Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, УМК "Гармония")
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_okr._miru.doc | 56.5 КБ |
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
ФБУП – 2004 года
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлено на основе программы к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор: О.Т. Поглазова, изд-во «Ассоциация 21 век», - Смоленск, 2009г.). Также в комплект входит:
- О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир: учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.;
- О.Т. Поглазова Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г.;
- Контрольно-диагностические материалы:
О.Т. Поглазова Окружающий мир: тестовые задания для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Содержание курса «Окружающий мир» в третьем классе подчинено общей идее «Все изменяется под Солнцем». Основная цель данного курса – сформировать у учащихся представление об изменениях, происходящих в окружающем мире: в природе, в обществе и жизни людей.
Задачи:
- продолжить разностороннее развитие личности ребенка (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у третьеклассников целостной картины окружающего мира;
- ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов познания для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов: биологии, химии, физики, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к здоровью, любви к природе;
- формирование у младших школьников навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- познакомиться с изменчивостью и непрерывностью развития окружающего мира, с наличием взаимозависимости и общих закономерностей изменений в живой и неживой природе Земли, с некоторыми физическими свойствами воздуха, воды, почвы, с круговоротами воздуха, воды и других веществ в природе, а также с жизненными циклами цветкового растения и некоторых животных.
К концу года учащиеся должны знать:
- разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные;
- изменения в живой и неживой природе, жизни людей;
- календарь;
- понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», «температура», обозначать их условными знаками;
- природные явления, характеризующие погоду; уметь обозначать их условными знаками;
- устройство и работу жидкостного термометра;
- как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека;
- какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц;
- положение Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;
- об осенних заботах человека;
- об обычаях и праздниках наших предков;
- что такое «тело», «вещество»; о трех состояниях вещества;
- об открытии простейших; о клетке; о болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними;
- значение воздуха для жизни на Земле; отличие «сухого», «влажного» и «целебного» воздуха;
- понятие «ветер», «воздушный поток», причины его возникновения; об использовании силы ветра человеком;
- значение воды на Земле; об источниках питьевой воды;
- свойства воды: вкус, запах, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ;
- способы очистки воды в быту и в промышленности; фильтрование;
- образование тумана, инея, росы; принцип круговорота воды в природе;
- главное свойство почвы – плодородие; правила гигиены при работе с почвой; понятие «круговорот веществ в почве»;
- способы сохранения плодородия почвы; правила экономически грамотного поведения в природе, быту;
- изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы; значение снегового покрова для растений;
- о зимовке разных групп животных; как помочь птицам пережить зиму; обычаи, праздники, заботы зимой наших предков;
- науки, изучающие организм человека; основные внутренние органы человека; свойства костей;
- назначение мышц, работа мышц, их тренировка, состояние усталости;
- как предупредить заболевания органов дыхания;
- органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи: белки, жиры, углеводы;
Название раздела | Кол-во часов |
Разнообразие изменений в окружающем мире. | 8 |
Осенние изменения в природе и в жизни человека. | 4 |
Тела и вещества. | 4 |
Свойства воздуха, воды, почвы. | 10 |
Зимние изменения в природе и в жизни человека. | 6 |
Организм человека и его здоровье. | 11 |
Развитие животных и растений. | 10 |
Весна – утро года. | 4 |
Изменение быта и культуры наших предков. | 11 |
Рабочая программа по окружающему миру откорректирована с учётом программы краеведческого курса «Морянка» (7 часов).
Авторы-составители: Гмырина И.Э., Полякова И.Ф. и др.
Краеведческое содержание материала направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи краеведческого характера;
- приобщение к народным традициям и искусству, освоение знаний о ближайшем природном и социальном окружении, их единстве и различии, многообразии и взаимосвязях, о человеке и его месте в природе и обществе родного края;
- воспитание эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности сохранять и укреплять свое здоровье.
Курс, связанный с реализацией регионального компонента по «Окружающему миру», несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы. Материал выстроен на основе краеведческого принципа, что позволит учащимся осмыслить сложные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между живой и неживой природой, человеком и окружающей средой.
Всего на региональный компонент отведено 7 часов.
