Планирование по окружающему миру. 1 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Планирование по программе "Школа России" к учебнику А.Плешакова "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx72.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сизикова Светлана Дмитриевна

учитель начальных классов

школа при Посольстве РФ в Республике Куба

Пояснительная записка к рабочей программе по «Окружающему миру»

Предмет: Окружающий мир. 1 класс.

Программа: «Школа России»: Плешаков А.А. «Окружающий мир». Рабочая программа 1 класс. М.: «Просвещение», 2014.

Количество часов в неделю по программе

2

Количество часов в неделю по учебному плану

2

Количество часов в год

66

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
  • Примерные программы начального общего образования (комплект УМК «Школа России». М.: «Просвещение». 2011 г.
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по математике, возрастных особенностей младших школьников.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике.

Рабочая программа курса общим объёмом 66 ч. в год, 2 ч. в неделю изучается в течение всего года (в первом классе 33 учебные недели).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира, создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования:

1) формирование основ гражданской нравственности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270 ч)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2011.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.
  5. Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.
  6. Электронное сопровождению к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
  7. Тихомирова Е.М. тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2-х частях к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. 1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2014.


Тематическое планирование. Окружающий мир. Плешаков А.А. 1 класс. УМК «Школа России».

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты

Вид контроля

Обратная связь

Раздел «Что и кто?». (20 ч)

1.

Задавайте вопросы!

(с. 3-8)

Тетр. с. 3

1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- различать способы и средства познания окружающего мира;

-оценивать результаты своей работы на уроке;

Опрос.

Вступать в учебный диалог.

2.

Что такое Родина?

(с. 10-11)

Тетр. с. 4

Тесты с. 7

1

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

Опрос.

Рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.

ИКТ

3.

Что мы знаем о народах России?

(с.12-13)

Тетр. с. 5-6

Тесты с. 9

1

- рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей различных народов;

- работать в паре, рассказывать о национальных праздниках;

-обсуждать, чем различаются народы России и что связывают их в единую семью;

Опрос.

Тесты.

Находить информацию о народах своего края.

ИКТ

4.

Что мы знаем о Москве?

(с. 14-15) 

Тетр. с. 7

Тесты с. 11

1

- рассматривать иллюстрации учебника,

- извлекать нужную информацию о Москве;

- узнавать достопримечательности столицы;

Опрос.

Рассказывать по фотографиям о жизни москвичей.

5.

Проект «Моя малая Родина».

(с. 16-17)

Тетр. с. 8-9

1

- интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины;

- выступать с подготовленным сообщением;

Опрос.

Занятие в семье: просмотр семейных фотоальбомов, составление устного рассказа.

6.

Что у нас над головой? (с.18-19)

Тетр. с. 10

Тесты с. 13

1

- наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

- моделировать форму Солнца;

- проводить наблюдения за созвездиями, Луной и погодой;

Экскурсия в городской Планетарий.

Практическая работа.

ИКТ

7.

Что у нас под ногами? (с.20-21)

Тетр. с. 10-11

Тесты с. 16

1

- группировать объекты неживой природы (камешкам) по разным признакам;

-определять образцы камней по фотографиям, рисункам;

- различать гранит, кремень, известняк;

Опрос.

Практическая работа.

8.

Что общего у разных растений?

(с. 22-23)

Тетр. с. 12-13

Тесты с. 18

1

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать нужную информацию;

- практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

- различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

Экскурсия в городской парк: «Наблюдение за растениями».

9.

Что растёт на подоконнике?

(с. 24-25)

Тетр. с. 13-14

Тесты с. 20

1

- наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;

- различать изученные растения;

- рассказывать об особенностях любимого растения;

Опрос.

Практическая работа.

«Уход за растениями».

10.

Что растёт на клумбе? (с. 26-27)

Тетр. с. 15-16

Тесты с. 22

1

- наблюдать растения клумбы;

- определять растения цветника с помощью атласа;

- рассказывать о любимом цветке;

Опрос.

Практическая работа.

ИКТ

11.

Что это за листья?

(с. 28-29)

Тетр. с. 16-18

Тесты с. 24

1

- наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

- узнавать листья в осеннем букете, гербарии, на рисунках;

- сравнивать и группировать листья по различным признакам;

Опрос.

Экскурсия в парк.

12.

Что такое хвоинки?

(с. 30-31)

Тетр. с. 19-21

Тесты с. 26

1

- различать лиственные и хвойные деревья;

- практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

- сравнивать ель и сосну, описывать дерево по плану;

Опрос.

