класс, флешки с заданиями, иллюстрации с изображением животных изученных групп, опасных животных, правила поведения при укусах, аудиозапись песни из м/ф «38 попугаев»

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Ожидаемый результат:

знать правила безопасного поведения с дикими и домашними животными;

повышение активности учащихся  на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности.

Список использованной литературы:

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 класса. – 1 часть. – М.: Баласс, 2011.

2. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь. 1 часть к учебнику «Обители Земли». 3 класс. – М.: Баласс, 2011.

3. Дополнительная литература учащихся (энциклопедии)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

  1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

- Какие животные встречаются в нашей местности?

- Можно ли сказать, что окружающий нас животный мир очень разнообразен?

- Проверим, что мы о них помним. Слайд 1

  1. Тест «Проверь себя!» (с использованием мобильного класса):
  1. Животные бывают одноклеточные и многоклеточные. Все они – потребители.
  1. истина
  2. ложь
  1. Насекомые, пауки и ракообразные – это
  1. Земноводные
  2. Членистоногие
  3. Кишечнополостные
  1. Позвоночные – это животные
  1. С наружным скелетом
  2. С внутренним скелетом
  1. Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи теплокровные животные.
  1. Истина
  2. Ложь
  1. У них хорошо развита забота о потомстве
  1. Рыбы
  2. Земноводные
  3. Птицы
  4. Пресмыкающиеся
  5. Млекопитающие

2. Чтение диалога героев. Слайд 2

- Тема нашего урока называется «Осторожно - животные!» Предположите, о чем  или о ком пойдет речь на уроке?

- А каких животных следует опасаться: среди членистоногих? Пресмыкающихся? Млекопитающих?  (ответы учащихся)

-А вот Миша с вами не согласился бы. Почему? Прочитайте его диалог с Леной. (Дети читают.)

-Что говорит Миша Лене?

-Какой вывод можно сделать? (Вывод: Любое дикое животное нельзя брать в руки, даже самое безобидное).

    -А почему Миша так считает?

   Слайд 3 - Чем могут быть опасны для человека голубь или ящерица? (Дети высказывают свои предположения.)

III. Совместное открытие знаний.

Обучение способам самостоятельного применения знаний.

1. Рассказ учителя. Слайды 4,5

А знаете ли вы, что в прошлом, когда человек был ближе к дикой природе, он сталкивался с множеством микробов и паразитов, которые вызывали страшные болезни, и часто умирал от них. Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к большому числу заболеваний. Благодаря гигиене человек победил немало болезней.

Постепенно развивалась и медицина, были разработаны лекарства, прививки, вакцины, которые сделали жизнь человека безопаснее.

Но в то же время человек стал незащищеннее перед многими заболеваниями, с которыми он перестал сталкиваться, живя в городе.

В отличие от человека дикие животные в природе борются за свою жизнь не только с хищниками, но и множеством микробов и паразитов. Дикие животные научились справляться с ними, а вот организм человека может оказаться беззащитным.

Об этом предупреждал Лену Миша, когда говорил, что, взяв в руки дикое животное, человек подвергает себя опасности.

2. Выполнение задания.

-Рассмотрите рисунки на с. 116. На каких рисунках ребята ведут себя правильно? Почему вы так считаете?

1-й ученик. Мальчик сделал кормушку, кормит птиц, помогает им пережить зиму.

2-й ученик. Девочка угощает белку орехами, но не трогает ее.

3-й ученик. Брать в руки голубей и ежей нельзя.

3. Работа по тексту учебника.

Слайд 6 - Задание группам. Прочитайте в учебнике на  с. 117.

- Чем  опасны  дикие птицы?( 1 группа - 1 абзац)

- Чем опасны дикие животные: грызуны, лисы, ежи и др.?( 2 группа - 2 абзац)

- Чем опасны змеи? (3 группа - 3 абзац)

После прочтения выслушиваются ответы учащихся

1 группа: Слайд 7

- Чем же опасны птицы?

- Здоровых голубей поймать трудно. Если вы видите голубя, который не улетает от вас, значит, он болен.

- Чем могут заразить человека больные голуби?

Дети. Очень серьезным заболеванием – орнитозом.

-На какое заболевание оно похоже? Какие симптомы?

