Рабочая программа по окружающему миру (3 класс, УМК "Гармония")
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Дорофеева Галина Анатольевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

ФБУП – 2004 года

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлено на основе программы к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор: О.Т. Поглазова, изд-во «Ассоциация 21 век», - Смоленск, 2009г.). Также в комплект входит:

  1. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир: учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.;
  2. О.Т. Поглазова  Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г.;
  3. Контрольно-диагностические материалы:

            О.Т. Поглазова Окружающий мир: тестовые задания для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Содержание курса «Окружающий мир» в третьем классе подчинено общей идее «Все изменяется под Солнцем». Основная цель данного курса – сформировать у учащихся представление об изменениях, происходящих в окружающем мире: в природе, в обществе и жизни людей.

Задачи:

  1. продолжить разностороннее развитие личности ребенка (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
  2. последовательное формирование у третьеклассников целостной картины окружающего мира;
  3. ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов познания для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов: биологии, химии, физики, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
  4. воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к здоровью, любви к природе;
  5. формирование у младших школьников навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  6. познакомиться с изменчивостью и непрерывностью развития окружающего мира, с наличием взаимозависимости и общих закономерностей изменений в живой и неживой природе Земли, с некоторыми физическими свойствами воздуха, воды, почвы, с круговоротами воздуха, воды и других веществ в природе, а также с жизненными циклами цветкового растения и некоторых животных.

К концу года учащиеся должны знать:

  1. разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные;
  2. изменения в живой и неживой природе, жизни людей;
  3. календарь;
  4. понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», «температура», обозначать их условными знаками;
  5. природные явления, характеризующие погоду; уметь обозначать их условными знаками;
  6. устройство и работу жидкостного термометра;
  7. как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека;
  8. какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц;
  9. положение Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;
  10. об осенних заботах человека;
  11. об обычаях и праздниках наших предков;
  12. что такое «тело», «вещество»; о трех состояниях вещества;
  13. об открытии простейших; о клетке; о болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними;
  14. значение воздуха для жизни на Земле; отличие «сухого», «влажного» и «целебного» воздуха;
  15. понятие «ветер», «воздушный поток», причины его возникновения; об использовании силы ветра человеком;
  16. значение воды на Земле; об источниках питьевой воды;
  17. свойства воды: вкус, запах, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ;
  18. способы очистки воды в быту и в промышленности; фильтрование;
  19. образование тумана, инея, росы; принцип круговорота воды в природе;
  20. главное свойство почвы – плодородие; правила гигиены при работе с почвой; понятие «круговорот веществ в почве»;
  21. способы сохранения плодородия почвы; правила экономически грамотного поведения в природе, быту;
  22. изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы; значение снегового покрова для растений;
  23. о зимовке разных групп животных; как помочь птицам пережить зиму; обычаи, праздники, заботы зимой наших предков;
  24. науки, изучающие организм человека; основные внутренние органы человека; свойства костей;
  25. назначение мышц, работа мышц, их тренировка, состояние усталости;
  26. как предупредить заболевания органов дыхания;
  27. органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи: белки, жиры, углеводы;

Название раздела

Кол-во часов

Разнообразие изменений в окружающем мире.

8

Осенние изменения в природе и в жизни человека.

4

Тела и вещества.

4

Свойства воздуха, воды, почвы.

10

Зимние изменения в природе и в жизни человека.

6

Организм человека и его здоровье.

11

Развитие животных и растений.

10

Весна – утро года.

4

Изменение быта и культуры наших предков.

11

Рабочая программа по окружающему миру откорректирована с учётом программы краеведческого курса «Морянка» (7 часов).

Авторы-составители: Гмырина И.Э., Полякова И.Ф. и др.

Краеведческое содержание материала направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи краеведческого характера;
  2. приобщение к народным традициям и искусству, освоение знаний о ближайшем природном и социальном окружении, их единстве и различии, многообразии и взаимосвязях, о человеке и его месте в природе и обществе родного края;
  3. воспитание эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности сохранять и укреплять свое здоровье.

