Урок в 4-м классе по окружающему миру. Тема " В лесной зоне"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Бурова Ирина Михайловна

Данный урок 2-й по теме "Лесная природная зона". С помощью современных педагогических технологий: проблемно-деятельностного метода, исследовательской работы, элементов проектной деятельности ребята рассматривают экономические и экологические проблемы хозяйственной деятельности населения данной природной зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologi_1.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon ekonomisty.doc27 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Экологи 1.

В развитием промышленности в лесной зоне возникло множество экологических проблем.

О какой проблеме идёт речь в стихотворении Николая Некрасова «Саша»

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался клубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

В первую очередь – это _______ леса. Запрещается вырубать леса по _________, _____ потому что начнёт разрушаться _______ и реки и озёра превратятся в ________; вдоль дорог, вокруг городов – потому что загрязнится ______.

Экологи 2.

Работа с учебником  Плешакова (Приокско-Террасный заповедник)

Следующая проблема –_____________________. В лесной зоне много заповедников. Один из самых крупных ______________ был создан в ____ году. Здесь насчитывается __ вида млекопитающих, ___вида птиц, __ видов пресмыкающихся, ___видов земноводных. Самый знаменитый зверь заповедника –______.

Экологи 3.

О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»?

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед  соловушкой, - тихо ответила Лида.

Следующая проблема – __________ леса. Как бытовым мусором , так и промышленными отходами, которые попадают в _____, ______, ______, а от этого гибнут ________ и __________.

Экологи 4.

О какой проблеме идёт речь в стихотворении Владимира Шефнера

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, А ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл/

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

И пожалуй самая страшная опасность для леса – это ________. Для этого _______разжигать в лесу и рядом с лесом _______в засушливое время года.

А в остальное время необходимо знать и соблюдать _________ разведения костра.

Попробуйте составить основные правила разведения костра в лесу.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Экономисты (Работа с учебником Цветовой)

Хозяйственная жизнь населения отличается при продвижении с  ______на _______. В европейской части лесной зоны построено много _________, ____.  На месте лесов теперь располагаются поля и луга.  На полях выращивают ________ растения, разводят ________________________________.

Полезных ископаемых в этой части зоны остаётся немного, но промышленных предприятий много. Сырьё и топливо для них поступает из Сибири.

Крупные города: _____, __________, _________, ____, ________, ________, _______, _________. Коренное население: ______, _____, ______, ______, ______, _________.

Экономисты (Работа с учебником Цветовой)

Иначе выглядит лесная зона за Уралом, в Сибири. Огромные таёжные просторы _______заселены. Крупных городов здесь ______, дорог тоже. Грузы перевозят по ______и по _________.

В тайге помимо лесных богатств, много _______. Поэтому здесь ведётся _______и ________древесины. И создаются зверофермы.

Очень ______ полезных ископаемых _________, ________ __________, ______, ____________и др. Построены крупнейшие ____________ на реках ______, ______, _____, Иртыше и др.

Население здесь ___________. Крупные города ______, _________, __________, ____________. Коренное население____________, ____________, _____________,_____________и другие народы.

Экономисты

Хозяйственная жизнь населения отличается при продвижении с  ______на _______. В европейской части лесной зоны построено много _________, ____.  На месте лесов теперь располагаются поля и луга.  На полях выращивают ________ растения, разводят ________________________________.

Полезных ископаемых в этой части зоны остаётся немного, но промышленных предприятий много. Сырьё и топливо для них поступает из Сибири.

Крупные города: _____, __________, _________, ____, ________, ________, _______, _________. Коренное население: ______, _____, ______, ______, ______, _________.

Экономисты

Иначе выглядит лесная зона за Уралом, в Сибири. Огромные таёжные просторы _______заселены. Крупных городов здесь ______, дорог тоже. Грузы перевозят по ______и по _________.

В тайге помимо лесных богатств, много _______. Поэтому здесь ведётся _______и ________древесины. И создаются зверофермы.

Очень ______ полезных ископаемых _________, ________ __________, ______, ____________и др. Построены крупнейшие ____________ на реках _______, _____, _____, Иртыше и др.