Реализация регионального компонента в процессе изучения окружающего мира в 3 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | РКМ |
1 | Очистка воды. | РКМ Охрана природы Архангельской области. | |
2 | Органы пищеварения. Как питались наши предки. | РКМ Поморская трапеза. Особенности здорового питания на Севере. | |
3 | Старинные города. | РКМ Древние города и села Севера. | |
4 | Занятия горожан в старину | РКМ Профессии основных отраслей хозяйства на Севере. | |
5 | Одежда наших предков. | РКМ Народный костюм русского Севера. | |
6 | Учение на Руси. | РКМ М.В.Ломоносов –путь в науку. | |
7 | Экскурсия в краеведческий музей. | РКМ М.В.Ломоносов –путь в науку. |
Литература:
- Морянка: жрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч.ред. Э.И. Николаева; сост., отв.ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
- Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников/ Науч.ред. Э.Н.Николаева; отв.ред и сост. Е.В. Михайленко. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (2 часа в неделю, в год 68 часов)
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. | Дата |
1 | Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.) | Земля - наш общий дом. | 1 | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного и растительного мира. | Фронтальный опрос | |
2 | Всё изменяется под солнцем. Разнообразие изменений в окружающем мире. | 1 | Знать способы изучения изменений: наблюдение, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений. | Фронтальный опрос | ||
3 | Времена года. | 1 | Знать: -причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; -старинный календарь | Беседа. | ||
4 | Природные явления и погода. | 1 | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками | Самостоятельная работа. | ||
5 | Необычные природные явления. | 1 | Знать, какие природные явления характеризуют природу. Уметь обозначать их условными знаками. | Тест «Природные явления» | ||
6 | Тепло и холод. Температура и ее измерение. | 1 | Знать устройство и работу жидкостного термометра Уметь: -измерять, записывать температуру; -работать с научным текстом; -моделировать; -пользоваться измерительными приборами; -делать выводы по результатам простых опытов | Фронтальный опрос | ||
7 | Экскурсия по теме: «Осенние изменения в окружающем мире». | 1 | Уметь: -выявить осенние изменения у растений; -измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания | Письменный отчет групп по результатам | ||
8 | Прогноз погоды. Обобщение по теме: «Разнообразие изменений в окружающем мире». | 1 | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: -измерять температуру воздуха, воды; -составлять условными знаками карточку погоды | тест | ||
9 | Осенние изменения в природе и в жизни человека (4 ч.) | Осень в природе. Изменения в неживой природе осенью. | 1 | Знать: -какие изменения происходят в неживой и живой природе осенью, причины перелета птиц; -о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках; -об осенних заботах человека; -об обычаях и праздниках наших предков | беседа | |
10 | Осень в природе. Изменения в живой природе осенью. | 1 | Работа в группах | |||
11 | Осенняя пора в жизни людей. | 1 | Фронтальный опрос | |||
12 | Обобщение по теме: «Осенние изменения в природе и в жизни человека». | 1 | Уметь ориентироваться в системе полученных знаний | Проверочная работа | ||
13 | Тела и вещества (4 ч.) | Тела и вещества. Три состояния вещества. | 1 | Знать: -что такое «тело», «вещество»; -о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам | Отчет по практической работе | |
14 | Строение вещества | 1 | Уметь объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах | Опрос. | ||
15 | Удивительные открытия. | 1 | Знать: -об открытии простейших; -о клетке; -болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними | Письменный опрос. | ||
16 | Обобщение по теме: «Тела и вещества». | 1 | Уметь: -определять состояние веществ; -ориентироваться в системе полученных знаний | Проверочная работа | ||
17 | Свойства воздуха, воды, почвы (10 ч.) | Воздух и его состав. | 1 | Знать значение воздуха для жизни на Земле | Опрос. | |
18 | Свойства воздуха. | 1 | Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха | тест | ||
19 | Движение воздуха. | 1 | Знать: -что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; -об использовании силы ветра человеком | Опрос. | ||
20 | Замечательное вещество – вода. Свойства воды. | 1 | Знать: -о значении воды на Земле; -об источниках питьевой воды; -свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ | Практическая работа | ||
21 | Очистка воды. РКМ | 1 | Знать: -способы очистки воды в быту и в промышленности; -фильтрование | Практическая работа | ||
22 | Превращения воды. | 1 | Знать, как образуется туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе | Отчет о проделанной работе | ||
23 | Круговорот воды в природе. | 1 | Знать принцип круговорота воды в природе | Фронтальный опрос | ||
24 | Плодородный слой земли. Почва, ее состав и свойства. | 1 | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы | Отчет о проделанной работе | ||
25 | Обитатели почвы. | 1 | Знать: -правила гигиены при работе с почвой; -понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы | Опрос. | ||
26 | Почва – кормилица. | 1 | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснять отрицательное действие человека на плодородие почвы. | Фронтальный опрос. Тест. | ||
27 | Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы». | 1 | Уметь ориентироваться в системе полученных знаний | Проверочная работа | ||
28 | Зимние изменения в природе и в жизни человека (6 ч.) | Зимние явления в неживой природе. Экскурсия. | 1 | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози | Письменный опрос. | |
29 | Зима в природе. | 1 | Отчет о проделанной работе. | |||
30 | Растения зимой. | 1 | Знать значение снегового покрова для растений | Опрос. | ||
31 | Зимняя пора в жизни животных. | 1 | Знать о зимовке разных групп животных | Опрос. | ||
32 | Как зимовали наши предки. | 1 | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | Доклады по теме, опрос. | ||
33 | Январь – зиме середина. | 1 | Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица | Проверочная работа | ||