Практическая работа.

ИКТ

13.

Кто такие насекомые?

(с. 32-33)

Тетр. с. 22-23

Тесты с. 29

1

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать нужную информацию о строении насекомых,

- сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых;

Опрос.

Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.

ИКТ

14.

Кто такие рыбы?

(с. 34-35)

Тетр. с. 24

Тесты с. 31

1

- узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану;

- приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа;

Экскурсия в городской аквариум.

Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружков из фольги.

15.

Кто такие птицы?

(с.36-37)

Тетр. с. 25-26

Тесты с. 34

1

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать нужную информацию;

- описывать птицу по плану;

Опрос.

Практическая работа.

«Исследование строение пера птицы».

16.

Кто такие звери?

(с.38-39)

Тетр. с. 27-28

Тесты с. 37

1

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать нужную информацию;

- устанавливать связь между строением тела и его образом жизни;

Опрос.

Практическая работа.

«Исследование строение шерсти зверей».

17.

Что окружает нас дома?

(с.42-43)

Тетр. с. 29-30

Тесты с. 42

1

- характеризовать назначение бытовых предметов;

- находить на рисунке предметы определенных групп;

- группировать предметы домашнего обихода;

Опрос.

Выполнять изученные правила безопасного поведения.

18.

Что умеет компьютер?

(с.44-45)

Тетр. с.31

Тесты с. 45

1

- определять составные части компьютера, характеризовать их назначение;

- сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

- обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

- моделировать устройство компьютера;

Опрос.

Соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

19.

Что вокруг нас может быть опасно?

(с.46-47)

Тетр. с.32-33

Тесты с. 47

1

- выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

- характеризовать опасность бытовых предметов;

- формулировать правила перехода улицы;

Опрос.

Практическая работа.

«Моделирование светофора».

20.

На что похожа наша планета?

(с.48-49)

Тетр. с.33

Тесты с. 49

1

- выдвигать предположения и доказывать их;

- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

- объяснять особенности движения Земли;

Опрос.

Моделировать форму Земли.

ИКТ

21.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». (с.50-54)

Странички для любознательных.

(с.40-41)

Тетр. с.34

1

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся;

Опрос.

ИКТ

Раздел «Как, откуда и куда?» (13 ч)

22.

(1)

Как живёт семья?

Проект «Моя семья».

(с. 56-59)

Тетр. с. 35-37

Тесты с. 51

1

- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

- называть по именам (отчествам и фамилиям) членов своей семьи;

- оценивать значение семьи для человека и общества;

Опрос.

Презентация проекта.

Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи и интервьюировать членов семьи.

23.

(2)

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

(с. 60-61)

Тетр. с. 38-40

1

-прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

- обсуждать необходимость экономии воды;

- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

Опрос.

Практическая работа.

«Очистка воды».

24.

(3)

Откуда в наш дом приходит электричество?

(с.62-63 )

Тетр. с. 40-41

Тесты с. 53

1

- отличать электроприборы от других бытовых предметов;

- запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

- обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

Опрос.

Практическая работа.

«Сбор электрической цепи».

25.

(4)

Как путешествует письмо?

(с.64-65)

Тетр. с. 42-43

Тесты с. 55

1

- наблюдать за работой почты и рассказать о ней;

- работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма;

- различать почтовые отправления: письма, посылки, открытки и т.д.;

Опрос.

Экскурсия на почту.

26.

(5)

Куда текут реки?

(с. 66-67)

Тетр. с. 43-45

Тесты с. 57

1

- прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море, сравнит реку и море;

- различать пресную и морскую воду;

- рассматривать морскую соль;

Опрос.

Проводить опыт по «изготовлению» морской воды.

27.

(6)

Откуда берутся снег и лёд?

(с. 68-69)

Тетр. с. 45-47

Тесты с. 60

1

- проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями;

- наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

Опрос.

Изобразить в рисунках выводы исследований.

ИКТ

28.

(7)

Как живут растения?

(с. 70-71)

Тетр. с. 48-49

Тесты с. 62

1

- наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

- формулировать выводы об условиях, необходимых, для жизни растений;

Опрос.

Практическая работа.

«Уход за комнатными растениями.

29.

(8)

Как живут животные? (с. 72-73)

Тетр. с. 50-51

Тесты с. 64

1

- наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

- ухаживать за животными живого уголка;

Экскурсия в городской зоопарк.

30.

(9)

Как зимой помочь птицам?

