Классный час "Уход за зубами"
классный час по окружающему миру по теме

Комкова Ирина Николаевна

Цель: привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство второклассников с основными пра­вилами ухода за зубами.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_uhod_za_zubami.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Уход за зубами» (беседа-практикум)

Цель: привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство второклассников с основными пра вилами ухода за зубами.

Оборудование: Таз с водой, зубные щетки, мыло, полотенце. Кар тинки: рот со здоровыми (красивыми) зубами; рот с испорченными зубами, в котором несколько зубов от сутствует; как постепенно разрушается зуб (от малень кой трещины до полного разрушения).

Ход классного часа

Материал для учителя о правилах ухода за зубами

Сохранение здоровых зубов является одним из важ ных условий сохранения здоровья всего организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для переже вывания пищи. Хорошо прожеванная пища легко про глатывается, хорошо переваривается, хорошо усваи вается организмом. Плохо разжеванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную деятельность орга нов пищеварения, нередко приводит к долго длящим ся заболеваниям желудка и кишок. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе, проникают в окружающие зуб ткани, вызывают их воспаление. Эти микробы нередко могут являться причиной заболевания ангиной, заболеваний сердца, суставов, почек. Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, т. е. для ясного и отчетливого произношения слогов и слов, для нормальной речи. Нельзя также упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым.

Важнейшими средствами сохранения здоровых зу бов являются: полноценное питание, т. е. пища, содержащая в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, минеральные соли (соли кальция, фосфора, фтора и др.)» витамины, а также правильный уход за зубами.

Важно, чтобы твердая пища (корки хлеба, сырая морковка и т. д.) разжевывалась зубами с обеих сто рон. В жевании должны участвовать все зубы.

Основные требования к уходу за зубами: удалять остатки пищи из промежутков между зубами полоска нием рта теплой водой после каждой еды и регуляр ной ежедневной чисткой зубов; не допускать приема очень холодной пищи после горячей и наоборот во из бежание растрескивания эмали; не допускать раскусывания не окрепшими еще детскими зубами твердых конфет, сахара, орехов; регулярно следить за состоя нием зубов и начинать лечение зуба тотчас после обнаружения его порчи.

Процесс смены молочных зубов постоянными в основном падает на период младшего школьного воз раста. В силу этого уход за зубами в этом возрасте приобретает особое значение. Надо оберегать от забо левания не только постоянные зубы, но и легко подвергающиеся порче молочные зубы, так как нали чие больного молочного зуба вредно отражается и на постоянных зубах.

Беседа-диалог «Почему необходимо чистить зубы»

На вопрос учителя о том, для чего служат нам зубы, дети отвечают, что зубы нужны для того, чтобы разже вывать пищу.

— А почему важно разжевывать пищу?

Если детям трудно сразу дать ответ на этот вопрос, учитель дополнительно спрашивает, можно ли, напри мер, проглотить большую корку хлеба или крупную редиску целыми, неизмельченными. Учитель продол жает:

—  Даже небольшую корку очень трудно прогло тить, можно ею подавиться, а большую корку совсем невозможно проглотить. Поэтому пищу нужно хоро шо разжевывать. При прожевывании пища смачива ется слюной, и тогда ее еще легче можно проглотить.

Пищу необходимо хорошо разжевывать и для того, чтобы она принесла больше пользы человеку. Плохо прожеванная пища впрок не идет. Если человек прогла тывает такую пищу, то она причиняет большой вред здоровью. От этого можно заболеть.

Учитель показывает картинку: на ней изображен рот, в котором часть зубов отсутствует, несколько зу бов полуразрушено, все зубы потемневшие. На вопрос учителя дети отвечают, что такой рот некрасивый.

Учитель показывает картинку, на которой изображен рот со здоровыми зубами. (Можно также пока зать здоровые зубы у одного из учащихся.) Дети отме чают, что этот рот красивый. (Сравнить с картинкой, на которой изображены больные зубы.)

- Зубы не только разжевывают пищу, они нужны и для того, чтобы четко произносить слова. Они также украшают лицо человека. Вот почему зубы надо беречь.

А отчего зубы могут испортиться, отчего они могут заболеть?

Когда мы едим, в промежутках между зубами по-чти всегда остаются маленькие кусочки хлеба, мяса, рыбы, капусты. Кусочки пищи вскоре начинают гнить. Это приносит большой вред зубам. Как начинается заболевание зуба? Вначале на зубе появляется малень кое темное пятнышко, а через некоторое время на этом месте образуется еле заметная ямка (углубление). В нее забивается пища, здесь она надолго задерживает ся, гниет, от этого зуб еще больше портится. Вскоре на этом месте образуется маленькое дупло. Если зуб не лечить, дупло становится глубоким (показать кар тинку) и появляются сильные боли. Боли могут на время затихнуть. Однако через некоторое время зуб обязательно разрушится и его необходимо будет уда лить.

Запомните: зубы могут заболеть оттого, что между ними задерживаются и загнивают остатки пищи.

