Урок окружающего мира 1 класс Тема урока: «Зачем летают в космос»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Долгова Ольга Александровна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_letayut_v_kosmos.docx461.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная образовательная школа – интернат

«Ямальская школа – интернат среднего (полного) общего  образования»

Урок окружающего мира

1 класс

Тема урока:

«Зачем летают в космос»

Автор:  Долгова Ольга Александровна-учитель начальных классов,

с. Яр-Сале

2012

Тема урока:  Зачем летают в космос.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся: понимать значимость полётов космонавтов в космос, значимость искусственных спутников Земли и их роль в жизни современного человека;

получат возможность: систематизировать и расширить свои представления о космонавтике.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и фор мулировать проблемы, использо вать полученные знания и умения о космосе для решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: предвидеть воз можности получения конкретного результата при решении разноуровневых заданий по командам, осуществлять пошаговый контроль своих действий,  вносить необхо димые коррективы в действие по сле его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания,  формулиро вать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину-Россию.

Тип урока:

урок «открытия» нового знания.

Методы и формы обучения:

Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная, работа в микрогруппах.

Образовательные ресурсы:

  1. учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
  2. тесты "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс;
  3. бортовые журналы для будущих космонавтов;
  4. глобус;
  5. шаблоны из бумаги "космонавт" (детали костюма космонавта);
  6. портрет Ю.А.Гагарина;
  7. иллюстрации искусственных спутников Земли, планет;
  8. газетная статья "Обращение Ю.А.Гагарина к школьникам";
  9. м /проектор, интерактивная доска, компьютер;
  10. разноуровневые задания для команд;
  11. медали «Будущий космонавт».

Организационная структура урока:

I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. (звучит музыка, дети проверяют рабочие места) (слайд 1)

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

Готов работать наш отряд?

Мы спешим в Ямальскую школу,

В наш любимый  1-д класс.

Много открытий больших и новых

Ожидает сегодня нас.

Будет день - дорогой света

Полетим и мы –

К тайнам, сказочным планетам,

В дальние миры.

II. Подготовка к восприятию. (слайд 2)

-Сегодня, ребята, наш урок необычный: мы отправимся в путешествие… Как вы думаете, куда?

Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчании  долгом  

Человек в простор ночной –

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

-Молодцы! Правильно, в космос! (слайд 3)

-Что нам нужно для полёта в космос?

-Во-первых, наши знания о космосе.

- А полетим мы на …(слайд 4)

-Чудо-птица — алый хвост.

 Полетела в стаю звезд. (ракета).

-Правильно, на ракете!

-А теперь поднимите руку, кто из вас совершал полёт на ракете?

-Знаете, ребята, и я не летала на ракете, да, и наши гости тоже не могут это сделать. А как вы думаете, почему? (ответы детей)

-Правильно, на ракете летают космонавты в космос. А вы хотите побывать в космосе? Тогда давайте сегодня на нашем необычном уроке пройдём подготовку в космонавты, готовы? Работать мы будем по командам. Член каждой команды за правильный ответ будет получать изображение планеты. А в конце нашего путешествия мы подведём итоги, и узнаем, кто из ребят нашего класса лучше всех прошёл подготовку в космонавты. На столах у вас бортовые журналы, которые понадобятся нам для записи наших наблюдений в космосе.

-А  какая одежда у космонавтов? (скафандр). Кто из вас знает, какова особенность этой одежды? ( слайд 5)

Сообщение ученика: - Скафандр – это дом для космонавта. Как в доме, здесь бежит по трубам вода. Скафандр согревает, если холодно. Охлаждает, если жарко. В нём  есть маленький обогреватель и маленький холодильник. В скафандре поддерживается постоянная температура тела космонавта и содержится запас воздуха для дыхания.

III. Актуализация знаний. ( слайд 6)

-Внимание! Проверяем работу бортовых систем:- Что возьмём с собой в полёт? Что нам потребуется  в космосе? (воздух, вода, пища; обучающиеся записывают на интерактивной доске). – Молодцы!

-Внимание! Пристегнуть ремни! ( слайд 7)

Раз! Два!

Скорость света!

Три! Четыре!

Мы летим!

На далёкие планеты

Поскорей попасть хотим!

IV. Постановка проблемы урока.

-Что же мы наблюдаем? ( слайды 8-9)

-Какая красота в космосе!

-А что бы вы, ребята, хотели узнать из нашего космического путешествия?

-Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:

-Что такое космическое пространство, и что в нём находится?

-Кто и когда впервые полетел в космос?

-Какие бывают  космические корабли и спутники?

-Что такое космическая станция?

Проблема урока:

( слайд 10)-Да, и вообще, а зачем летают в космос? Это главный вопрос, на который мы должны ответить в ходе нашего путешествия.

V. «Открытие» обучающимися нового знания: поиск решения проблемы.

-Ребята, а кто из вас знает, как люди осваивали космос до полёта человека? (ответы детей). 

( слайд 11)- Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть её всю сразу.

 4 октября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.

-Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. ( слайд 12)

-Итак, первый шаг в освоении космоса был совершён. Кто же второй полетел в космос?

-На втором искусственном спутнике в космос была запущена собака Лайка, которая облетела Землю.  ( слайд 13)

-И, наконец, в космос полетел человек! Ребята! Кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом? ( слайд 14) (ответы детей).

