Открытый урок "Зона Арктических пустынь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Терехова Алла Викторовна

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_zona_arkticheskih_pustyn.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя МОУ СОШ №8

с. Ульяновка

Тереховой Аллы Викторовны

 Зона арктических пустынь.

Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика». Учить находить и показывать ее на карте  полушарий; ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их; воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

Оборудование: карта «Природные зоны  России». Энциклопедии природы, пособия по экологии «Окно в мир», слайды, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов; ученические контурные карты.

Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
  2. Вступительное слово учителя.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.  Слайд №3

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие кустарнички карликовой берёзки и полярной ивы.  Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи и лишайники. Слайд №4 Всё белым-бело до боли в глазах. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды, да снега. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем  холодно. Но к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюленям не даёт замерзнуть толстый слой подкожного жира. Слайд №5.Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детёныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет на столько, что она может выйти на охоту. Белые медведи хорошо плавают и ныряют.  Они так сильны, что могут убить человека одним ударом лапы. Слайд № 6

На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, чайки. По побережью живут утки и гуси. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягких теплых мех.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лёд тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, - основной источник питания многих животных.

  1. Фронтальный опрос.
  1. Как вы представляете себе Арктику?
  2. Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?
  3. Где находится Арктика? Покажите на карте ее границы.
  4. Нанесите границы Арктики на свои контурные карты.
  5. Как выдумаете, почему в Арктике всегда холодно?
  6. Какие явления природы можно наблюдать  в Арктике?
  7. Как вы думаете, почему они возникают?
  8. Отгадайте загадку:

 Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажёг огонь чудесный,  Слайд № 7

Золотой костёр небесный?   Слайд № 8

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся снег.

          (Северное сияние)

- Какие растения могут расти в полярных районах? Почему?

- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?

IV. Работа по теме:

  1. Работа с учебником.

 Ребята читают по учебнику текст «Царство льда и снега» (с. 78-82).

 Далее выполняют задания 2-4 на с. 84 учебника.

  1. Работа в рабочей тетради:

С. 24, №1.

- Прочитайте план. Что можно добавить к этому плану?

-Допишите план.

С. 25,  №2.

- Найдите в приложении рисунки птиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте.

Взаимопроверка по учебнику.

С. 26,  №6.

- Прочитайте.

- В середине тетради найдите плакат «Красная книга России»

- Наудите на нем редких животных Арктики. Подпишите их названия.

V.   Обобщение и закрепление изученного

              Работа по заполнению планшетной карты.

               - Давайте определим, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце? Объясните своё решение.

              - Выберете и прикрепите картинки с теми животными, которые обитают в Арктике.

              - Расскажите коротко о том, как приспособились эти животные к условиям Арктики.

              - Выберите  и прикрепите картинки с теми птицами, которые обитают в Арктике.

              - Расскажите коротко о том, как приспособились к  условиям Арктики эти птицы.

              - Прикрепите к карте картинки с изображением растений, растущих в Арктике.

              - Почему в Арктике растут только эти растения?

          - Назовите обитателей моря арктической зоны. Нанесите их на карту.

 VI. Подведение итогов урока.   

             

       VII.Домашнее  задание.  

Прочитать текст, ответить на вопросы «проверь себя» (с. 78-86).

Выполнить: I вариант – задание №1;  II вариант – задание №2. Оформить работу на альбомном листе.

Выполнить задание №7 в рабочей тетради (с. 27).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...

Зона Арктических пустынь

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь; познакомить с особенностями живой и неживой природы, значением природы данной зоны для человека......

Презентация "Зона Арктических пустынь" 4 класс.

Презентация к уроку "Зона Арктических пустынь" 4 класс УМК "Школа России"....

Открытый урок по окружающему мир на тему "Зона Арктических пустынь"

Сформировать у учащихся понятие «Арктика»;  познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны.  сформировать у учащихся понятие «Арктика»;  познакомить учащихся с климати...

Открытый урок "Зона арктических пустынь"

Цель: познакомить с зоной арктических пустынь.Задачи:Сформулировать представление о природной зоне арктических пустынь;Развивать навыки исследовательской работы (умение пользоваться справочниками, энц...