Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями, учебник Плешакова А.А.(2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon komnatnye_rasteniya.ppt401.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_na_konkurs.doc81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растения

Слайд 2

Растения Деревья Кустарники Травы

Слайд 3

Растения дикорастущие культурные

Слайд 4

Культурные растения Овощные Плодовые Зерновые Декоративные Прядильные

Слайд 5

Культурные растения Овощ- ные Плодовые Зерновые Декоратив-ные Прядиль- ные лук груша рожь тюльпан пионы яблоня овёс астры хлопок слива огурцы георгин малина ячмень лён

Слайд 7

Комнатные растения

Слайд 8

Комнатные растения - это источник красоты

Слайд 9

Комнатные растения - это источник красоты здоровья доброты чистого воздуха хорошего настроения

Слайд 10

Путешествие на родину комнатных растений

Слайд 11

Путешествие на родину комнатных растений герань алоэ лианы кактус гвоздика фикус драцена дифенбахия папоротник

Слайд 14

Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

г. Ковров

Муниципальный конкурс

«Мой лучший урок по предмету «Окружающий мир»»

Тема: Комнатные растения

Учитель начальных классов

Дроздова М.Н.,

1 категория, МОУ СОШ № 9

Ковров  2010

Комнатные растения

Цели: 

1) повторить  классификацию растений,  значение растений в жизни человека; познакомить с  новой группой растений -  комнатными растениями;

расширить представления детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними;

 формировать практические умения по уходу за комнатными растениями

2) развивать познавательные способности учащихся, исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать,  делать выводы)

3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе, прививать интерес к цветоводству.

Оборудование: живые комнатные растения (с названиями на горшках), предметы для ухода за ними (лейка с водой, палочка, тряпочка), мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями,

 учебник Плешакова А.А.(2 класс)

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Отгадайте  загадку: «Дышит, растёт, а ходить не может»  (растение) (слайд 1)

Какие группы растений вы уже знаете и что о них можете рассказать?

1.На какие группы делятся растения по форме? ( Деревья, кустарники, травы.) (слайд 2)

Приведите примеры.

2. На какие группы делятся растения по месту обитания? (дикорастущие и культурные) (слайд 3)

Приведите примеры.

3. Какие бывают группы культурных растений? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные) (слайд 4)

Напишите в своих карточках по 3 названия в каждую группу. (Взаимопроверка  карточек в паре). Проверка на оценку некоторых учеников

Карточка № 1

 Культурные растения.

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные

- Посмотрите на экран. Правильно ли дополнена  растениями эта карточка?   (слайд 5)

Культурные растения.

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные

лук

груша

рожь

тюльпаны

пионы

картофель

яблоня

овес

гладиолусы

хлопок

помидоры

слива

огурцы

астры

пшеница

смородина

гречиха

георгины

морковь

малина

ячмень

лён

 4. Какое значение имеют растения в жизни человека? (Устные ответы 2-3 учеников).

- Спасибо, ребята. Вы хорошо усвоили пройденный материал.

3. Сообщение темы урока.

-  Сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим о новой группе растений, познакомимся с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать. ( Слайд 6-7)

 4. Работа по теме урока

- Знакомство с комнатными растениями. У кого дома есть комнатные растения? Как вы думаете, зачем люди выращивают комнатные растения?

 (Слайд 8)

Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?

- Значение растений в жизни человека.

Работа с материалом учебника. Чтение на стр.72.  ( Они очищают воздух, украшают наше жилище, школу, влияют на наше здоровье).  Комнатные растения – это источник красоты, здоровья, доброты, чистого воздуха, хорошего настроения    (слайд 9)

Можно ли сказать, что комнатные растения – наши друзья?  А как надо относиться к друзьям? (Друзьям надо помогать, беречь их, заботиться о них).

- Повторение условий, необходимых для жизни растения.

