УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по окружающему миру 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Малькова Елена Александровна

       Рабочая программа по предмету «Окружающий мир. 3 класс» составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по окружающему миру к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека» авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (2010г.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prog_.okr_.mir_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 226»


ПРИНЯТО                                                                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                                                                                                приказом директора

МБОУ СОШ «Школа № 226»                                                                                                                        МБОУ СОШ «Школа № 226»

Протокол №________                                                                                                                                №___ от «___»_______ 2011г.

от «___»__________ 2011г.                                                                                                                                     ______________С. А. Кутузова

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО (ОБЩЕГО)

ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 класс

На основе:

Программы начального (общего) образования МБОУ « СОШ  № 226» по окружающему миру, принятой

Педагогическим советом (протокол  №___  от _______, утверждённый директором школы (приказ №__    

от _________)

                                                                           Составил учитель  Е.А. Малькова

г. Заречный

2011 г.

Пояснительная записка

       Статус документа

       Рабочая программа по предмету «Окружающий мир. 3 класс» составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по окружающему миру к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (2010 года).

       

      Структура документа

       Программа по окружающему миру включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса 3 класса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

      Общая характеристика учебного предмета

     Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом  государственного образовательного стандарта основного общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.

      Рабочая программа построена на основе формирования целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

      Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).

     Учебно-методический комплект

    Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

• учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. - М.: «Вентана-Граф», 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);

• рабочая тетрадь № 1-2 к учебнику (Окружающий мир): 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. - М.: «Вентана-Граф», 2011.: ил. – (Начальная школа XXI века);

• методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. «Окружающий мир» 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф»).

      Основная цель предмета 

      Формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

      Задачи программы обучения:

• установление связи между познанием природы и социальной жизни; понимание взаимозависимости в системе «человек – природа - общество»;

• осознание необходимости    выполнения правил поведения, получение начальных навыков экологической культуры;

•  подход к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни;

• подготовка к изучению базовых предметов в основной школе.

     Место предмета в учебном плане

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  в 3 классе 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные содержательные линии:

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования:

Человек как биологическое существо: это содержание представлено темой: «Земля – наш общий дом»

Человек и другие люди: «Каким был человек в разные времена»

Человек и мир природы: «Земля – наш общий дом»

Человек и общество: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»

История родной страны: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)»

 68 часов

 Введение (1ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов ные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за грязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе ния карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли (11ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет ковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от равлений ими.

Грибы (1ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе добные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли (11ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение живот ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете нышей.

Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в Рос сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дво рянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла вяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое зем леделие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное

и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материа ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использова ния воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведче ский (исторический), художественный музеи, на предпри ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

 называть (приводить примеры):

• тела живой и неживой природы;

• планеты Солнечной системы (2-3);

• свойства воздуха, воды;

• состав почвы;

• древние города и их достопримечательности;

• имена отдельных руководителей государства, деяте лей, просветителей Руси и России (в соответствии с про граммой);

• причины исчезновения растений и животных, отдель ных сообществ;

различать (соотносить):

• год, век, арабские и римские цифры;

• названия русского государства и их соответствие исто рической эпохе;

• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

• животных разных групп (одноклеточные — многокле точные, беспозвоночные — позвоночные);

• приспособления животных к среде обитания;

• особенности внешнего вида, строения животного в за висимости от среды обитания;

• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

• объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;

• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

• характеризовать основные процессы жизнедеятельно сти животных;

• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

• составлять описательный рассказ о животном (расте нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;

• соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

• характеризовать некоторые важнейшие события в ис тории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

• сравнивать картины природы, портреты людей, одеж ду, вещи разных эпох;

• работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра ботать с контурной картой по заданию учителя;

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Начальная школа 2100 Рабочая программа по окружающему миру

В программе представлены пояснительная записка, требования к ЗУН учащихся, содержание, планирование по предмету окружающий мир....

УМК "Школа России" рабочая программа по окружающему миру.1 класс

Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы по окружающему миру дл...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...