(с. 74-75)

Тетр. с. 52-54

Тесты с. 66

1

- наблюдать зимующих птиц, различать их по рисункам и в природе;

- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

Опрос.

Опыт и наблюдение.

ИКТ

31.

(10)

Откуда берётся и куда девается мусор?

(с. 78-79)

Тетр. с. 54-55

Тесты с. 70

1

- определять с помощью учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

- обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и природном обсуждении, необходимость раздельного сбора мусора;

Опрос.

Прочитать рассказы из детских книг об экологии.

ИКТ

32.

(11)

Откуда в снежках грязь? (с. 80-81)

Тетр. с. 56-57

Тесты с. 73

1

- исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнения;

- формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

Опрос.

Практическая работа.

«Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений».

33.

(12)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Как, откуда и куда»?

(с.82-87)

Странички для любознательных. Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

(с. 76-77)

Тетр. с. 58

Тесты с. 68

1

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

ИКТ

Раздел «Где и когда?». (11 ч)

34.

(1)

Часть 2

Когда учиться интересно?

(с. 4-5)

Тетр. с.3

1

- обсуждать условия успешной и интересной учебы;

- рассказывать о своем учителе, о случаях взаимопомощи в классе;

Опрос.

Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике.

35.

(2)

Проект «Мой класс и моя школа».

(с. 6-7)

Тетр. с.4-5

1

- фотографировать наиболее интересные события в классе, здании школы;

- презентовать итого коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

Опрос.

Коллективно составлять рассказ о школе, классе, оформлять фотовыставку.

36.

(3)

Когда придёт суббота?

(с. 8-9)

Тетр. с.6-8

Тесты с.7

1

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности;

Опрос.

Называть любимый день недели и объяснять почему.

37.

(4)

Когда наступит лето?

(с. 10-11)

Тетр. с.9-10

Тесты с.9

1

- анализировать смену времен года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности;

- называть любимое время года и объяснять почему;

Опрос.

Наблюдать сезонные изменения в природе.

ИКТ

38.

(5)

Где живут белые медведи?

(с. 12-13)

Тетр. с.11-12

Тесты с.11

1

- находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду;

- сравнивать иллюстрации учебника, извлекать их них информацию о животном мире холодных районов;

Опрос.

Приводить примеры животных холодных районов, устанавливать связь между образом жизни животных и природными условиями.

ИКТ

39.

(6)

Где живут слоны?

(с. 14-15)

Тетр. с.12-13

Тесты с.13

1

- находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли;

- сравнивать иллюстрации учебника, извлекать их них информацию о животном мире жарких районов;

Опрос.

Приводить примеры животных жарких районов и устанавливать связь между образом жизни животных и природными условиями.

ИКТ

40.

(7)

Где зимуют птицы?

(с. 16-17)

Тетр. с.14-15

Тесты с.15

1

- различать зимующих и перелётных птиц;

- объяснять причины отлета птиц в тёплые края;

- приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

Опрос.

Группировать птиц.

ИКТ

41.

(8)

Когда появилась одежда?

(с. 20-21)

Тетр. с.15-16

Тесты с.17

1

- прослеживать с помощью иллюстрации учебника историю появления одежды и развитием моды, описывать одежду людей по рисунку;

- отличать национальную одежду своего народа, различать типы одежды в зависимости от её назначения;

Опрос.

Подбирать одежду для разных случаев.

42.

(9)

Когда изобрели велосипед?

(с. 22-23)

Тетр. с.17-18

Тесты с.19

1

- сравнивать старинные и современные велосипеды;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

Опрос.

Правила безопасной езды на велосипеде.

43.

(10)

Когда мы станем взрослыми?

(с. 24-25)

Тетр. с.18-19

Тесты с.21

1

- сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

Опрос.

Работать в паре: сравнивать рисунки учебника.

44.

(11)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где? и Когда?».

(с. 26-30)

Странички для любознательных.

Когда жили динозавры?

(с. 18-19)

Тетр. с.20

1

- выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся;

- выступать с подготовленными сообщениями;

Тесты.

ИКТ

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45.

(1)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

(с. 32-33)

Тетр. с.21-22

Тесты с.23

1

- сопоставлять видимы е и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Опрос.

Практическая работа.

ИКТ

46.

(2)

Почему Луна бывает разной?

(с. 34-35)

Тетр. с.22-23

Тесты с.25

1

- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли;

- формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

Опрос.

Практическая работа.

ИКТ

47.

(3)

Почему идёт дождь и дует ветер?

