Аннотация к авторской работе по предмету Самопознание
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Аннотация к авторской работе по предмету Самопознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gu.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

к разделу «Как прекрасен этот мир!»  по предмету «Самопознание»

4 класс.

                                                                          Программа «Самопознание»

                                                                          Помогает найти путь к себе,

                                                                          Раскрыть лучшие свои качества,

                                                                         Своё высокое «Я» и всегда

                                                                         Оставаться Человеком.

                                                                                                     С.А.Назарбаева.

«Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека» (из пояснительной записки программы по самопознанию).

С недавнего времени в учебный план введён предмет «Самопознание». Задача его – давать детям такие знания о нравственно – духовных ценностях, которые позволили бы им в будущем стать достойными гражданами Республики Казахстан.

«Средства предмета «Самопознание» также ориентированы  на оказание  поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно-важных умений и навыков широкого спектра,  позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу» (из пояснительной записки программы по самопознанию).

Основная специализированная музыкальная  школа осуществляет допрофессиональную музыкальную подготовку обучающихся, поэтому появилась необходимость в дополнении и обновлении содержания материалов урока.

Авторская методическая разработка раздела «Как прекрасен этот мир!» по предмету «Самопознание» базируется на ведущих теоретических идеях программы, по самопознанию для начального образования, авторами которой являются Л.И.Саинова, М.Ж.Джадрина, Г.З.Байсажарова, И.В.Калачёва, Б.К.Кудышева, В.Н.Ким.

Эти идеи положены в основу разработок уроков:

  1. урока - дискуссии                                    урока -  открытия нового
  2. урока – здоровья                                      урока – путешествия
  3. урока - размышления                              урока - конференции
  1. урока – творчества                                  урока -  концерта

Программа по предмету «Самопознание» ориентирует учителя на достижение общих целей:

- осознание каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению

  своей индивидуальности;

- содействие гармоничному становлению личности посредством

   целенаправленного развития жизненно важных ключевых компетенций.

        

Цель методической разработки по 4 разделу:

  1. гармоническое развитие физического, психического, духовного, социального и творческого потенциалов учащихся.

Задачи:

  1. развивать способности понимания взаимосвязей   внутреннего и внешнего мира человека, его единства с природой и  «малой Родиной».
  2. формировать у младших школьников опыта нравственных отношений с окружающим миром.
  3. развивать мотивацию к познанию себя, к пониманию своего предназначения; развивать самостоятельность, ответственность, активность, творчество, потребность в самопознании и саморазвитии.
  4. воспитывать активную личность, осуществляя практическое взаимодействие с одноклассниками, родителями, учителями.

Отличительная особенность и новизна предлагаемой работы в том, что

уроки построены    с опорой   на «Педагогическую технологию  на основе эффективных уроков» А.А.Окунева  и методику А.Байтурсынова.

Автор стремился к обновлению содержания учебного материала, так как этого требуют  особенности развития инновационной специализированной музыкальной школы. Основанием для отбора содержание предмета «Самопознание» стало:

  1. осуществление межпредметной связи;
  2. использование краеведческого материала;
  3. включение комптентностных заданий;
  4. использование интерактивного оборудования;
  5. привлечение родителей к сотрудничеству при выполнении заданий,

     данных учащимся;

  1. реализация задач школьной программы  «Одарённые дети»

Преобладают методические приёмы:

  1. творческие;
  2. диалогические;
  3. игровые;
  4. развивающие;
  5. интерактивные (видеометод, , флипчарты).

В методической разработке по 4 разделу в целях гражданского и патриотического воспитания, конкурентоспособной личности включены:

-  пословицы народов Казахстана;

- стихи о Казахстане;

- произведения казахстанских и зарубежных композиторов;

- репродукции картин отечественных художников;

- картины достопримечательностей Казахстана и др.

 Разработаны уроки данного раздела:

1 урок. Живительные силы природы.

