Будь природе другом
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bud_prirode_drugom.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель. Показать, почему природа болеет, почему её судьба в наших руках.

                 Раскрыть экологическую проблему.

                 Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и лю-

                 бовь к ней.

                 Развивать речь учащихся, повышать культуру.

                 Обучать работать в паре и коллективом.

                 Развивать познавательную активность.

                 Закрепить полученные знания о природе.

                                     

                                           Ход урока.

Учитель. Несколько лет назад я познакомилась с мальчиком Серёжей. Он был чуть-чуть постарше вас, но представьте себе, не любил ни зверьков, ни птиц, ни бабочек. Он любил только машины. Да-да, он говорил, что машины очень нужны людям, а природа им совсем не нужна.

   Мне очень хотелось доказать ему, что это не так, что природа нам нужна не меньше, чем самая современная техника. Но как это сделать? Я приносила ему книги о природе, а когда отправлялась в лес, на луг или на водоём, приглашала его с собой, много рассказывала о том, что нас окружает. И заметила: Серёжа всё больше и больше понимал, что природа даёт человеку всё необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду.  

Сейчас этот мальчик вырос, стал конструктором. И вот что он сказал мне однажды:

«Природа и люди — одно целое».

Я согласилась с ним. Ребята, а вы согласны?

Учитель. Как вы думаете, а нужна ли природе помощь человека? Если нужна,  то в чём? Прежде чем искать способы помощи, надо знать, что мы будем спасать. Как вы думаете?

Учитель. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Будь природе другом!». Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю -- лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» 

Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Просьба» в исполнении Грачёвой Н., Червяковой О., Кондратьевой А.

ПРОСЬБА

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится —

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди-исполины, люди великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

И должно быть сердце, сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы!

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель. Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Вот об этом мы сегодня узнаем из газеты.  Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка.  Я расскажу вам о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр газеты.

— Кто здесь нарисован? (Человек.)

— А почему он грустный?

Дети отвечают.

— Вот видите, у вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем  том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, поймем, почему он грустный.

Учитель. Я буду говорить вот об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.  (Воздух) 

—  Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой (на доске написано это слово).

—  Мы привыкли воздушный океан называть небом.

                       Выше леса, выше гор,

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой!

Учитель. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, то микробов может накопиться много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что нужно сделать, чтобы микробов было меньше

.

Дети отвечают

 

— Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля. (Дети убирают аппликации микробов с поля)

— А еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения

.

ЧУДО-ЛИСТЬЯ.

Ученик.  Здравствуйте, ребята!

Баба яга. Здравствуйте, ребятки! О чем вы мне сегодня расскажите интересном?

Ученик. Я хочу рассказать о листьях.

Баба яга. (разочарованно) Ну вот, придумали о чем говорить. Что в листьях интересного? Зачем они вообще нужны?

Ученик. Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: «Без чего человеку не жит?» (Раздается шум, влетает кощей )

Кощей. Я знаю, без чего человек не может жить.

Ученик. Без чего?

Кощей. Без меня.

Баба яга. Здравствуйте, братец родимый, Кощеюшка любимый!

Кощей. Здорово, сестрица Яга — костяная нога. Здравствуйте ребятки!

Ученик. Так ты считаешь, что мы без тебя не сможем жить?

Кощей. Конечно! Если вы не согласны, то я вас живо могу погубить!

Ученик. Сколько же в тебе еще злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята?

Баба яга. Тогда без чего же мы не можем жить? Даже интересно!

Ученик. Без листьев мы не можем жить.

Баба яга. Вот еще чего придумали! (Сердито) Без листьев! Так я и поверила!

Кощей. Бред какой-то!

Ученик. Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка попробуйте. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали…

Баба яга и Кощей. (выпустив воздух) Ой, больше не могу, дышать хочется. (шумно дышат)

Ученик. А знаете, чем вы дышите?

Баба яга. Никогда об этом не думала, дышится, ну и ладно.

Кощей. А чем дышим?

Ученик. Так вот знайте! Мы все дышим кислородом, точнее — воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700-900 литров кислорода.

Кощей. Ой-ой-ой! Как много!

Ученик. Но еще больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.

Кощей. Но я все-таки не понимаю, причем тут листья?

Ученик. А при том, дорогие мои, что листья — самые настоящие фабрики кислорода.

Баба яга. Ой, не могу, уморил! (Смеется) Листья — фабрики… Вот это да! Никогда бы не думала, что листья — это фабрики!

Кощей. У всех фабрик бывает дым над трубами. А где у листьев трубы и дым? (Внимательно рассматривают листья цветов)

Ученик. Листья — фабрики необычные, без труб и без дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом. А кислород выделяют листья. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.

Кощей. Выходит, что чем больше листьев, тем больше кислорода?

Ученик. Да, верно, Кощей! Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке.

Баба яга. Вот почему, ребята, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, то давно бы меня на свете не было.

Кощей.  Да и я на природе живу, потому меня Бессмертным кличут.

Ученик. Вот почему так важно беречь природ, ведь без листьев жить невозможно! (Обращается ко всем) Нас много, ребята, везде, где мы живем, деревья посадим, сады разведем.

Запомни правила «Охрана воздуха».

Надо регулярно проветривать комнату, стирать пыль влажной тряпкой.

Надо больше сажать растений в городах и сёлах.

 

Учитель. А теперь следующая страничка нашей газеты — посмотрите, что же это такое: какие-то изображения. Ребята, кто из вас любит слушать песни и вообще музыку? Вот в одной песенке есть такие слова:

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

— Весело? Да.

