Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"
материал по окружающему миру (2,3,4 класс) по теме

Борисова Елена Александровна

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_borisovoy_e.a..docx376.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

По курсам повышения квалификации по ИОЧ ВБ

«Организация дифференцированного подхода к обучению в начальной школе»

26 – 30.03.2012

на тему: «Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе».

                                      Выполнила

                                                                        Борисова Елена Александровна

                                                     учитель географии и

                                                                       начальных классов 1 категории

                                                           ГБОУ ООШ с. Абашево

                                                       Юго-Западный округ

                                      с. Абашево

Самара 2012

Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе.

  1. Актуальность.

        Гуманизация процесса обучения является важным направлением совершенствования современного образования. Это вызывает необходимость «повернуться» к личности ученика, его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей. В связи с этим усиливается внимание к проблеме дифференциации обучения школьников. Сегодня дифференциация обучения в сочетании с единством базового образования рассматривается в качестве определяющего фактора демократизации и гуманизации образования. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками.

  1. Постановка проблемы.

   В условиях гуманизации образования особую актуальность для          начальной школы приобрела идея развивающего обучения. В связи с этим повышенное внимание отводится процессуальному аспекту обучения. Но имеющиеся методические материалы не предполагают учет разного исходного уровня интеллектуального развития учащихся. Психологами же установлено, что оптимально развивающим может быть лишь такое обучение, которое развивает ученика, учитывая достигнутый им уровень. Этим и объясняется различная эффективность обучения для разных учащихся в одних и тех же условиях. А принцип целенаправленной и систематической работы над развитием всех детей, в том числе и слабых, подтверждает необходимость уровневой дифференциации в условиях развивающего обучения.

  1. Цели и задачи.

     Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.

    Цель моей работы - разработать методику обучения на уроках окружающего мира в начальных классах в контексте уровневой дифференциации, научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки самостоятельно выполнять практические задания.

В основу работы положена гипотеза, - если осуществить уровневую дифференциацию в обучении младших школьников на основе ориентировочного компонента деятельности, то это будет способствовать совершенствованию их умений выполнять задания на всех уровнях, так как такая организация учебного процесса обеспечивает включение учащихся в активную учебную деятельность в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Задачи:

  1. Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей с помощью уровневой дифференциации.
  2. Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач на основе дифференцированного подхода.
  3. Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) через дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.
  4. Формирование УУД в условиях решения практических задач.
  5. Дифференцированный контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных, метапредметных умений.
  6. развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  7. осваивать знания об окружающем мире, единстве природного и социального различия между нами; о человеке и его месте в природе и обществе;
  8. воспитывать позитивное и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотические чувства, потребности участвовать в творческой, созидательной деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье, желание охранять природу.

  1. Стратегии, методы и механизмы реализации проекта.

       Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть                                          педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определения результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую.  

     Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

     Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

– определить особенности усвоения учащимися        

   предметных знаний, умений и навыков;

– выявить характер трудностей ученика и  установить их причины;

– установить уровень овладения учебной  деятельностью;

– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):

      1 группа -  ученики с высокими учебными способностями,

Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.

      2 группа -  учащиеся со средними способностями,

Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время. Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.

      3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями.

Эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

      Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Работа с группами учащихся ведётся по двум основным направлениям:

1.Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.

2. Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.

      Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости  предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним  и высоким  уровнями обучаемости – продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Виды дифференцированных заданий

1. Предварительные задания по уровню трудности:

  1. облегчённому;
  2. среднему;
  3. повышенному.

2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных   упражнений возрастающей   степени трудности.

3. Индивидуальные дифференцированные задания.

4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.

5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности.

6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества  

заданий для обязательного выполнения.

7. Дифференцированные задания с разной степенью помощи.

  1. Рабочий план реализации проекта.

    Свой проект я реализую в 3 этапа:

Подготовительный этап. На первом этапе осуществлялось изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в результате этого были выявлены возможности организации дифференцированного подхода к учащимся начальных классов. Были сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования. Изучалось состояние исследуемой проблемы в практике начальной школы, а также проводились проверочные работы с целью выявления сформированности у младших школьников общего умения выполнять практические и теоретические задания на уроках окружающего мира.

Основной этап. На этом этапе велась разработка теоретических положений уровневой дифференциации обучения выполнения практических и теоретических заданий на уроках окружающего мира и методических средств ее реализации. Был проведен поисковый эксперимент, в ходе которого осуществлялся поиск возможностей реализации выдвинутых положений и подтвердилась правильность выбора моделирования в качестве средства дифференциации деятельности учащихся. При анализе результатов эксперимента корректировались методические аспекты рассматриваемой проблемы.

На этом же этапе проводился обучающий эксперимент. Полученные результаты были проанализированы и обработаны средствами статистики, что позволило подтвердить справедливость теоретических выводов.

Диагностические исследования проводились в виде тестирования в начале эксперимента и в конце его (Приложение 1). Результаты диагностики:

 Мной осуществлялась:

1.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например: пересказ знакомого текста, выполнение простых заданий на основе изученных приёмов.