ТАСС СООБЩАЕТ. ( слайд 15)

Юрий Гагарин занял место в кабине. «Поехали!» — раздался в радиорупорах голос первого космонавта. Взревели двигатели, ракета оторвалась  от Земли и пошла в небо. 

( слайд 16)

РЕЧЬ Ю.А.Гагарина ( слайды 17-23)

-Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полет человека в космосе. За это время корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе. 

( слайд 24)

В ознаменование первого полёта человека в космос день 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики. ( слайд 25)

VI. Первичное закрепление. (слайд 26)

Внимание экипажу! Метеоритный дождь!

-Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором.

-Вот и у нас посыпался метеоритный дождь в виде космических вопросов. Пользуясь нашими бортовыми журналами наблюдений, ответьте на космические вопросы:

Первым побывал в космосе искусственный…(спутник)

Первый космический корабль называется. (Восток)

Назовите кличку первой собаки полетевшей в космос. (Лайка)

Как называется одежда космонавтов? (скафандр)

Назовите имя первого космонавта. (Ю.А.Гагарин)

Какие слова сказал Гагарин при взлёте? (Поехали!)

Сколько минут в космосе был первый корабль «Восток»? (108 минут)

Назовите дату полёта первого в мире космонавта.(12 апреля 1961года)

-Молодцы! (ученики получают за правильные ответы изображения планет)

VII. Физминутка. (слайд 27)

-Внимание! Экипажу требуется дозаправка!

Не зевай по сторонам! Ты сегодня-космонавт!
Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким!

Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр.

Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. Проверим, наше самочувствие:

  1. На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
  2. Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
  3. Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).
  4. Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
  5. На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох).

VIII. Практическая работа: разноуровневые задания в микрогруппах. (слайд 28)

-Дозаправка прошла успешно. Теперь мы можем провести наши космические исследования.

Работать мы будем дружно по командам. (выдаются конверты с заданиями).

 

 Задание 1. Разгадай космический кроссворд.

1. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.

 

2. Первый космический корабль, на котором полетел в космос Гагарин.

 

3. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга.

4. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит.

 

5. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.

 

6. Первым побывал в космосе искусственный…

1.

2.

 

3.

4.

5.

6.

   Задание 2. Оденьте мальчика в скафандр космонавта.

Задание 3.Составь свои слова, буквы добавлять нельзя.

                     КОСМОНАВТИКА______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Все члены победившей команды получают изображения планет.

IX. «Открытие» обучающимися нового знания: сообщение обучающихся.

1 обучающийся. Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли. А современная космическая станция находится в космосе много лет; это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. (слайд 29)

2 обучающийся. Сейчас в космосе работает МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - МКС. Космонавты  запускают  искусственные спутники Земли. Как вы думаете: «Зачем же они нужны?» (ответы детей) (слайд 30)

 

X. Решение  проблемы урока .

-Да, ребята, спутники помогают нам вести телефонные переговоры. (слайд 31)

-С помощью спутников капитан ведёт корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет путь корабля. (слайд 32)

-С помощью сигналов спутников работает всемирная сеть Интернет. (слайд 33)

-С помощью сигналов спутников мы смотрим телевизор. (слайд 34)

-С высоты полёта спутника хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю. И по ним метеорологи составляют прогноз погоды. (слайд 35)

XI. Закрепление изученного материала по учебнику. (с.72)

-Итак, ребята, сделаем вывод: - Космос – для жизни. (слайд 36)

XII. Самостоятельная работа. Тестирование.

Обучающиеся выполняют тесты на с.58 «Зачем летают в космос?» Три первых ученика, которые выполнят работу правильно, получают изображения планет.

XIII. Итог урока. (слайд 37)

Завершаем наш полёт. Пришло время: возвращаться  на нашу планету Земля.

  1. Что нового вы сегодня узнали во время  путешествия?
  2. Зачем космонавты летают в космос?
  3. С каким настроением вы вернулись на планету Земля?
  4. Кто  оказался самым подготовленным  космонавтом нашего экипажа?

XIV. Рекомендации для занятий дома. (слайд 38)

-Из телевизионной программы новостей, из газеты или из Интернета узнайте о последних событиях в освоении космоса.

-Приготовьтесь рассказать об этом в классе на следующем уроке.

XV. Экологическая страничка.  Рефлексия. (слайды 39-41)

-Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное космическое путешествие, узнали много нового, но чтобы стать настоящим космонавтами давайте прислушаемся к советам-пожеланиям нашего первого в мире лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина:

« Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её.»     Ю.А.Гагарин

«Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт- это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере.»         Ю.А.Гагарин

БЕРЕГИТЕ   НАШУ  ПЛАНЕТУ!

-Помните эти напутствия. Может быть среди вас есть ученик, который совершит в будущем полёт в далёкие галактики и прославит свою Родину и свою планету Земля.

-Спасибо за интересное путешествие! Успехов вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для уроков окружающего мира по теме: "Наш ближайший сосед по космосу - Луна".

Цель использования презентации: сформировать у учащихся представление о спутнике Земли - Луне. Задачи: развивать у детей познавательную активность, расширить представление учащихся о достижениях ...

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....

Урок окружающего мира по теме: "Когда наступит лето?"

Конспект урока по предмету окружающего мира для 1 - го класса УМК "Школа России"...

Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова

Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "Три состояния вещества" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Презентаци...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....