А почему же ей соседи говорят:

—Эй, гражданка, у окна,

Вы же дома не одна!

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром? (Ответы детей)

— Конечно, им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные

машины-грузовики, самолеты, мотоциклы издают такие сильные звуки, от которых, люди могут заболеть. Очень вредно включать дома магнитофон или радио надолго и на полную мощность. И еще, некоторые ребята очень громко кричат. Это очень плохо, потому что резкие, сильные  звуки разрушают слуховой аппарат.

Видите, сколько звуковых загрязнителей, и это поле (показывает на поле со стрелками и спиралями) — звуки вокруг нас. Стрелки — это резкие, громкие звуки вокруг  нас. Спирали — волны музыки, приятной, негромкой, спокойной речи.

— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был один звуковой комфорт? (Ответы детей)

— Да, не нужно включать громко музыку, кричать. А с белого поля мы берем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель. Ну вот, уже два поля чистые, а мы пойдем на синюю страничку. О чём эта страничка, вам расскажет Кочетков Ю.

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Эта страничка о воде. Где находится вода на земном шаре? (В океане, морях ,речках, ручьях) Снег — это тоже вода,  облака — вода. Для растений и животных не всякая вода годится.

— В океанах и морях вода какая? (Соленая) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Послушайте стихотворение в исполнении Сафонова Д. и подумайте, про какую воду так говорится

.

Водичка, водичка,

Умой мо личико.

Чтоб щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

   Чтоб кусался зубок.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Учитель. Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей) Да, во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми; во-вторых, беречь воду от загрязнения.

Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, озере мусор, моют в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Уберем все эти грязные пятна!

Посмотрите, дети, какое красивое чистое стало поле – чистая вода

.аа

Запомни правила «Охрана воды»

Воду надо расходовать экономно, не оставлять краны открытыми.

Нельзя выбрасывать в реки, озёра мусор, мыть в них машины.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкультпривет!

 

 

Учитель. А теперь зелёная страничка нашей газеты. Зелёная страничка нашей газеты- СТРАНИЧКА ЖИЗНИ. А почему она зелёная? ( Ответы детей.)

-- Да, она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и кислород всем живым существам

.

Ученик. Жизнь в зелёном мире этом

                Хороша зимой и летом.

                Жизнь летает мотыльком,

                Шустрым бегает зверьком.

                В облаках кружится птицей,

                Скачет по ветвям куницей.

                Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,  

                Человек природе друг!

   

Учитель. А всегда ли человек относится к природе, как к другу? Вот послушайте стихотворение Е.Карасёва « На земле исчезают цветы»

 

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветков луговых

Нами понято было едва ли:

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное « стой»!

Нам казалось всё мало и мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Учитель. Как поступили ребята? Почему нельзя рвать луговые цветы?

( Ответы детей.)

Учитель. Посмотрите на это поле. На нём чёрные круги и квадраты. Под каждым из них – растения или животные. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы сохранить растения?

( Ответы детей.)

-- А почему нельзя рвать охапки цветов?

(Ответы детей.)

Учитель. В книге Е.Л. Прасоловой « В союзе с красотой» есть прекрасные слова: «Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони» И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

--Как понимаете эти слова?

Запомни правила « Охрана растений».

 

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех  местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания

Учитель. Мы запомним, как сохранить красоту окружающего мира, и теперь можно убрать чёрные круги, под ними яркие рисунки растений.

 Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же , как сами эти растения –природу. Но поля портят чёрные квадраты, под ними животные. Как убрать чёрные квадраты?

( Ответы детей.)

Запомни правила «Охрана животных»

.

Разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек и жаб, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники — недопустимо!

Нельзя беспокоить животных: бегать по лесу, шуметь, лазить по деревьям.

Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики.

Учитель. Уберём чёрные квадраты. Лучше без них на зелёном поле? Послушайте, как Артём поступает, если встретит красивое насекомое.

                                      Жук.

   

              Какого жука я в лесу повстречал!

              Он топал, как бык, и рогами качал.

              Очень серьёзным и грозным он был—

              Я даже дорогу ему уступил.

              Мне имя его неизвестно пока,                    

              Но я не забуду лесного жука!

              Я в городе в библиотеку пойду,

              Жука моего по рисункам найду.

              Узнаю, где водится, как он живёт,

              Зачем ему крылья, что он жуёт.

               И будут страницы, как птицы, шуметь,

               И будут, как птицы, трамваи звенеть.

               Я вам расскажу про жука своего.

               Как славно, что я не обидел его!

Учитель. Ребята, посмотрите на наши поля на газете вокруг человечка. Какие они чистые, красивые.

А теперь посмотрите на человечка! У него совсем другой вид, он улыбается — ему хорошо! Как вы думаете, почему?

(Убирает грустную маску.)

--Человеку хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы, и его надо беречь.

Учитель. Каждый человек является частичкой окружающего мира. Зная это, каждый из нас должен понимать, что природе надо быть другом. Что это значит?

Ответы детей

Учитель. Если мы будем всегда выполнять правила поведения в природе, то можем сохранить природу. Давайте же будем бережно обращаться с природой, будем её любить и беречь.                

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Будь природе другом

проектная работа по окружающему миру 2 класс посвящена изучению многообразия животных;  знакомит с проблемой охраны животных; учит бережному отношению ко всему живому....

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...

Будь природе другом

Презентация к уроку по окружающему миру...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...