К продуктивным  заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Продуктивные задания, например:

классификация животных;

создание модели поведения объекта или героя, предсказание событий;

задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа выполнения задания;   самостоятельное составление кроссвордов по тексту.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ  

    ТРУДНОСТИ

     Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

усложнение изучаемого материала (например, в 3-ей группе готовят пересказ текста учебника, во 2 и 1 – готовят дополнительный материал по теме);

увеличение количества изучаемого материала (например, в 3 группе готовят опережающий материал или доклад кроме основного задания);

использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й группам даётся задание на решение кроссворда, а 1-й группе – на его составление).

3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО

   МАТЕРИАЛА

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, ребусы, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек и заданий из тетради «Окружающий мир».

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы),  выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске).

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения и оформления;

справочные материалы;

наглядные опоры, иллюстрации, модели;

дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задании, указание на какую-нибудь деталь, существенную для выполнения задания);

вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

начало выполнения задания или частично выполненное задание.

Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом

Заключительный этап. Итоги работы: Новизна работы состоит в том, что в ней проблема дифференциации процесса обучения на уроках окружающего мира в начальных классах решается за счет варьирования степени полноты предоставления учащимся ориентировочной основы деятельности.

Теоретическая значимость проекта заключается в:

- разработке дидактических материалов уровневой деятельности учащихся при выполнении заданий на уроках окружающего мира, отражающих динамику развития учащихся и методических средств ее реализации;

- выявлении уровней умения выполнять задания на уроках окружающего мира младшими школьниками; определении возможностей управления разноуровневой деятельностью учащихся начальных классов с целью ее совершенствования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического и методического обеспечения уровневой дифференциации в обучении младших школьников выполнению заданий на уроках окружающего мира. Результаты работы могут быть использованы при составлении конспектов уроков окружающего мира по УМК Виноградовой Н.Ф. «Начальная Школа 21 века».

  1. Предполагаемые результаты.

В ходе работы над проектом должны быть достигнуты результаты:

•        Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей с помощью уровневой дифференциации.

•        Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач на основе дифференцированного подхода.

•        Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) через дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.

•        Формирование УУД в условиях решения практических задач.

•        Дифференцированный контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных, метапредметных умений.

•        развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

•        освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального различия между нами; о человеке и его месте в природе и обществе;

•        воспитание позитивного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой, созидательной деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье, желания охранять природу.

  1. Механизм оценки результатов.

        Оценивание проводится вначале по балльной системе, а затем выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Если ученик допустил ошибку, то количество баллов за это задание снижается, а если выполнил неверно, то не выставляется балл. При подсчитывании общего количества находится процентное соотношение по формуле:

 

 

а – наибольшее количество баллов за задание;

b – количество баллов, которое набрал ученик;

x – процентное соотношение.

     Оценка «5» ставится, если правильные ответы от максимального составляют 95-100%;

«4» – 75-94%;

«3» – 50-74%;

«2» – 49% и ниже.

    Мной разработана система самостоятельных работ с использованием карточек-заданий.  Разноуровневые карточки-задания

(Базовый уровень: *

Средний уровень: **

Творческий уровень: ***)  см. Приложение 2.

А также я применяю решение проектных задач на уроках окружающего мира в 3 и 4 классах. Например, при изучении темы «Гражданин и государство» в 4 классе ученикам предлагается придумать туристический проспект, рекламу путешествия:

Базовый уровень* - по родному селу;

Средний уровень** - по Самарской области;

Творческий уровень*** – по России.

  1. Дальнейшее развитие проекта.

       Итак, какая же реальная польза от применения всех этих деталей дифференцированного обучения?  Стимулируется развитие интереса к предмету, что способствует более прочному усвоению знаний.

Учащиеся приобщаются к наивысшей форме организации труда - сложной кооперации, первоосновой которого является индивидуальный труд.

Значительно улучшается чёткость в организации работы класса. Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи. Так как, работая на определенном уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной. Четкость в работе даёт возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.

Наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.

Если учитель серьёзно подготовится к уроку и будет на нём умелым дирижером, то равнодушные лица исчезнут, комплекс неполноценности не будет развиваться, учащиеся получат возможность расти, осознанно поднимаясь с первой ступеньки на вторую, со второй на третью. А это уже воплощение идеи гуманизации школы: каждый ребёнок будет нужен учителю, каждый уважаем за труд, да и себя дети станут больше уважать и реально, объективно оценивать свои достижения.

        Поэтому работа над организацией дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе будет продолжаться.

  1. Литература и интернет-ресурсы.

1. Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 1999, N8.

2. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. —Мн «Народная асвета», 1992.

3. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. — Мн. Академия последипломного образования, 1998.

4.  Селевко Г.П.  Современные образовательные технологии. – Москва, Народное образование, 1998.

5. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 1998. N 2.

Приложение 1.

Диагностическое тестирование:

Тесты по окружающему миру в 4 классе.