  1. Вспомните, что необходимо для растений?  Помощников растений пять – как 5 пальцев на руке. (почва, вода, свет, тепло, воздух).
  2. Растениям нужна почва – поэтому растения растут в горшках с землей.
  3. Растениям нужна вода – поэтому комнатные растения надо регулярно поливать. А как это надо делать?  (какая должна быть вода, как часто).
  4.  Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол или под стол?  (нужен свет)
  5. Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу?  (нужно тепло).
  6.  Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?

       ( воздух)

  1. Что надо делать, чтобы комнатным растения было легче дышать?
  2. Чтобы воздух попадал к корням растений нужно рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны. А еще регулярно надо протирать толстые гладкие листья растений влажной тряпочкой, тонкие гладкие – сухой, мелкие – опрыскивать пульверизатором

- Правила ухода за комнатными растениями.

1.Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями” в учебнике  стр.71

2.Практическая работа в парах. 

- Проделайте эту работу с комнатным растением, стоящим на вашей парте.

(Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения,  за которым они ухаживали на уроке.)

- Изучение условий жизни комнатных растений.

 Бывает так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями, как нам кажется, а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? Внешний вид растения, уход за ним во многом зависят от его роди ны.  В природе они росли в разных условиях и привыкли к ним, приспособились, поэтому я предлагаю отправиться  в путешествие по всему миру, чтобы узнать откуда к нам «пришли» ком натные растения и какие условия им нужно создать? Но в путешествие, даже заочное могут отправиться только смелые, крепкие ребята. Поэтому проведём разминку.

Физкультминутка.

- Примерные этапы путешествия (слайд 10 -11)

 «Тропические растения». 

В классе выставляются такие растения, как фикус, бегония, тра десканция и др.

Учитель показывает детям, где родина фикуса, при крепляя на карте фишку (Индия), после чего указывает месторасположение нашей страны.

Групповая работа  

 Карточка № 2 (Работа с текстом)

Дети делают вывод, что такие растения, как фикус, бе гония, бальзамин, традесканция, колеус любят тепло, не переносят сквозняков; весной и летом требуют обильного полива, осенью и зимой — умеренного. Растения с нежны ми листьями не выносят прямых солнечных лучей.

Учитель продолжает рассказ о том, что на своей родине фикус — это огромное, могучее дерево, достигающее высоты 30 м , с листьями до 1 м  длиной. Ветки растут горизон тально, а с них вниз спускаются корни, которые — настоя щее чудо — постепенно превращаются в дополнительные стволы и прирастают к главному. Таким образом, фикус становится необъятным — шириной 40—60 шагов

Из густого белого сока фикуса делают резину, в связи с чем это дерево называют каучуковое или резиновое.

 Карточка № 3 (Работа с текстом)

 «Растения субтропиков».

Дети ищут растения с такими листьями. Это аспидистра, фиалка узумбарская, пеларгония, ама риллис (гортензия, плющ, хлорофитум и др.). Выяснив условия обитания (недостаток влаги, про хладная зима), дети вместе с учителем определяют особен ности ухода за этими растениями: им нужна более низкая температура, поэтому их ставят ближе к окнам и подаль ше от радиаторов, поливают редко, по мере надобности, ежедневно опрыскивают, рыхлят почву. 

Карточка № 4 (Работа с текстом)

 «Растения пустыни». 

 Дети ищут в классе комнатные растения родом из пустыни. Это — алоэ, сансевьера, или щучий хвост, каланхое, зигокактус.

Учащиеся делают вывод о том, что эти растения любят свет. Зимой нужно поливать только песок вокруг горшка (горшки ставятся в ящики с песком), летом — поливать умеренно. 

5.Закрепление знаний

 «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». 

 Викторина-конкурс для закрепления полученных зна ний посредством их применения в новой ситуации.

- Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час.
( Алоэ) (слайд 12)

-Что за хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки.
(Сансевьера /щучий хвост/)

- Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные.
(Кактус)  (слайд 13)

Что общего в отгадках?

Где в природе можно встретить эти растения?