Курс, связанный с реализацией регионального компонента по «Окружающему миру», несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы. Материал выстроен на основе краеведческого принципа, что позволит учащимся осмыслить сложные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между живой и неживой природой, человеком и окружающей средой.

Всего на региональный компонент отведено 7 часов.

Реализация регионального компонента в процессе изучения окружающего мира в 3 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

 РКМ

 1

Очистка воды.

РКМ  Охрана природы Архангельской области.

2

Органы пищеварения. Как питались наши предки.

РКМ  Поморская трапеза. Особенности здорового питания на Севере.

 3

Старинные города.

РКМ  Древние города и села Севера.

 4

Занятия горожан в старину

РКМ  Профессии основных отраслей хозяйства на Севере.

 5

Одежда наших предков. 

РКМ  Народный костюм русского Севера.

 6

Учение на Руси.

РКМ  М.В.Ломоносов –путь в науку.

7

Экскурсия в краеведческий музей. 

РКМ  М.В.Ломоносов –путь в науку.

Литература:

  1. Морянка: жрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч.ред. Э.И. Николаева; сост., отв.ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
  2. Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников/ Науч.ред. Э.Н.Николаева; отв.ред и сост. Е.В. Михайленко. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.



Предварительный просмотр:

Окружающий мир (2 часа в неделю, в год 68 часов)

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля.

Дата

1

Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.)

Земля - наш общий дом.

1

Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных.

Уметь называть представителей животного и растительного мира.

Фронтальный опрос

2

Всё изменяется под солнцем. Разнообразие изменений в окружающем мире.

1

Знать способы изучения изменений: наблюдение, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений.

Фронтальный опрос

3

Времена года.

1

Знать:

-причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов;

-старинный календарь

Беседа.

4

Природные явления и погода. 

1

Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками

Самостоятельная работа.

5

Необычные природные явления.

1

Знать, какие природные явления характеризуют природу.

Уметь обозначать их условными знаками.

Тест «Природные явления»

6

Тепло и холод. Температура и ее измерение.

1

Знать устройство и работу жидкостного термометра

Уметь:

-измерять, записывать температуру;

-работать с научным текстом;

-моделировать;

-пользоваться измерительными приборами;

-делать выводы по результатам простых опытов

Фронтальный опрос

7

Экскурсия по теме: «Осенние изменения в окружающем мире».

1

Уметь:

-выявить осенние изменения у растений;

-измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания

Письменный отчет групп по результатам

8

Прогноз погоды.

Обобщение по теме: «Разнообразие изменений в окружающем мире».

1

Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека.

Уметь:

-измерять температуру воздуха, воды;

-составлять условными знаками карточку погоды

тест

 9

Осенние изменения в природе и в жизни человека (4 ч.)

Осень в природе.

Изменения в неживой природе осенью.

1

Знать:

-какие изменения происходят в неживой и живой природе осенью, причины перелета птиц;

-о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;

-об осенних заботах человека;

-об обычаях и праздниках наших предков

беседа

 10

Осень в природе.

Изменения в живой природе осенью.

1

Работа в группах

11

Осенняя пора в жизни людей.

1

Фронтальный опрос

 12

Обобщение по теме: «Осенние изменения в природе и в жизни человека».

1

Уметь ориентироваться в системе полученных знаний

Проверочная работа

13

Тела и вещества (4 ч.)

Тела и вещества.

Три состояния вещества.

1

Знать:

-что такое «тело», «вещество»;

-о трех состояниях вещества.

Уметь классифицировать предметы по существенным признакам

Отчет по практической работе

 14

Строение вещества

1

Уметь объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах

Опрос.

15

Удивительные открытия.

1

Знать:

-об открытии простейших;

-о клетке;

-болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними

Письменный опрос.

 16

Обобщение по теме: «Тела и вещества».

1

Уметь:

-определять состояние веществ;

-ориентироваться в системе полученных знаний

Проверочная работа

17

Свойства воздуха, воды, почвы (10 ч.)

Воздух и его состав.

1

Знать значение воздуха для жизни на Земле

Опрос.