Население здесь ___________. Крупные города ______, _________, __________, ____________. Коренное население____________, ____________, _____________,_____________и другие народы.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент
  2. Постановка темы и целей урока

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Изучение нового материала

Физкультминутка

Работа в группах

Презентация проведенной работы

Подведение итогов

Рефлексия

Подача домашнего задания

- У нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

И приступим к работе.

-Мы продолжаем изучать природную зону лесов, в которой мы с вами и живём

Обратите внимание на эту ромашку.  Этот цветок я выбрала неспроста, ведь он является одним из символов лесной зоны.  

-Что вам напоминает стебель у цветка?

Вот мы и рассмотрим данную зону с точки зрения разных наук. На прошлом уроке мы были географами, ботаниками и зоологами.

- А сегодня и завтра мы рассмотрим данную природную зону с точки зрения хозяйственной деятельности населения.

-Какая наука это изучает?

- И взаимодействия человека и природы. А это какая наука?

И. наконец, как менялась наша природная зона в разные исторические времена . А это изучает…

-Но чтобы  нам изучить новое необходимо вспомнить пройденное, потому

что все эти науки связаны друг с другом.

-Итак, опишем данную зону с точки зрения географии: ГП и климат.

- Поговорим о растительном мире.

Как располагаются растения в лесу?

- Рассказать чем отличается тайга, смешанные леса, широколиственные леса?

- Ну а таперь вспомним, какие животные живут в лесной зоне?

Послушайте стихотворение Светланы Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажада мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

 Когда над головою,

Как вечность, лес шумит

- Это стихотворение помогает нам понять, чем является лес для человека.

(Вывешиваю табличку «Значение леса»)

Мы с вами живём  в лесной зоне. И пользуемся теми благами, которые даёт нам лес, и тем, что оставили нам наши предки.

Поэтому мы сегодня поговорим о том, чем человек занимается в лесной зоне. И что мы можем сделать, чтобы нашим потомкам лес приносил радость, здоровье, благополучие.

Кто-то из вас станет экономистами, кто-то экологами. У каждой группы своё задание. Приступаем к работе.

Послушаем выступления экологов.

1группа

2 группа

3 группа

4 группа

В процессе выступления ребят на доске появляется схема

«Экологические проблемы лесной зоны»

Послушаем выступление экономистов.

1 группа

2 группа

-С точки зрения каких наук мы сегодня рассмотрели лесную зону?

Можем ли мы стебель заменить на !

Кому было интересно на уроке, и кто узнал для себя много нового и интересного, возьмите ромашку на столе и поместите её рядом с большой ромашкой

Дома заполните колонки таблицы и подготовьте пересказ.

Дети приветствуют учителей и садятся.

-Вопросительный знак.

- Экономика

 

- Экология

-История

Дети коротко рассказывают.

- По ярусам.

Дети рассказывают

Дети рассказывают

Место отдыха, в лесу растут лекарственные растения, лес кормит и поит, даёт нам древесину для жилья, бумаги, мебели, топлива. Очищает воздух. Является домом для растений, животных , грибов.

Ребята работают в малых группах по 4 человека.

Дети выступают

Экологии и экономики.

-Нет, мы ещё не познакомились с историей лесной зоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)

Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...

Урок – отчёт в 1 классе по окружающему миру по теме «Презентация проектов «Моя малая родина»» (УМК «Школа России»»)

Технологическая карта урока - отчета в 1 классе по окружающему миру по теме "Презентация детских проектов "Моя малая родина""...

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «У лесного озера».

Цели:·        познакомить учащихся с жизнью лесного озера;·        формировать навыки правильного поведения в природе;·...

Технологическая карта урока интенсивности умственной деятельности учащихся по окружающему миру. Тема урока: Как живут животные Класс: 1 (первый)

Тип урока: открытие нового знанияЦели по содержанию:обучающие: познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;способствовать развитию связной речи, оперативной ...

Проект урока в 4 в классе по окружающему миру Тема: « Лес и человек»

Создание условий для формирования у учащихся  представлений  о лесной зоне, о роли леса  в жизни  человека и природы...


 

Комментарии