Какие условия жизни они предпочитают?

1. Какой полив, обильный или умеренный, нужен вес ной бегонии, папоротнику, глоксинии? (Обильный.)

2.  Можно ли выставлять на яркое солнце традескан цию, бегонию, папоротник, фиалку? (Нет, они привыкли к рассеянному свету под пологом леса.)

3.  Можно ли опрыскивать фиалку, глоксинию, бего нию? (Нет, листья будут гнить, так как капли воды могут долго оставаться на опушенных листьях.)

4.  Что любит хлорофитум? (Обильный полив, много света.)

5.  Какие растения особенно нуждаются в опрыскива нии? (Папоротники, зигокактус, тра десканция, фикус, т. е. влаголюбивые.)

6. Почему важно знать потребности рас тений? (Чтобы создать хорошие условия для них, быть внимательными к ним и заботливыми.)

6. Итог урока. 

Сегодня на уроке мы познакомились с самым лучшим украшением помещения - комнатными растениями. Комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. За ними нужен постоянный и индивидуальный уход. Какие правила надо соблюдать при этом?

Если вы будете за ними тщательно следить и ухаживать за своими зелёными питомцами, то они отблагодарят вас чистым воздухом, красивыми цветами и  листьями.

Я желаю вам полюбить комнатные растения и заботиться о них. (слайд 14)

                               Ты должен над цветами наклониться

                               Не для того, чтоб рвать или срезать,

                                А чтоб увидеть добрые их лица

                                И доброе лицо им показать.                        (С. Вургун)  

7. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника с.70-73, задания на стр.28-29 в печатной тетради.

Задание юным исследователям:

Найти материал по темам:

1. Вредители комнатных растений.

2. Зачем нужен свет комнатным растениям?

                                                                                                                 

  Приложения

Карточка № 1

 Культурные растения.

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные

Карточка № 2

«Тропические растения»

В тропи ческих лесах  очень трудно пробираться, это сплошные заросли. Тропинку приходится прорубать топо ром. Воздух в тропиках влажный и теплый, как в бане. Та кие условия могут перенести лишь самые выносливые лю ди. А вот растения к этим условиям привыкли. В тропических лесах часто идут сильные ливневые дожди, поэтому многие растения имеют кожистые, жесткие, блес тящие листья, как у фикуса. Растения под пологом леса имеют крупные, нежные листья. Растения привыкли к влажной почве, к малому освещению.  Эти особенности сохра нились и у комнатных растений. Бегония, традесканция, колеус, глоксиния, папо ротники родом из влажных тропиков, только из разных уголков Земли.

Вопросы:

1. Какой полив, обильный или умеренный, нужен вес ной бегонии, папоротнику, глоксинии?

 2. Можно ли выставлять на яркое солнце традескан цию, бегонию, папоротник, фиалку?

Карточка № 3

 «Растения субтропиков»

В субтропи ках очень много тепла летом, но про хладнее зима и меньше влаги. Растения приспособлены к меньшему испарению влаги, так как ее нужно экономить. У растений субтропиков листья жесткие, матово-зеленые (не блестящие, как у фикуса), покрыты восковым налетом или опушенные.

Задание:

1. Найди в классе такие растения.

2. Подумай, как за ними ухаживать.

Карточка № 4

«Растения пустыни»

 Желтый песок, ярко-синее небо без еди ного облачка, температура — свыше 50 ° С. Песок так рас кален, что обжигает. Конечно, в таких условиях растениям выжить трудно, но они сумели приспособиться.

У растений пустынь листья сочные, мясистые, такие же стебли, иногда листья видоизменены в колючки. В та ких листьях и стеблях накапливается вода. У некоторых растений листья жесткие или опушенные.

Задание:

1. Найди в классе такие растения.

2. Подумай, как за ними ухаживать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Урок окружающего мира 3 класс "Школа России"(презентация, конспект урока)

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России" "Разнообразие животных"...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...