Программа « Начальная школа ХХI века».

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.

а) история; 
б) география; 
в) экология; 
г) астрономия.

2. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.

а) 7; б) 9; в) 11.

3. Установи соответствие. 
Солнце 
Венера                                   ПЛАНЕТЫ

 Полярная 
Марс                                      ЗВЁЗДЫ

Земля 
Нептун

4.Что такое глобус? Обведи нужную букву. 
а) модель Солнца; 
б) модель Земли; 
в) модель шара.

5. В чём различие глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) имеют разные цвета; 
б) имеют разные обозначения; 
в) имеют разный масштаб; 
г) имеют разную форму; 
д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки. 

6. Что такое исторический источник? Обведи нужную букву.

а) документ, срок действия которого давно истёк; 
б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён; 
в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.

7. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишнее.

Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания.

8. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.

а) на островах Тихого океана; 
б) на островах Индийского океана; 
в) на остовах Северного Ледовитого океана.

9. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.

• Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, бузина.

10. Какие животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.

а) белые медведи; 
б) нутрии; 
в) моржи; 
г) лоси; 
д) тюлени.

11.Почему луг является природным сообществом? Обведи нужную букву. 
а) растения украшают луг своими цветами; 
б) все обитатели луга живут совместно и тесно связаны между собой; 
в) животные питаются растениями луга.

12. Подчеркни лишнее слово в каждой строке. 
а) овёс, кукуруза, подсолнечник, лук; 
б) огурец, кабачок, чеснок, вишня; 
в) груша, абрикос, гречиха, смородина; 
г) капуста, лилия, ирис, флоксы.

13. Почему хлеб – всем голова? Обведи нужную букву. 
а) хлеб бывает круглым, похожим на голову; 
б) хлеб – главный продукт питания человека; 
в) зёрна – главная часть хлебных растений.

14. Как называется главный документ, защищающий права человека? Обведи нужную букву. 
а) Всеобщая Декларация прав человека; 
б) Красная книга; 
в) Конституция России.

15. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов. 
а) право на свободу; 
б) право на образование; 
в) право на бесплатный проезд в общественном транспорте; 
г) прав на достойную жизнь; 
д) право на труд.

16.Может ли быть родиной страна? 
• Да, нет.

Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной. 
• Польша, Россия, Германия, Болгария, Италия.

17. Кто является главой нашего государства? Обведи нужную букву. 
а) король; 
б) царь; 
в) президент.

18. Допиши предложение.

Герб, флаг, Президент, гимн – это _____________________________ ___________________________________________________________.

19. В каком порядке расположены (сверху вниз) цветные полосы на флаге России? Обведи нужную букву. 
а) синяя, белая, красная; 
б) красная, синяя, белая; 
в) белая, синяя, красная.

Приложение 2.

Разноуровневые карточки- задания:

Базовый уровень: *

Средний уровень: **

Творческий уровень: ***

2 класс. Тема «Ты и твоё здоровье»

Карточка 1*

  1. Вставь пропуски в тексте:

- Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________.

Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________.

  1. Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:

1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.

2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.

3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.

4.Смотри все интересные телевизионные передачи.

    3. Соедини стрелками начало и конец пословицы:

Крепок телом -                                   золота.

Здоровье дороже                                 богат и делом.

Здоров будешь                                     тот не думает в гости.

У кого болят кости,                           всё добудешь.

Карточка 1**

  1. Запиши свой режим дня.
  2. Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:

Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.

  1. Запиши одну пословицу о здоровье.

Карточка 1***

  1. Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.
  2. Реши кроссворд:

2

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

1.(верт) Правильная, нормальная работа всего организма,

хорошее самочувствие и настроение.

1.(гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся,

для здоровья, для порядка людям всем нужна …

2.Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет…

3.Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он без

туч и облаков целый день идти готов.

4.Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка и, конечно, …

5.Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих -  что за кони у меня?

  1. Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда.

2 класс. Тема «Царство живой природы»

Карточка 2*

  1. Рассмотри растение и назови его части

  1.  Определи, кто кем питается:

Коршун                           плотва

Лиса                               заяц

Щука                             мышь

Соедини их линиями.

  1.  Подчеркни животных-хищников. Назови их существенные признаки.

Карточка 2**

  1.  Назови, семена и плоды каких растений изображены на рисунке

  1.  Назови растения, плоды и семена которых распространяются ветром. Какие у них особенности строения?
  2. Что общего у гусеницы, зайца, кошки? Чем они различаются?

Карточка 2***

  1. Рассмотри рисунок  и скажи, какие части этих растений человек употребляет в пищу.

  1. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, траву поедают «лесной петух», «лесная корова» и «лесной кролик». Как они называются? (г- - - - - ь, л - - ь, з - -ц)
  2. Назови одно:  насекомое, птицу, животное, растение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах

ИКТ в на уроках окружающего мира в начальных классах...

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Моделирование на уроках окружающего мира в начальных классах

Предмет, стоящий перед глазами ученика или созданный им самим, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна и дополняет, если она неполна....

Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...