(с. 36-37)

Тетр. с.23-24

Тесты с.27

1

- наблюдать за дождями и ветром;

- объяснять причины возникновения дождя и ветра;

Опрос.

Сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

ИКТ

48.

(4)

Почему звенит звонок?

(с. 38-39)

Тетр. с.25-26

1

- практическая работа в паре: исследовать возникновения и распространение звуков;

- обсуждать, почему и как следует беречь уши;

Опрос.

Практическая работа.

«Исследование возникновений звуков».

49.

(5)

Почему радуга разноцветная?

(с. 40-41)

Тетр. с.26-27

Тесты с.29

1

- описывать чувство, возникающее при виде радуги;

- называть цвета радуги;

- высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

Опрос.

Отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

ИКТ

50.

(6)

Почему мы любим кошек и собак?

(с. 42-43)

Тетр. с.27

Тесты с.31

1

- обсуждать наше отношения к питомцам;

- описывать по плану домашнего питомца;

- участвовать в ролевой игре;

Практическая работа.

«Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой».

51.

(7)

Проект «Мои домашние питомцы».

(с. 44-45)

Тетр. с.28-29

1

- наблюдать за домашним любимцем;

- составлять рассказ, презентовать свой проект;

Оформление фотовыставки.

52.

(8)

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

(с. 46-47)

Тетр. с.30-33

Тесты с.35

1

- определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя;

- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

Опрос.

Сочинять сказочные истории по рисунку.

53.

(9)

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

(с. 48-49)

Тетр. с.34

Тесты с.33

1

- объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину;

- определять лесных обитателей по звукам;

Опрос.

Чтение рассказов из книги «Великан на поляне».

54.

(10)

Зачем мы спим ночью?

(с. 52-53)

Тетр. с.35

Тесты с.37

1

- делать выводы о значении сна в жизни человека;

- рассказывать о правилах подготовки ко сну;

Опрос.

Обсуждать информацию про животных, которые не спят ночью.

55.

(11)

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

(с. 54-55)

Тетр. с.36-38

Тесты с.39

1

- различать овощи и фрукты;

- сравнивать роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма;

Опрос.

Практическая работа.

Записать рецепты салатов.

Родителям: провести беседу о пользе тех овощей, которые ребёнок ест неохотно.

56.

(12)

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

(с. 56-57)

Тетр. с.38-39

Тесты с.41

1

- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук;

- формулировать основные правила гигиены;

Практическая работа.

«Осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук».

57.

(13)

Зачем нам телефон и телевизор?

(с. 58-59)

Тетр. с.39-40

Тесты с.43

1

- различать средства связи и средства массовой информации;

- объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

Обсуждать назначение Интернета.

ИКТ

58.

(14)

Зачем нужны автомобили?

(с. 60-61)

Тетр. с.41

Тесты с.45

1

- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

Практическая работа.

ИКТ

59.

(15)

Зачем нужны поезда?

(с. 62-63)

Тетр. с.42-43

Тесты с.47

1

- классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

Практическая работа.

ИКТ

60.

(16)

Зачем строят корабли?

(с. 64-65)

Тетр. с.44-45

Тесты с.49

1

- классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

Практическая работа.

ИКТ

61.

(17)

Зачем строят самолёты?

(с. 66-67)

Тетр. с.46

Тесты с.51

1

- классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

Практическая работа.

ИКТ

62.

(18)

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

(с. 68-69)

Тетр. с.47

1

- обобщить сведения о транспорте;

- обсуждать необходимость соблюдение правил безопасности в транспорте;

Ролевая игра, моделирующая правила безопасности в транспорте.

63.

(19)

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

(с. 70-71)

Тетр. с.48-49

Тесты с.53

1

- знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

Действия в опасной ситуации.

64.

(20)

Зачем люди осваивают космос?

(с. 72-73)

Тетр. с.50-51

Тесты с.56

1

- рассказывать об освоении человеком космоса;

- моделировать экипировку космонавта;

Ролевая игра «Полёт в космос».

65.

(21)

Почему мы часто слышим слово экология?

(с. 74-75)

Тетр. с.52-53

Тесты с.58

1

- приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой.

Опрос.

Сочинение «Гармония вокруг и внутри нас».

66.

(22)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».

(с. 76-83)

Странички для любознательных.

Почему их так назвали?

(с. 50-51)

Тетр. с.54

1

- выступать с подготовленными сообщениями;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Опрос.

Тесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков окружающего мира 3 класс

Планирование уроков окружающего мира 3 класс ОС 2100, автор Вахрушев, по триместрам...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...