Урок по окружающему миру "Как образовалось древнерусское государство"
методическая разработка по окружающему миру (3,4 класс) по теме

Данный урок разработан для 3-4 классов и подходит для любой программы. Урок комбинированный, включает как повторение, так и изучение новой темы и проверку усвоенных знаний в конце урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rus1.ppt2.63 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда на Руси появилось государство? Урок-путешествие

Слайд 2

Вспомните… Памятник тысячелетия России Новгород

Слайд 3

Первые находки на территории России 35-40 тыс. лет до н.э.

Слайд 4

Почему наша история начинается только с IX века? Какие народы жили на территории Древней Руси? Быт и верования этих народов. Как звали первого князя Древней Руси? Когда и почему на Руси было принято христианство? Где был построен первый храм? Вопросы нашего урока

Слайд 5

VIII век

Слайд 6

Род Род Род Род Племя

Слайд 7

Хазары Финноугорские племена Балты Южные славяне Западные славяне Булгары Восточные славяне

Слайд 8

Быт восточных славян

Слайд 11

Одежда славян

Слайд 12

Мы запомнили, что… Поселения восточных славян строились на… Дома были из… Избы крестьян отапливались с помощью… Посуда была, в основном, из… Одежда крестьян – это …

Слайд 13

А теперь физминутка! А теперь физминутка!

Слайд 14

Верования восточных славян

Слайд 15

Боги славянской мифологии

Слайд 17

882 год IX век

Слайд 20

Почему славяне приняли христианство? ?

Слайд 21

Князь Владимир 988 год

Слайд 23

Почему наша история начинается только с IX века? Какие народы жили на территории Древней Руси? Каким богам поклонялись эти народы? Как звали первого великого князя Древней Руси? Когда и почему на Руси было принято христианство? Где был построен первый храм? Вопросы нашего урока

Слайд 24

Из чего были построены жилища древних славян? Проверь себя! из камня из соломы из дерева

Слайд 25

Как называлось главное божество Восточных славян? Проверь себя! Перун Даждьбог Макошь

Слайд 26

Проверь себя! В каком веке князь Олег объединил племена Восточных славян? VIII век X век IX век

Слайд 27

Какой город стал столицей Древнерусского государства? Проверь себя! Новгород Киев Москва

Слайд 28

В каком году произошло Крещение Руси? Проверь себя! 882 год 912 год 998 год

Слайд 29

Из чего были построены жилища древних славян? Проверь себя! из камня из соломы из дерева

Слайд 30

Как называлось главное божество Восточных славян? Проверь себя! Перун Даждьбог Макошь

Слайд 31

Проверь себя! В каком веке князь Олег объединил племена Восточных славян? VIII век X век IX век

Слайд 32

Какой город стал столицей Древнерусского государства? Проверь себя! Новгород Киев Москва

Слайд 33

В каком году произошло Крещение Руси? Проверь себя! 882 год 912 год 998 год

Слайд 34

Путешествие закончилось...



Предварительный просмотр:

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?

Значит, кто-то называет эти плевочки

                                                               жемчужиной?

И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянётся –

не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?

  1. Слово учителя.

Никогда ещё на небосклоне русской литературы не загоралось столько ярких звёзд. Серебряный век русской литературы. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX — XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

  1. Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
  2. Учитель истории об основных событиях эпохи.
  1. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века..

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру.» На доске - почему он так сказал???

  1. Как же чувствовала себя в это время интеллигенция? Интеллигентный человек в эту тревожную, противоречивую, кризисную эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.
  2. Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.
  3. Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века  (символизм, акмеизм, футуризм) назывались  декадентскими,  т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ.  На том основании, что их, будто бы,  объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно.  Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.
  4. Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.
  5. Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»
  6. Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.
  7. Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

  1. Поэзия — это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия... и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален...

  1. Объяснение, как будут работать дети. Заполнение таблицы.

  1. Вопросы учебной темы:  Перед каждой группой был поставлен вопрос:

-Что такое символизм? 

-В чем видите особенность символизма?

  1. Символизм. Выступления учеников.
  2. Символизм.
  3.      Это первое модернистское течение, возникшее на русской почве. В 1892г. Д.Мережковский читает лекцию, переработанную затем в книгу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая и стала толчком к самоопределению новых течений.

