Разработка урока по окружающему миру "Дети имеют право на особую заботу и помощь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Мингалева Светлана Владимировна

Урок с использованием СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 4 классе

Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Цель урока:. Формирование правовой культуры учащихся.    

Задачи: 

  1. познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации, заложить основы представлений о правах и обязанностях детей;
  2. формировать чувства человеческого достоинства;
  3. познакомить детей  с СПС «Консультант Плюс:Средняя школа».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Справочно-правовая система «Консультант Плюс:Средняя школа», раздаточный материал, листовка «Мои права» (для классного уголка).

Ход урока:

1.Подготовительная работа.  

- Добрый день! Поприветствуем друг друга улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и  жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю, что наше занятие пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

2. Актуализация темы      СЛАЙД 2

     -Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем  друг друга, у нас есть что-то общее, что - то нас объединяет.

- Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).

- Послушайте отрывок из рассказа  А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? СЛАЙД 3

В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.

Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что всё вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие!

Огорчало Маленького Человека только то, ЧТО большим людям всё это казалось маленьким: и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими…

А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.

— Что вы делаете? — кричал им Маленький Человек. — Пожалуйста, будьте внимательны…

Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.

«Странно, — думал Маленький Человек. — Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ, но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ…»

Однажды Маленький Человек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека».

В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека.

-Что же ещё нас объединяет? (права)

3. Изучение нового материала. Тема урока «Дети имеют  право на особую заботу и помощь».

- А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

СЛАЙД 4

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

-  А есть ли права у вас, у детей? (ответы)

- Какой будет тема нашего урока мы узнаем, когда вы выполните задание игры «Зашифровщик» (работа в парах. Ученики получили алфавит и зашифрованное задание: 5,6,20,10       10,14,6,32,20       17,18,1,3,16      15,1        16,19,16,2,21,32          9,1,2,16,20,21  

д е  т   и         и   м  е  ю т         п  р  а в  о         н а          о  с   о  б  у   ю           з а б  о  т  у

10        17,16,14,16,27,30

и           п   о  м   о  щ  ь )                        СЛАЙД 5

Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь»    СЛАЙД 6

- Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы  СЛАЙД 7

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, вот эту книжку и нашёл Маленький Человечек в своей библиотеке. А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.  

(Принята Всеобщая декларация прав человека - Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года); Состоит этот документ из  преамбулы – вступление, 30 статей; действующий документ)

СЛАЙД 8 Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

СЛАЙД 9  Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.  На сегодняшнем уроке с помощью Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа» мы получим ответы на некоторые вопросы.  (Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа») В строке «Быстрый поиск» наберите название документа  Конвенция о правах  ребенка. Второй  документ в списке уже соответствует нашему поиску. Давайте откроем этот документ.

-Какую информацию о документе можно получить? (дату  принятия, структура, есть ли дополнения)

 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была  принята и в нашей стране. Таким образом,  в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

В Конвенции права ребёнка подразделены на группы: СЛАЙД  10-11

1 группа прав - основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка  (обязывает родителей заботиться о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

3 группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

4 группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

5 группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию                                      (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

6  группа прав призвана защитить ребенка  от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

СЛАЙД 12 - Я предлагаю разбиться на пары. Используя СПС «Консультант Плюс» определите к какой группе относятся статьи. (каждая пара получает номера статей: 1пара -1,2,3,6,7,8; 2пара -9,18,20; 3пара -12,13,14,15,16,27; 4 пара – 24,25,26; 5 пара - 28,29,31; 6 пара – 19,32,33,34,35,36,37).

СЛАЙД 13-16  Фрагменты из Конвенции о правах ребенка.

(Работа по группам с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» Мы с вами работаем с документом  Конвенция о правах  ребенка. Справа найдите оглавление и щелкните по нему. Затем найти, вводим  номер статьи, открываем её двумя щелчками мыши.)

- Давайте проверим. СЛАЙД 17-18  У кого  статьи документа относятся к:

1 группа прав - основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.; (1,2,3,6,7,8)

2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка  (обязывает родителей заботиться о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.); (9,18,20)                                            

3 группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии); (12,13,14,15,16,27)

4 группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.); (24,25,26)

5 группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию                                      (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.); (28,29,31)

6  группа прав призвана защитить ребенка  от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.(19,32,33,34,35,36,37

- Ребята, а какие права по вашему важные, главные, значимые? (Они все главные!)

          4.  Подведение итогов урока.

        - Зачем нам нужны права? (Если все будут уважать права других, все будут жить в мире, для создания благополучные условия для развития детей, соблюдений моральных и нравственных норм поведения)

           Я имею право: СЛАЙД 19

  1. на жизнь,
  2.  на свободу слова, мысли и религии,
  3.  на медицинскую помощь,
  4.  на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,
  5.  жить со своими родителями и воспитываться в семье,
  6.  на воспитание,
  7.  на уважение человеческого достоинства,
  8.  на защиту от жесткого обращения,
  9.  на Ф.И.О. при рождении,
  10.  на защиту от вовлечения в преступную деятельность,
  11.  на образование ,
  12. на защиту от насилия в семье,
  13. иметь гражданство своей страны,
  14. на защиту от продажи в рабство,
  15. на помощь со стороны государства по защите моих прав.

- Ребята, на мой взгляд, вы достаточно серьезно ознакомились с правами ребенка. В качестве проверки уровня этих знаний, предлагаю провести  викторину. Работаем в группах.                

ВИКТОРИНА (раздаточный материал на группу) СЛАЙД 20

(Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» ) Мы с вами работаем с документом  Конвенция о правах  ребенка. Справа найдите оглавление и щелкните по нему. Затем найти, вводим  номер статьи, открываем её двумя щелчками мыши.

  1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, ……(таланта) и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  2.  Ст. 31 конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …(досуг).
  3. Кто, согласно ст.18 конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? (Родители).
  4. Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции? (Образование.)
  5. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст. 6 Конвенции? (Жизнь.)
  6. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка? (Опекуны.)
  7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (обязательным).
  8. Согласно ст.19 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и (какого?) насилия? (Психологического.)
  9. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? (ООН.)

- Проверка СЛАЙД 21

5.  Рефлексия.

- Откуда мы получали информацию для урока?

(из Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа»)

- Понравилась ли вам работа с данной системой?

-Чтобы вы помнили о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мы имеем право». СЛАЙД 22

6. Итог урока.  Закончить наш урок я предлагаю стихотворением. (ученики зачитывают по строчке) СЛАЙД 23

СЛАЙД  24  Я :Счастья и солнца вам дети! СЛАЙД 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Дети имеют право на особую заботу и помощь"

Конспект урока может быть использован и во внеклассной работе.Тезисы к уроку. Игра «Знакомство».Поможет узнать вкусы и интересы детей. Возникает вопрос: Что ещё объединяет всех нас.Чтение рассказ...

Доклад «Использование квиллинга в работе с детьми особой заботы»

Как сделать так, чтобы ребёнок с ОВЗ  мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное ...

Классный час "Герои книг имеют право"("Конвенция о правах ребёнка")

                                            Главный закон детей всего мира...

урок по окружающему миру. УМК "Школа России" 4 класс. "Дети имеют право на особую заботу и помощь ".

презентация к уроку "Дети имеют право на особую защиту и помощь"....

Урок-практикум на тему "О ребенке – особая забота!"

           Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему "Забота о детях – общее дело" и представляют их. Каждое выступление од...