18

Свойства воздуха.

1

Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха

тест

 19

Движение воздуха.

1

Знать:

-что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения;

-об использовании силы ветра человеком

Опрос.

 20

Замечательное вещество – вода. Свойства воды.

1

Знать:

-о значении воды на Земле;

-об источниках питьевой воды;

-свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ

Практическая работа

 21

Очистка воды.

РКМ

1

Знать:

-способы очистки воды в быту и в промышленности;

-фильтрование

Практическая работа

 22

Превращения воды.

1

Знать, как образуется туман, иней, роса.

Уметь отличать три состояния воды в природе

Отчет о проделанной работе

 23

Круговорот воды в природе.

1

Знать принцип круговорота воды в природе

Фронтальный опрос

 24

Плодородный слой земли.

Почва, ее состав и свойства.

1

Знать главное отличие почвы – плодородие.

Уметь определять состав почвы

Отчет о проделанной работе

25

Обитатели почвы.

1

Знать:

-правила гигиены при работе с почвой;

-понятие «круговорот веществ в почве».

Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы

Опрос.

 26

Почва – кормилица.

1

Знать способы сохранения плодородия почвы.

Уметь объяснять отрицательное действие человека на плодородие почвы.

Фронтальный опрос. Тест.

27

Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы».

1

Уметь ориентироваться в системе полученных знаний

Проверочная работа

 28

Зимние изменения в природе и в жизни человека (6 ч.)

Зимние явления в неживой природе. Экскурсия.

1

Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы.

Уметь объяснять образование снежинок, изморози

Письменный опрос.

 29

Зима в природе.

1

Отчет о проделанной работе.

 30

Растения зимой.

1

Знать значение снегового покрова для растений

Опрос.

 31

Зимняя пора в жизни животных.

1

Знать о зимовке разных групп животных

Опрос.

32

Как зимовали наши предки. 

1

Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

Доклады по теме, опрос.

33

Январь – зиме середина.

1

Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица

Проверочная работа

34

 Человек и его здоровье (11 часов)

Организм человека.

1

Знать:

-науки, изучающие организм человека;

-основные внутренние органы человека.

Уметь объяснять рождение и развитие ребенка

 35

Скелет – надежная опора и защита.

1

Иметь представление о скелете человека, работе суставов.

Знать свойства костей.

Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей.

Опрос.

 36

Мышцы и их назначение. Развитие мышц.

1

Знать:

-назначение мышц, разнообразие;

-сухожилия;

-работа мышц, их тренировка, состояние усталости

Тест

37

Органы дыхания. Предупреждение их заболевания.

1

Знать, как предупредить заболевания органов дыхания.

Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу

Опрос.

38

Органы пищеварения. Как питались наши предки.

РКМ

1

Знать:

-органы пищеварения, их роль в организме;

-состав пищи – белки, жиры, углеводы.

Уметь:

-рассуждать о важности ухода за зубами;

-разумно относиться к правильному питанию;

-соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения

Фронтальный опрос.

 39

Кровь и кровообращение.

1

Знать:

-основные функции крови, ее состав;

-навыки здорового образа жизни;

-как беречь и развивать сердце.

Уметь:

-называть органы кровообращения, их функции;

-измерять пульс

Отчет по работе, опрос.

 40

Очистка организма, органы выделения.

1

Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы.

Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения.

Опрос.

 41

Органы чувств.

1

Знать:

-органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа;

-их работа и функции в организме.

Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

Практическая работа. Отчет.

 42

Нервная система и ее роль в организме.

1

Знать:

-значение нервной системы и ее органов в организме;

-что такое память, ее виды и развитие

Уметь:

-объяснить значение сна, режима дня;

-аргументировать понятие «здоровая нервная система»;

-развивать свою память, объяснять ее значение для учебы

Опрос.

 43

Как лечились наши предки.

1

Знать, какими способами лечились наши предки

Опрос.

 44

Обобщающий урок по теме: «Организм человека и его здоровье».

1

Уметь систематизировать учебную информацию в схеме

Проверочная работа

 45

Навстречу весне (13 часов)

Весна света

1

Знать первые признаки весны в неживой природе.