Дети. Похоже на воспаление легких и сопровождается высокой температурой, кашлем, болью в груди.

2 группа: Слайд 8

-Чем еще опасны дикие животные?

Дети. Они переносят бешенство.

-Как проявляется это заболевание у человека?

Дети. Оно поражает мозг человека, возникают судороги, человек начинает бояться воды.

-Что нужно делать человеку в случае, если его укусило дикое животное?

Дети. Обратиться к врачу.

-Нужно промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать зеленкой и, конечно, обратиться к врачу.

3 группа: Слайд 9

- Чем опасны змеи и другие ядовитые животные?

Дети. Нужно опасаться ядовитых змей, некоторых пауков и насекомых. При этом важно знать, как себя вести, если вас все же укусила змея.

-Найдите правила поведения в тексте учебника на стр.117. (Дети читают.)

Слайд 10 - Признаки отравления

Дети. Нужно срочно сообщить взрослым. Лечь в постель, принять теплое питье и, конечно, срочно вызвать врача.

- Если приходится долго ждать, рану можно промыть раствором марганцовки и положить холод на место укуса.

Слайд 11

-Что нужно делать при укусе насекомого?

Дети. Надо удалить жало, промыть ранку слабым раствором марганцовки или перекиси водорода.

- Можно положить холод на место укуса, выпить глюконат кальция и димедрол.

4. Выполнение задания.

- Сформулируйте правила безопасного поведения с дикими животными.

1-й ученик. Никогда не подходить к диким животным.

2-й ученик. Никогда не брать диких животных в руки.

3-й ученик. Если увидишь в лесу змею – не подходи к ней.

4-й ученик. Если тебя укусило животное – обратись к врачу.

Слайд 12 - Правила безопасного поведения с  дикими животными.

5. Физминутка. Слайд 13.

 Учитель рассыпает цветные пуговицы и мелкие предметы и просит учеников собрать их за 10-15 секунд «Кто больше?»

     - А все ли пуговицы смогли собрать? Какие пуговицы труднее всего было найти? Почему?

     - Еще остались бежевые, коричневые. Их очень хорошо видно? Почему?

- А я не просто так дала вам это задание. Кто догадался, почему?

 (Животные избегают встреч с человеком, опасаясь действий с его стороны. Они спасаются бегством или прячутся. Даже змеи в наших краях никогда не нападают первыми на человека, а стремятся уйти. Не нужно им в этом мешать!)

6. Чтение диалога героев на с. 118. Слайд 14

- Вы выяснили, что нужно осторожно относиться к диким животным. Зато домашних животных можно не бояться. Вы согласны? (Дети высказывают свое мнение.)

- Что думают по этому вопросу Миша и Лена? Прочитайте их диалог. (Дети читают.)

- Так стоит ли гладить незнакомую собаку? (Миша считает, что нужно быть осторожным с собаками, тем более с незнакомыми. Они могут укусить.)

7. Выполнение задания.

- Собака – это домашнее животное, с которым мы чаще всего сталкиваемся в жизни. Нужно учиться понимать настроение собак. Рассмотрите рисунки на с. 118. Какие чувства проявляют собаки? (Дети рассматривают рисунки.)

1-й ученик. На 1-м рисунке собака показывает дружелюбие.

2-й ученик. На 2-м – собака проявляет страх.

3-й ученик. На 3-м рисунке собака показывает злость.

- Каких собак нужно избегать на улице? (Испуганных и злых.)

- Как вы думаете, почему? (ответы детей)

8. Беседа. Слайд 15

- Представьте, вы гуляете в парке и навстречу вам бежит собака, как вы поведете себя в такой ситуации?

- Как вы поступите, если вас укусит собака?

Дети. Так же, как если бы это было дикое животное.

- Правильно, потому что собаки также переносят бешенство. Что нужно сделать с раной?

Дети. Промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, края раны смазать зеленкой и обратиться к врачу.

- Домашние животные (лошади, коровы, овцы, козы, гуси, куры) дружелюбно относятся к человеку. Так они относятся к своему хозяину, который кормит их, ухаживает за ними. Но никто не может предсказать, как животное отнесется к незнакомому человеку.

Почему могут быть опасны коровы, быки, козы, бараны? Какое у них опасное орудие? ( У них есть рога, они могут бодаться.)