2 урок. Учимся быть здоровыми у природы

3 урок. Живая вЧтобы представ

4 урок. Тайны воды

5 урок. Природа нашей Родины

6 урок. Мой край

7 урок. Творчество как отражение внутреннего мира человека

8 урок. Мгновения счастливого детства

К  разработкам уроков прилагаются:

1. Сборник материалов по предмету «Самопознание» для учащихся 4 класса, в  

    котором даются тексты для чтения детьми, материал с практическим

    заданием для совместного выполнения родителей и детей

2. Диск, содержащий демонстрационный материал, к урокам с использованием

   интерактивного оборудования (картины природы, звуки природы, фильмы).

Содержание материалов на диске 

Тема  урока

Содержание демонстрационного материала.

 1.

«Живительные силы природы».

Знакомство с лечебно –оздоровительными комплексами «Сосновый бор»  и «Щучье боровое».

 2.

Учимся быть здоровыми у природы.

Знакомство с нетрадиционными способами оздоровления (таблица, правило). Знакомство с правилами оздоровления П.Иванова.  (портрет П. Иванова)

 3.

Живая вода.

Значение воды как источника жизни. Проблема воды в Казахстане. (видеофильм «Вода – источник жизни») Экологическая катастрофа Арала. ( флипчарты, репродукции)

 4.

Тайны воды.

Раскрытие значения целебных свойств воды. (слайды). Опыты с водой. (флипчарты)

 5.

Природа нашей Родины.

Показ ценности и красоты природы нашей Родины. (флипчарты)Чимбулак, Щучье Боровое. Привитие гордости за нашу Родину.

 6.

Мой край.

Знакомство с природой Костанайской области, с историей родного города. ( видеофильм) Наурзумский заповедник, целебные воды Соснового бора

 7.

 Творчество как отражение внутреннего мира человека.

Знакомство с творчеством каз. художников. Конкурс рисунков детей. ( запись песен, музыки Курмангазы, репродукции художников Казахстана)

 8.

Мгновения счастливого детства

Муз. концерт детей (видеопесня, запись муз, произведений))

           

 Режим занятий для учащихся 4 классов (возраст детей 9-10 лет)

Всего -8часов.        

         В неделю -1 час.

                                Ожидаемые результаты:

  1. Развитие чувства патриотизма, проявление зрелости в суждениях и ответственности за свои действия;
  2. умение выражать свои мысли и впечатления через творческую деятельность;
  3. проявление интереса к самостоятельному творчеству; стремление к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;
  4. осознание себя гражданином Республики Казахстан; понимание своей причастности к жизни страны;
  5. понимание необходимости физического развития;
  6. знание приёмов оздоровления самого себя, учиться у природы быть здоровым;
  7. развитие познавательного  интереса, речи, расширение кругозора, навыков самоорганизации и коммуникативных умений;
  8. знание природы своей Родины и своего края, бережного отношения к ней;
  9. раскрытие  творческого потенциала учащихся, видение позитива в окружающем их мире.

 Совместное творчество детей и родителей отражено в их совместной проектной деятельности, в составлении правил здоровья, в сочинениях экологической сказки, исследовательской работе по теме «Мои открытия»

  1. сформирует хорошие доверительные отношения между ними;
  2. окажет положительное влияние на развитие ребенка и приучит его сотрудничать;
  3. организует их на  интересное и увлекательное  времяпровождение.

Литература.

1. Л.Лопатина, М Скребцова.     600 творческих игр.  М: Амрита-Русь

2  Л.Лопатина, М Скребцова   Притчи для детей и взрослых М: Амрита-Русь

3. Л.Лопатина, М Скребцова   Уроки мастерства. М:  Амрита-Русь 

4. Л.И.Саинова,   М.Ж.Джадрина, Г.З.Байсажарова, И.В.Калачёва,  

    Б.К.Кудышева, В.Н.Ким. Программа по самопознанию для начального  

    образования.  Алматы,  «Бобек» 2010г.

5. Г.К. Селевко . Современные образовательные технологии.   Москва,

  «Народное образование» 1998г.

 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование уроков в начальной школе с предметом самопознание

Предлагаю фрагменты интегрированных уроков в начальной школе по новым требованиям при введении общечеловеческих ценностей . Эти фрагменты уроков при защите, на курсах по самопознанию получили высший б...