Уметь:

-выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе;

-находить в художественном тексте основные признаки природных явлений;

-соблюдать экологически грамотное поведение в природе

Фронтальный опрос в ходе беседы.

 46

Как на Руси провожали зиму и встречали весну

1

Опрос.

 47

Развитие животных

1

Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве.

Уметь:

-прослеживать последовательность развития живых организмов;

-предлагать варианты решения экологических проблем

Опрос.

 48

Развитие рыб и земноводных

1

Уметь:

-прослеживать последовательность развития рыб и земноводных;

-находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки

Опрос, тест

 49

Стадии развития насекомых

1

Знать:

-стадии развития насекомых;

-способы борьбы с вредителями культурных растений

Опрос.

 50

Растение – живой организм

1

Знать:

-разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.)

Фронтальный опрос.

 51

Развитие цветковых растений

1

Знать:

-разнообразие растений (светолюбивые и др.);

-органы цветкового растения.

Уметь:

-выделять существенные признаки;

-устанавливать причины и следствия природных явлений

тест

 52

Стебли и листья растений

1

Знать:

-функции стебля и листьев;

-разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле.

Уметь:

-отличать разные виды листьев;

-моделировать невидимые природные процессы

Отчет о проделанной работе.

 53

Для чего цветет цветок

1

Знать:

-строение цветка, значение опыления.

Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов

Фронтальный опрос

 54

Растение – единый организм

1

Знать:

-цикл цветкового растения от семени до семени;

-роль растений в окружающем мире.

Уметь:

-делать обобщающие выводы;

-моделировать цикл цветкового растения

Тест.

 55-56

Весенние изменения в живой и неживой природе (обобщение по теме)

2

Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции

экскурсия, отчет.

57

Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей.

1

Знать:

-приметы весны к началу цветения (апрель, май);

-о цветах-первоцветах.

Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения

Проверочная работа.

58

Как жили наши предки (11 часов)

История вокруг тебя

1

Знать:

-что и как изучает история, ее значение;

-способы познания прошлого;

-о быте и культуре своего народа;

-понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».

Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений

Опрос.

 59

Природа в жизни наших предков.

1

Знать:

-чем занимались наши предки, как они осваивали природу;

-обычаи и традиции предков.

Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя

Опрос.

 60

Уклад жизни на Руси.

1

Знать:

-значение семьи, родовой общины, племени;

-виды жилищ наших предков

Опрос.

 61

Жизнь на селе в старину.

Крестьянский труд.

1

Знать:

-как жили в старину на селе;

-о старинном быте сельских жителей

Опрос.

62

Старинные города.

РКМ

1

Знать:

-строение старинных поселений, их виды;

-значение исторического центра современного города, важность его сохранения.

Уметь:

-добывать информацию из иллюстраций и текста;

-охранять памятники старины

Фронтальный опрос.

63

Занятия горожан в старину

РКМ

1

Знать:

-чем занимались горожане в старину;

-старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);

-виды художественной росписи предметов быта.

Уметь:

-добывать информацию из иллюстраций и текста;

-приобщиться к старинному ремеслу

Опрос.

 64

Торговое дело на Руси.

1

Знать:

-чем занимались купцы в старину;

-появление денег;

-историю возникновения торговли и денег на Руси;

-понятия «меновая торговля», «купец», «монета».

Уметь:

-анализировать, сравнивать, обобщать;

-сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края

Опрос.

65

Одежда наших предков. 

РКМ

1

Знать, как одевались наши предки в разные времена

Опрос.

66

Учение на Руси.

РКМ

1

Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму

Опрос.

67

Обобщающий урок по теме: «Как жили наши предки».

1

Уметь:

-выполнять самостоятельные задания;

-участвовать в играх, театрализациях, конкурсах

Проверочная работа

 68

Экскурсия в краеведческий музей. 

РКМ

1

Уметь:

-наблюдать, делать выводы, обобщать

Отчет об экскурсии.

                         За год: РКМ – 7 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...