Что же надо делать для того, чтобы зубы не заболе вали, не портились? Нужно почаще удалять изо рта задерживающиеся в промежутках между зубам, остат ки пищи. Надо, во-первых, полоскать рот после каж дой еды: во-вторых, чистить зубы щеткой и порошком ежедневно перед сном и утром. Нельзя разгрызать зубами орехи, сахар, очень твердые конфеты, так как этим можно их сильно повредить. Нельзя есть много конфет -и других сладостей: у сластен зубы заболева ют чаще, чем у других детей.

Если при жевании или при употреблении холод ной, сладкой или кислой пищи появляется зубная боль, надо возможно скорее обратиться к врачу. Заболев ший зуб надо лечить немедленно. Некоторые дети бо ятся лечить зубы. Они думают, что лечение причиня ет боль. Это неправильно. Лечение зубов обычно про водится без боли. Нельзя откладывать лечение. Если больной зуб не лечат, он в конце концов совсем разру шится.

Очень важно вовремя заметить начавшуюся порчу зуба. Поэтому не надо ждать появления болей. Необхо димо один или два раза в год обращаться к зубному врачу для осмотра зубов.

Если в школе намечается проводить санацию (ос мотр и лечение) полости рта, учитель разъясняет де тям, что это очень важно для обнаружения порчи зу бов, что надо спокойно являться на осмотр, не пугать ся болей (осмотр и лечение почти не причиняют боли), аккуратно и терпеливо лечиться. К проведению этих разъяснений рекомендуется привлечь зубного или школьного врача, медицинскую сестру.

Практикум «Почистим зубы»

Учитель приглашает к столу любого ученика (ус ловно — девочку Катю) и предлагает правильно почи стить зубы приготовленным заранее оборудованием. Проводится краткая имитация чистки зубов в форме диалога учителя и ученицы.

— Сейчас Катя покажет вам, как она чистит зубы. С чего ты начнешь?

— Вымою руки.

— Правильно, зубную щетку и стакан можно брать только чисто вымытыми руками. (Катя моет руки, другая ученица льет ей воду на руки.)

— Этой зубной щеткой, этой зубной пастой и этим стаканчиком пользуешься ты одна или еще кто-либо пользуется ими?

- Это моя щетка и моя зубная паста. Больше ими никто не пользуется.

- Правильно. Каждый должен чистить зубы толь ко своей щеткой и своей пастой. Помните, то же самое мы говорили о полотенце.

- Приступаем к чистке зубов.

(Ученица неторопливо показывает, как она чис тит зубы, учитель дает пояснения.)

—  Щетку надо сначала смочить. Влажной щеткой удобно набирать порошок: он не распыляется, не рас сыпается.

Затем учитель предлагает учащимся запомнить три правила чистки зубов:

1. Надо чистить все зубы — и передние и боковые; чистить со всех сторон — снаружи и изнутри.

2. Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние -снизу вверх.

3. Надо также водить щеткой вправо и влево. Хорошо запомните эти правила и точно выполняй те их.

Учитель обращает внимание на то, что, прополос кав рот, Катя хорошо промывает щетку, кладет ее в чашку (стакан), где она может быстро просохнуть. Класть щетку в футляр не следует, так как в нем она долгое время будет оставаться влажной.

Учитель разъясняет, что при чистке зубов нужно пользоваться только водой, годной для питья, т. е. либо сырой водопроводной из крана, либо кипяченой, если пользуются речной или колодезной водой.

— Где хранятся дома твоя зубная щетка, зубная паста, чашка?

— На полочке в комнате (в умывальной, на кух не).

- Правильно. Но некоторые дети еще не научи лись содержать все эти предметы в порядке: их зуб ная щетка лежит, к примеру, на подоконнике, круж ка в шкафу, паста на столе. Такая неряшливость не допустима. Эти принадлежности надо хранить в од ном месте, в образцовой чистоте.

Подведение итогов классного часа

Учитель предлагает вспомнить, почему необходи мо чистить зубы с раннего детства ежедневно? Просит учащихся назвать три правила чистки зубов. Завер шается классный час чтением любого стихотворения или небольшого рассказа о личной гигиене (чистке зубов, умывании и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Берегите зубы"

Сценарий классного часа для 1 класса...

Классный час "Здоровые зубы-здоровый организм"

Классный час по здоровому образу жизни...

Классный час "Крепкие зубы - залог здоровья" 2-3 класс

Данное мероприятие будет способствовать развитию интереса детей к вопросам здоровья. ...

Методическая разработка классного часа "Здоровые зубы-залог здоровья"

Материал представлен в виде методической разработки классного часа (2 класс) и презентации....

Классный час "Здоровые зубы"

Дети познакомились, как правильно ухаживать за своими зубами. В конце занятия учащиеся получили в подарок зубные щётки и памятки о правильном уходе за полостью рта....

Классный час «Хорошие зубы- залог здоровья».

Цель   – формирование навыка правильного ухода за зубами....