- Как нужно себя вести с лошадьми? Какое правило нужно соблюдать?

Дети. Нельзя подходить к лошади сзади, она может лягнуть, ударить копытом.

-  Прочитайте правила поведения, обведенные в рамку на с. 118 и 119. (Ученики читают.)

IV. Первичное закрепление.

1. Блицопрос. Слайд 16

- Как нужно вести себя с дикими животными?  ( Не брать в руки.)

-  Почему нельзя брать их в руки? ( Потому что на их теле есть микробы и паразиты, опасные для человека.)

-  Как вы можете догадаться о настроении кошки или собаки? ( По поведению: когда кошка машет хвостом – она показывает свое недовольство, а если собака виляет хвостом – значит, она настроена дружелюбно.)

-  В какой ситуации можно погладить собаку? ( Если разрешил хозяин, если вы хорошо знаете эту собаку.)

-  Как нужно себя вести с домашними животными? ( Никогда не подходить к домашнему животному без разрешения хозяина. Быть осторожным с незнакомыми животными.)

2. Выполнение задания. Слайд 17

Пройди лабиринт по наиболее безопасному пути и помоги Лене с Мишей добраться до станции.

3. Сообщения школьников.

Рассказ учащихся о ядовитой змее, которая живет в средней полосе России – это гадюка обыкновенная.

В средней полосе России живет только один вид ядовитых змей – гадюка обыкновенная. Она встречается в смешанном лесу, на лугах, поросших кустарником, на сухих моховых болотах. Гадюки бывают самой разнообразной окраски – серые, коричневые и почти черные. Для всех гадюк характерна зигзагообразная полоса, тянущаяся вдоль спины. Однако на черных гадюках она может быть незаметна, поэтому надо остерегаться всех черных змей. Обычная длина гадюки – 50–60 сантиметров, но иногда попадаются и метровые змеи.

Люди после укуса гадюки долго болеют, бывают и смертельные случаи.

В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и  пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По данным статистики, погибают 3–5 человек из 100 укушенных.

V. Итог урока.

- Повторите еще раз правила безопасного поведения.

  1. Обращаться с дикими животными надо осторожно. Никогда не следует брать их в руки.
  2. Не следует гладить незнакомую собаку, даже если она кажется дружелюбной.
  3. Нельзя махать руками, если к тебе подошла собака.
  4. Никогда не подходить к домашним животным без разрешения хозяина и только в его присутствии.
  5. Нужно быть осторожным с незнакомыми животными.

Учитель. Окружающий нас мир прекрасен и интересен. Множество диких животных окружает людей. Не надо бояться дикой природы, нужно ее знать и здраво оценивать существующие опасности. Ведь животные избегают встреч с человеком, опасаясь действий с его стороны. Даже змеи в наших краях никогда не нападают первыми на человека, а стремятся уйти. Не нужно им в этом мешать!

VI. Домашнее задание: с. 116–119 (читать); материал на флешке: нарисовать предупреждающие и запрещающие знаки в общении с животными; подготовить сообщения (по желанию).

В средней полосе России живет только один вид ядовитых змей – гадюка обыкновенная. Она встречается в смешанном лесу, на лугах, поросших кустарником, на сухих моховых болотах. Гадюки бывают самой разнообразной окраски – серые, коричневые и почти черные. Для всех гадюк характерна зигзагообразная полоса, тянущаяся вдоль спины. Однако на черных гадюках она может быть незаметна, поэтому надо остерегаться всех черных змей. Обычная длина гадюки – 50–60 сантиметров, но иногда попадаются и метровые змеи.

Люди после укуса гадюки долго болеют, бывают и смертельные случаи.

В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и  пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По данным статистики, погибают 3–5 человек из 100 укушенных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Откуда в нашем доме электричество?" (1 класс)

В данном материале вы найдете технологическую карту урока "Откуда в нашем доме электричество?" и приложение, в котором содержится раздаточный материал и музыкальное сопровождение для не...

Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Опасные места в доме и во дворе" (3 класс)

Материал содержит технологическую карту урока и приложения к уроку в виде картинок и заданий для учащихся....

Урок окружающего мира в 2классе. Тема: «В гости к осени» Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе....

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Методическая разработка урока окружающего мира (презентация) на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классе

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классеУМК "Школа России"...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....