Создание проблемной ситуации на уроках изучения окружающего мира.
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

ПОНОМАРЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

В статье обобщен опыт работы во 2 классе по созданию проблемной ситуации на уроке изучения окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ponomarevoy_n.a..doc62 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последнее время я работаю по УМК Виноградовой Н.Ф. «Начальная школа 21 века». Общество поставило перед школой задачу воспитания и обучения свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить детей действовать, жить в ладу с самими собой, что позволит им войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем. Меня как учителя начальных классов не может не волновать вопрос: как развить у детей устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для школы, так как именно ее решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии личности школьника. Применение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Проблемная учебная ситуация позволяет решать задачи учебной деятельности, в которую органично включен ученик, как субъект деятельности. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). В проекте «Начальная школа 21 века» проблемная ситуация является его существенной характеристикой, то есть ее применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов:

- Проблемная ситуация позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов;

- Проблемная ситуация позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решении этой задачи;

- Проблемная ситуация обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника, создаёт условия для усиления значения разнообразной деятельности как способа познания разных сторон окружающей действительности.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Какие дидактические цели преследуют создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать следующие цели:

  1. Привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности;
  2. Поставить перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активировало бы мыслительную деятельность;
  3. Обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной  потребностью и невозможностью ее удовлетворения  посредством его намеченного запаса знаний, умений и навыков;
  4. Помочь ученику определить границы актуализируемых, ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения;
  5. Помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной поисковой деятельности.

Считаю, что именно за проблемным обучением будущее современной школы и всего процесса обучения учащихся 21 века.

Хочу поделиться своим опытом создания проблемной ситуации на уроках изучения окружающего мира в начальной школе и предложить вниманию коллег урок-путешествие во 2 классе по теме «Обитатели водоемов».

Цели урока:

  1. Обеспечить усвоение, восприятие и осмысление детьми значение воды в жизни человека, животных и в природе в целом;
  2. Вспомнить явления природы, связанные с водой, три состояния воды в

природе;

  1. Закрепить термины «исток и устье» реки;
  2. Организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Обитатели

водоемов»;

  1. Дать понятие о разнообразии животных, обитающих в воде;
  2. Рассмотреть особенности рыб, помогающие им жить в водоеме;
  3. Развивать речь учащихся, мышление, обогащать их словарный запас;
  4. Учить анализировать, выделять главное;
  5. Воспитывать работоспособность на уроке, самостоятельность;
  6. Прививать любовь и бережное отношение к животному миру.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня у нас с вами немножко необычный урок: мы все вместе отправимся в необыкновенное путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, о чем мы говорили на последнем уроке окружающего мира?

- О воде.

2. Проверка домашнего задания.

1) - Вспомним, какие природные явления связаны с водой, разгадав

кроссворд.        

 1Р

 О

С

А

2С

Н

Е

Г

3 Г

Р

 А

Д

4Д

О

Ж

Д

Ь

5О

Б

Л

А

 К

А

6И

Н

Е

Й

1. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

    А пошли искать их днем - ищем, ищем - не найдем.

2. Он пушистый, серебристый, белый, белый, чистый, чистый - ватой наземь лег.

3. Рассыпался горох на 70 дорог, и никто его не подберет.

4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

    И никуда я не иду, покуда он идет.

5. Уж не солнце ль виновато,

    Что висит на небе вата?

6. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.

- Что лишнее?

- Какие осадки мы наблюдаем летом, а какие зимой?

2) Самостоятельная работа (работа по индивидуальным карточкам).

- Заполните карточки-схемы: «Значение воды для человека», «Кому нужна
вода?», «Разнообразие водоемов».

3)- Вспомним, в каких состояниях может находиться вода в природе

ЖИДКОЕ-ТВЕРДОЕ-ГАЗООБРАЗНОЕ

- Покажите стрелками переход воды из одного состояния в другое, приведите
примеры.

4) Чтение сказки «Ручеёк».

- Во что превратился маленький ручеёк?

- Кто ему помог, чтобы он слился с большой рекой?

- Трудно ли было маленькому ручейку?

- Наш маленький ручеёк превратился в огромную реку. Вспомните, как называется место, где река берёт своё начало? (исток) - Место, где река впадает в другую реку или море? (устье)

- Какие бывают реки?

3. Работа над новым материалом.

- И теперь, когда мы знаем так много о воде, водоёмах, можно смело отправляться в наше путешествие. Отправляемся в путешествие по реке «Веселая» на кораблике «Веселый». Цель нашего путешествия - узнать как можно больше об обитателях водоёмов.

1) Работа по учебнику (проблемная ситуация: спор между Васяткой, Егором и Дашей).

- Прочитайте текст на странице 119.

- Как вы ответите на вопрос: «Кто обитает в водоёмах?»

- Выскажите своё мнение, кто из детей прав?

- Чтобы разрешить спор между детьми, мы трогаемся в путь...

Плывет, плывет кораблик по речке голубой,

Возьмет корабль «Веселый» весь класс наш он с собой.

И ярко солнце светит, и речка вся блестит,

Весёлый лучик солнца водичку серебрит.

2) Рассказ о рыбах

- Рыбы - самые многочисленные обитатели водоёмов.