     В основе названия не конкретные образы, а символ – условный знак, он многозначен. Символисты считали символ звеном, которое связывает небо (космос, вечность, бесконечность) и землю (жизнь с различными страстями). Душа вечна, только меняет телесную оболочку, поэтому ей (душе) необходимо вернуть память о том, какой она была во времена, когда люди были детьми света, Солнца, т.е. те времена, о которых были созданы мифы и легенды

(связь с мифологией). «Символ – окно в                                      

бесконечность», - говорил Ф.Сологуб.  Поэт-символист не стремился быть понятным всем, он обращается к «посвящённым». Стихотворение должно передать не столько мысли и чувства автора, сколько пробудить в читателе его собственные, помочь в постижении «высшей реальности».

  1. Блок «Ночь как ночь …» Чтение наизусть. Бальмонт, Блок.
  2. Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.

  1.  Имение Шахматово. Белый рояль. Символ происходящего.

  1. Акмеизм. «Вот опять окно…» Чтение наизусть.

  1. Акмеизм.

  Возникло в начале 1910-х годов. Аkme (греч.) – высшая степень чего-то, в названии подчёркивалось стремление поэтов к «вершинам» искусства. Течение создалось из литературного объединения «Цех поэтов».  Акмеисты стремились преодолеть умозрительность символистов, говорили о необходимости стройности композиции, логичности замысла, рациональном использовании всех элементов художественной формы.  Борьба между амеизмом и символизмом – это борьба за красочный, звучащий, имеющий формы, вес мир. Течение просуществовало до первой мировой войны.

      Сергей Городецкий, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут.

  1.      Не все поэты соглашались с требованиями того или иного литературного направления. Марина Цветаева говорила о том, что ей тесно быть в каких-то рамках. Она считала себя в тот период романтиком.
  2. Цветаева.  Мне нравится, что вы больны не мной…
  3. Учитель. Любить-это с простынь бессонницей смятых
  4. Футуризм.

     Это интернациональное литературное явление. Название образовано от лат futurum – будущее.  Русский футуризм впервые заявил о себе 1910 г. выходом в свет стихотворного сборника «Садок судей», авторами которого были Дмитрий Бурлюк, Велимир Хлебников и Василий Каменский. Затем к ним примкнул Владимир Маяковский. Футуризм, как любое авангардное явление страшился равнодушия, поэтому важным условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Протест – вот что является главным. Цель творчества футуристов – побуждение к действию. В их текстах можно не встретить знаков препинания, но  необычное расположение слов (лесенка В.Маяковского), использование математических и музыкальных знаков. Лирический герой футуристов выражает не индивидуальную, а массовую психологию, настроение человека улицы, это разрушитель культурных традиций.

                                                                                                                               В.Маяковский

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

  1. Обобщить по таблице. Чем отличались? Вопрос: что общего?

Все эти поэты — современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

•   всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

•   все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико — интонационной структуры поэтического произведения;

•   они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;

•   их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

•   поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады или поэзы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу;

•   большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.

  1. Трагедия поэтов. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века..

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру.» На доске- почему он так сказал???

     Прошли десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым и  будущим России. Его идеи и наследство воспринимаются наукой не однозначно. Одно несомненно ясно – их творчество заставляет более пристально всматриваться в современную жизнь, все больше рассуждать о вечных борениях добра и зла, скорбеть об утратах прошлого и мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в это верить!

  1.  Кстати, подумайте, почему сегодня так мало поэзии?

  1.  Изобразительное искусство.
  2.  Тест. Домашнее задание.

                                                             

                                                                                                                     


И они поклонялись искусству! Искали свой стиль, свое направление. Начало 20 века – это время уникального разнообразия живописи.

     Конец 19 – начало 20 века подарил миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших поэтов, каждый из которых индивидуален.  Это был феноменальный расцвет малых форм в литературе. Это время,  как будто призванное предвосхитить колоссальный рывок России. Однако случилось обратное, и трагические уроки 20 века заставляют нас не только открывать для себя поэтические индивидуальности, наслаждаться музыкой стиха и силой слова, но «в глубине строки» искать ответы на «проклятые» вопросы, которые всегда ставила русская литература независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или прорывалось сквозь художественное творчество: «Что делать?», «Куда идти?».

    Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить все явления культуры того времени.

И сегодня на уроке  получили представление о феномене Серебряного века,

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"

На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...

урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Великие правители Древнерусского государства"

рассказ о правителях Русси от Владимира Красного Солнышка до Владимира Мономаха....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Образ жизни наших предков" УМК "Гармония"

Конспект урока  "Образ жизни наших предков". Автор учебника: Поглазова О.Т. Учебник: «Окружающий мир. 3 класс»...

Конспект урока по окружающему миру "Россия - многонациональное государство"

Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой....