Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:
    На что похожа наша планета? ООМ Конспект урока в 1 классе ФГОС

    Нарыжная Ирина Александровна

    Конспект урока в 1 классе по теме: " На что похожа наша планета?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1klasse_forma_zemli.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:


    Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: "На что похожа наша планета?"

    Нарыжная Ирина Александровна , учитель начальных классов 


    ЦЕЛИ:

    1. Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.
    2. Развивать наблюдательность.
    3. Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

    ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель:

    А сейчас проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте,
    Все ль в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят,
    Все ль внимательно глядят?

    Учитель: - Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое.

    Приложение №1

    (Слайд №1, звучит спокойная мелодия. На доске 2 круга голубого цвета)

    II. Сообщение темы урока

    Страничка “Иследование” (Постановка проблемы)

    Муравей Вопросик – Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.

    А все вместе мы живем на одной большой планете.

    - Кто знает, как она называется?

    Дети: Земля.

    Муравей Вопросик - Иду, иду… Конца и края нет.

    - Где же конец нашей Земли?

    - Можно ли дойти до ее края?

    Учитель: - Еще ни кому это не удавалось!

    Муравей Вопросик – Но почему? Ведь наша Земля круглая!

    - Интересно, на что похожа наша планета?

    Учитель: - Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос (ответы детей).

    Учитель показывает Блюдо и Мяч.

    - Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

    - Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

    - Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).

    - Кто же прав?

    Учитель: Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

    - Но пока никому из людей это не удалось…

    - А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…(Слайды №2)

    Работа по учебнику.

    Учитель: - Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?

    - В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. (Слайд №3)

    - Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. (Слайд №4)

    - Третьи считали (слайд № 5).

    III. Работа по теме

    Страничка “Открытие”

    Учитель: - Какое же изображение правильное?

    - Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

    Это наблюдение люди сделали еще в древности.

    Оно доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей)

    (Учитель показывает динамическую модель движения корабля).

    - Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей).

    ФИЗМИНУТКА

    Чудеса у нас на свете:
    Стали карликами дети
    А потом все дружно встали,
    Великанами мы стали.
    И как зайки поскакали
    И за кустиком пропали.

    Слайд №6 Космос

    Учитель: - В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.

    Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.

    - А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?

    Дети: – Так как на Земле есть огромные моря и океаны.

    (Слайды №7,8)

    IV. Практическая работа

    (Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли)

    Учитель: - А как показать сушу?

    Дети: - Зеленым, желтым, коричневым цветами.

    Учитель: - Верно, но мы не знаем, как расположена суша на земле.

    Люди это давно изучили и создали глобус - модель Земли.

    (Учитель показывает глобус, Слайд №9)

    Учитель: - Найдите воду, сушу.

    (Дети находят на глобусе моря, океаны, материки)

    (Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)

    Учитель: - Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6 (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида - можно не называть).

    Учитель: - Завершите работу над своей моделью.

    (Дети заканчивают работу) 

    Учитель: - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч?

    (Ответы детей)

    ВЫВОД:

    Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.

    Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

    Учитель: - Давайте послушаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)

    Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.

    Учитель: - Откроем следующую страничку нашего урока.

    “Страничка для любознательных”

    Учитель: - Знаете ли вы, что земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе)

    (Слайд №10 Движение Земли вокруг оси).

    - В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. (Слайд №11)

    Мудрая Черепаха (стр. 39):

    Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.

    V. Творческая работа

    Работа в тетради

    Учитель: - Пользуясь моделью Земли, разукрасьте рисунок в тетради.

    ФИЗМИНУТКА

    - Как живешь?

    - Вот так.

    - Как идешь?

    - А бежишь?

    - Ночью спишь?

    - Как берешь?

    - А даешь?

    - Как молчишь?

    - А грозишь?

    - А сидишь?

    Загадки

    Учитель: - Отгадайте загадки.

    Ни начала, ни конца,
    Ни затылка, ни лица.
    Знают все, и млад и стар,
    Что она - большущий шар. (ЗЕМЛЯ)

    На ноге стоит одной,
    Кружит - вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)

    Учитель:

    - Итак, какую Форму имеет Земля?

    - Как это можно доказать?

    - Что такое глобус?

    (Ответы детей)

     Страничка юного эколога

    Учитель: Открываем следующую страничку нашей книги Знаний – “Страничка юного эколога” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.

    Ученик: 

    Есть одна планета – сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц, скликая перелетных.

    Ученик:

    Лишь на ней одной увидишь
    Ландыши в траве зеленой.
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивленно. (Я. Аким)

    Учитель: - О какой планете вы услышали? Почему говорится, что она одна?

    - Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето…

    Учитель: - Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? (Ответы детей)

    - Теперь наш путь лежит на “Пустынный берег”.

    - Мы видим страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.

    Ученик:

    Когда-то здесь росли цветы,
    Тек чистый ручеек,
    Ходили звери, человек, возможно даже ты.

    Ученик:

    Но вдруг неожиданно варвар пришел,
    И все изменилось в миг.
    Притихли зверушки,
    Затих ручеек,
    Головки склонили цветы.

    (Слайды № 14, 15, 16)

    Учитель: - На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступите Вы?

    (Ответы детей)

    Вспомним несколько правил поведения в природе.

    Дети: Сгущенку съедим, да банку в речку выбросим. (Слайд №17)

    Банку нужно обжечь в костре и закопать под деревом.

    Банка будет ржаветь, и питать дерево.

    А что с пластиковой посудой в лесу делать, куда ее выбросить? (Слайд №18)

    Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки.

    Учитель: - Ребята, давайте поможем “Пустынному берегу” и напишем обращение к таким людям, которые еще не понимают, что планета – это наш дом.

    (Дети высказываются)

    Учитель: - А вы когда-нибудь поступали так?

    Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.

    Ученик:

    Как яблоко на блюде,
    У нас Земля одна. (Слайд №19)
    Не торопитесь, люди,
    Всё вычерпать до дна. (Слайд №20)

    VI. Итог урока

     Учитель: - Вы теперь специалисты, по своим знаниям приблизились к ученым и можете сказать: чего не знал Муравей?

    Дети: Земля похожа на мяч, шар.

    Учитель: Как называется модель Земли?

    Дети: Глобус.

    Учитель: Как нужно обращаться с Землей?

    Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.