- Подумайте, какие особые условия их окружают?

- Чем становится вода для этих животных?

- Что им позволяет постоянно находиться и прекрасно себя чувствовать в воде?

(чтение рубрики «Обрати внимание» в учебнике )

- Как вы думаете, что помогает рыбам передвигаться в воде?

- Плавники.

- Хвостовой плавник служит рыбе рулём. Своеобразный орган чувства у рыб - боковая линия вдоль тела рыбы, которая помогает чувствовать, «видеть» все предметы, коряги, находящиеся в воде, и рыба их обплывает.

- Чем дышит рыба, находясь постоянно в воде?

- Жабрами.

- Жабры находятся за жаберными крышками на голове рыбы с обеих сторон. Жаберные крышки защищают мягкие жабры от повреждений. Все тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, что тоже немаловажно для жизни в воде.

- По способу питания рыбы делятся на растительноядных, хищных и всеядных (схема на доске)

Растительноядные                   Хищные                                 Всеядные

   (растениями)           (мелкими рыбками, мальками) (растениями и животными)

- У большинства рыб потомство появляется из икринок. Икринки очень малы, чем мельче рыба, тем мельче её икра. Икринки одних рыб плавают в воде, другие рыбы прикрепляют её к растениям в воде или камням, а некоторые рыбы строят для икры гнезда и охраняют её. Икринка состоит из зародыша и запаса питательных веществ. Зародыш питается и растет, и когда он подрастает, превращается в малька. Малек более похож на взрослую рыбу и может уже самостоятельно жить.

2) Значение и охрана рыб

(Чтение рассказа Н.Сладкова. «Шепот рыб»)

- Чем хвастались рыбы?

- На кого жаловались рыбы?

- Приносят рыбы пользу? Какую?

- Должны люди бережно относиться к рыбам? Каким образом?

3) Разнообразие рыб (схема на доске)

ПОВЕРХНОСТНЫЕ    В ТОЛЩЕ ВОДЫ      ПРИДОННЫЕ

(привести примеры, рассмотреть таблицу о морских рыбах)

4) Плывем дальше на нашем веселом кораблике. Кого мы ещё встречаем на своем пути? Сейчас вы узнаете сами и расскажете своим товарищам.

  Дети самостоятельно читают сообщения на карточках о водных животных и впоследствии делают небольшое сообщение классу:

- Раки - тоже обитатели реки. Как и рыбы они дышат жабрами, но они не такие быстрые пловцы. Они - придонные животные, любят долгое время просиживать под корягами или в своих норках. Их тело покрыто не чешуёй как у рыб, а своеобразным панцирем, который служит им хорошей защитой от хищников. Питаются раки падалью.

- На поверхности воды мы встречаем множество жуков-плавунцов и жуков-водомерок. Эти интересные жучки «бегают» по воде, словно как по суше и не тонут. В чём же тут секрет? Все 6 ножек жучка покрыты жиром, что позволяет им быстро передвигаться по поверхности воды и не тонуть.

- Своеобразные улитки-прудовики также являются обитателями водоемов. Прудовики очень прожорливые существа, поэтому очень быстро растут и достигают больших размеров. Питаются водорослями и растениями.

- У берегов реки мы встречаем очень много лягушек. Эти животные тоже, как и рыбы не могут жить без воды. А ещё лягушки умеют дышать кожей.

- Если вам это очень интересно, то о жизни этих животных мы с вами поговорим на следующем уроке, когда продолжим своё путешествие. Также мы встретимся с бобрами, выдрами, которые живут на реке.

4. Итог урока.

- С кем же мы встретились во время нашего путешествия?

- Давайте вернёмся к спору Васятки, Егора и Даши. О чём спорили дети?

- Кто же из них оказался прав?

- Понравился вам наш урок-путешествие?

- С каким настроением вы уйдете с урока?

- Чему научил вас этот урок ?

В процессе проблемного обучения ученики учатся мыслить логично, научно, творчески; добытые знания превращаются  в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Самостоятельно добытые знания более прочные.

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира развивает у школьников умение учиться, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими.Только так у ученика может появиться подлинный интерес к познанию.

ПОНОМАРЕВА Н. А. – учитель начальных классов МБОУ Брянский городской лицей №27 имени Героя Советского Союза И.Е.Кустова.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                               Пономарева Н. А. – учитель началь

                               ных классов МБОУ лицей №27

В данной статье Пономарева Н. А. делится опытом создания проблемной ситуации на уроках изучения окружающего мира в начальной школе. Отмечает важность и эффективность применения проблемных ситуаций для развития у школьников подлинного интереса к познанию.Приводит в пример план-конспект урока изучения окружающего мира во 2 классе по теме « Обитатели водоемов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования УУД"

В презентации  показана актуальность проблемы, приёмы создания проблемной ситуации для формирования УУД....

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Развитие познавательного интереса  через создание  проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

Основная задача на уроках окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход разви...

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важнейших требований ФГОС является необходимость организации о...

Практика создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Практика создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важн...

Материалы для создания проблемных ситуаций на уроках математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе.

Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить её. Примеры проблемных ситуаций для применения на разных уроках в начальной школе....