34 | Человек и его здоровье (11 часов) | Организм человека. | 1 | Знать: -науки, изучающие организм человека; -основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка | ||
35 | Скелет – надежная опора и защита. | 1 | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей. | Опрос. | ||
36 | Мышцы и их назначение. Развитие мышц. | 1 | Знать: -назначение мышц, разнообразие; -сухожилия; -работа мышц, их тренировка, состояние усталости | Тест | ||
37 | Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. | 1 | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу | Опрос. | ||
38 | Органы пищеварения. Как питались наши предки. РКМ | 1 | Знать: -органы пищеварения, их роль в организме; -состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: -рассуждать о важности ухода за зубами; -разумно относиться к правильному питанию; -соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения | Фронтальный опрос. | ||
39 | Кровь и кровообращение. | 1 | Знать: -основные функции крови, ее состав; -навыки здорового образа жизни; -как беречь и развивать сердце. Уметь: -называть органы кровообращения, их функции; -измерять пульс | Отчет по работе, опрос. | ||
40 | Очистка организма, органы выделения. | 1 | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. | Опрос. | ||
41 | Органы чувств. | 1 | Знать: -органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; -их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств | Практическая работа. Отчет. | ||
42 | Нервная система и ее роль в организме. | 1 | Знать: -значение нервной системы и ее органов в организме; -что такое память, ее виды и развитие Уметь: -объяснить значение сна, режима дня; -аргументировать понятие «здоровая нервная система»; -развивать свою память, объяснять ее значение для учебы | Опрос. | ||
43 | Как лечились наши предки. | 1 | Знать, какими способами лечились наши предки | Опрос. | ||
44 | Обобщающий урок по теме: «Организм человека и его здоровье». | 1 | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | Проверочная работа | ||
45 | Навстречу весне (13 часов) | Весна света | 1 | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: -выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; -находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; -соблюдать экологически грамотное поведение в природе | Фронтальный опрос в ходе беседы. | |
46 | Как на Руси провожали зиму и встречали весну | 1 | Опрос. | |||
47 | Развитие животных | 1 | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: -прослеживать последовательность развития живых организмов; -предлагать варианты решения экологических проблем | Опрос. | ||
48 | Развитие рыб и земноводных | 1 | Уметь: -прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; -находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки | Опрос, тест | ||
49 | Стадии развития насекомых | 1 | Знать: -стадии развития насекомых; -способы борьбы с вредителями культурных растений | Опрос. | ||
50 | Растение – живой организм | 1 | Знать: -разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.) | Фронтальный опрос. | ||
51 | Развитие цветковых растений | 1 | Знать: -разнообразие растений (светолюбивые и др.); -органы цветкового растения. Уметь: -выделять существенные признаки; -устанавливать причины и следствия природных явлений | тест | ||
52 | Стебли и листья растений | 1 | Знать: -функции стебля и листьев; -разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь: -отличать разные виды листьев; -моделировать невидимые природные процессы | Отчет о проделанной работе. | ||
53 | Для чего цветет цветок | 1 | Знать: -строение цветка, значение опыления. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Фронтальный опрос | ||
54 | Растение – единый организм | 1 | Знать: -цикл цветкового растения от семени до семени; -роль растений в окружающем мире. Уметь: -делать обобщающие выводы; -моделировать цикл цветкового растения | Тест. | ||
55-56 | Весенние изменения в живой и неживой природе (обобщение по теме) | 2 | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции | экскурсия, отчет. | ||
57 | Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей. | 1 | Знать: -приметы весны к началу цветения (апрель, май); -о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения | Проверочная работа. | ||
58 | Как жили наши предки (11 часов) | История вокруг тебя | 1 | Знать: -что и как изучает история, ее значение; -способы познания прошлого; -о быте и культуре своего народа; -понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений | Опрос. | |
59 | Природа в жизни наших предков. | 1 | Знать: -чем занимались наши предки, как они осваивали природу; -обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя | Опрос. | ||
60 | Уклад жизни на Руси. | 1 | Знать: -значение семьи, родовой общины, племени; -виды жилищ наших предков | Опрос. | ||
61 | Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд. | 1 | Знать: -как жили в старину на селе; -о старинном быте сельских жителей | Опрос. | ||
62 | Старинные города. РКМ | 1 | Знать: -строение старинных поселений, их виды; -значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: -добывать информацию из иллюстраций и текста; -охранять памятники старины | Фронтальный опрос. | ||
63 | Занятия горожан в старину РКМ | 1 | Знать: -чем занимались горожане в старину; -старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); -виды художественной росписи предметов быта. Уметь: -добывать информацию из иллюстраций и текста; -приобщиться к старинному ремеслу | Опрос. | ||
64 | Торговое дело на Руси. | 1 | Знать: -чем занимались купцы в старину; -появление денег; -историю возникновения торговли и денег на Руси; -понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: -анализировать, сравнивать, обобщать; -сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края | Опрос. | ||
65 | Одежда наших предков. РКМ | 1 | Знать, как одевались наши предки в разные времена | Опрос. | ||
66 | Учение на Руси. РКМ | 1 | Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму | Опрос. | ||
67 | Обобщающий урок по теме: «Как жили наши предки». | 1 | Уметь: -выполнять самостоятельные задания; -участвовать в играх, театрализациях, конкурсах | Проверочная работа | ||
68 | Экскурсия в краеведческий музей. РКМ | 1 | Уметь: -наблюдать, делать выводы, обобщать | Отчет об экскурсии. |
За год: РКМ – 7 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...