Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру составлена для 3 класса по программе А.А. Плешакова. Программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, хар-ки деятельности уч-ся, требований к уровню подготовки учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_okr3.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 3А КЛАССА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
(А,А,Плешаков. Окружающий мир.
Москва :Просвещение ,2010
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
учитель начальных классов
МБОУ «Кингисеппская гимназия»
Писмарева Н.В.,
высшая квалификационная категория
2011-2012 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования , авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования .
Цели курса:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Основные содержательные линии курса:
- обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многооб разии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
- изучение воздуха, воды и других компонен тов природы через по лученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, га зообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассмат риваются его особенности, значение в природе и жизни челове ка, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в при роде: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и челове ком;
- формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
- изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
- получение элементарных экономических знаний;
- формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.
Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Практические работы, экскурсии |
1 | Как устроен мир? | 6 | Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц |
2 | Эта удивительная природа | 18 | Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах; изучение св-в воды; очистка за -грязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений,определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя. |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | Практические работы: зн-во с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковке); подсчёт ударов пульса. |
4 | Наша безопасность | 7 | Экскурсия: зн-во с дорожными знаками в окрестностях школы. Практическая работа: зн-во с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды |
5 | Чему учит экономика? | 12 | Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; зн-во с культурными растениями, составление устного описания рассмотренного растения; зн-во с современными российскими монетами. |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 | Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. |
Итого: | 68 |
Виды и формы организации учебного процесса
- Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Проверка и оценка усвоения программы
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практиче ские работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
– человек — часть природы и общества;
– что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
– основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
– основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
– взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
– взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздей ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
– строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
– правила гигиены; основы здорового образа жизни;
– правила безопасного поведения в быту и на улице, основ ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос ти, основы экологической безопасности;
– потребности людей; товары и услуги;
– роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо мике, основы семейного бюджета;
– некоторые города России, их главные достопримечатель ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
– распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
– проводить наблюдения природных тел и явлений, прос тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре зультаты;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвя зи в природе и между природой и человеком;
– выполнять правила личного поведения в природе, обос новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
– выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
– владеть элементарными приемами чтения карты;
– приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Учебник | Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 |
Методическая литература | Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс. М.:Экзамен, 2007 |
Материалы для проведения проверочных работ | Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В двух частях.. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010 |
3 класс (68 ч) | |||||
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||||
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | |||||
1 Природа Разнообразие природы. Как классифи цируют объекты природы. Биоло гия — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей | — Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; — работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необхо димую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по извест ным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
2 Человек Человек — часть природы. Отличия че ловека от других живых существ. Вну тренний мир человека. Ступеньки по знания человеком окружающего мира | — Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить; — находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; — различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявле ния внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; — работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; — моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе роле вых игр; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-просы и оценивать достижения на уроке | ||||
3 Проект «Богатства, отданные лю дям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель проекта; — распределять обязанности по проекту в группах; — собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; — подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изго тавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; — презентовать проект; — оценивать результаты работы | ||||
4 Общество Человек как член общества. Человече ство. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие на родов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государ ства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять место человека в мире; — характеризовать семью, народ, государство как части общества; — обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; — сопоставлять формы правления в государствах мира; — работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходи мой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку: рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
5 Что такое экология Экология как наука о связях между жи выми существами и окружающей сре дой, её роль в жизни человека и обще ства. Экологические связи, их разно образие | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в при роде, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаи мосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; — работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью класси фицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
6 Природа в опасности! Положительное и отрицательное влия ние человека на природу. Морская ко рова, странствующий голубь — при меры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедни ки и национальные парки — особо ох раняемые природные территории | — Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; — устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и нацио нальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; | ||||
— работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; — моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; — обсуждать, как каждый может помочь природе; — работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и националь ных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |||||
Раздел «ЭТА удивительная природа» (18 ч) | |||||
1 Тела, вещества, частицы Знакомство с целями и задачами раз дела. Тела, вещества, частицы. Есте ственные и искусственные тела. Твёр дые, жидкие, газообразные вещества | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; — характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; — наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; — работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведен ных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; мо делировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жид ком и газообразном веществах; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
2 Разнообразие веществ Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту ве щества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. ^Кислотные дожди. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; — практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продук тах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; — работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | ||||
3 Воздух и его охрана Воздух как смесь газов. Свойства воз духа. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; — исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в со ответствии с заданием; — работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чисто ты воздуха в родном городе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
4 Вода Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, форму лировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): — работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, ис пользуя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как раство рителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; — работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
5 Превращения и круговорот воды Три состояния воды. Круговорот воды в природе | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — высказывать предположения о состояниях водьг в природе; различать три состояния воды; — наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлажде нии пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; — работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте водьг в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот водьг в природе, осуществлять самопроверку; | ||||
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |||||
6 Берегите воду! Использование воды человеком. Вы сказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; — работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе ния с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источни ки загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; — работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чи стоты воды в родном городе (селе); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
7 Как разрушаются камни Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в при роде; — наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении; — характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; — работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе прояв ления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
8 Что такое почва Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодо родия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разруше ние почвы. Охрана почвы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и во просам; — высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; — практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного экеперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; — анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделиро вать связи почвы и растений; — обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; — характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризо вать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о де ятельности В. В.Докучаева); — обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевою червя» из книги «Великан на поляне»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
9 Разнообразие растений Группы растений: водоросли, мхи, па поротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о расте ниях | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; — знакомиться с группами растений по материалам учебника; — работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их от веты; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку; — приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-опре делителя; — используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
10 Солнце, растения и мы с вами Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей сре дой. Роль растений в жизни животных и человека | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыха ния растений; — моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; — выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; — доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
11 Размножение и развитие растений Опыление. Роль насекомых в опыле нии растений. Приспособленность рас тений к разным способам распростра нения плодов и семян. Развитие рас тений из семян | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их рас пространения; — наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; — выявлять роль животных в размножении и развитии растений; — характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
12 Охрана растений Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в при роде | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир рас тений; — обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; — оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
13 Разнообразие животных Многообразие животного мира. Класси фикация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообраз ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды живот ных. Зоология — наука о животных | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; — классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; — приводить примеры животных разных групп; — с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; — обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; — работать с электронным приложением к учебнику; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
14 Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к до быванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать животных по типу питания; — приводить примеры животных по типу питания; — анализировать схемы цепей питания; — характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель и этапы работы; — распределять обязанности; — совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя расте ния, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; — находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; — составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | ||||
15 Размножение и развитие животных Размножение и развитие животных разных групп | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать животных разных групп по способу размножения; — моделировать стадии размножения животных разных групп; — рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; — обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
16 Охрана животных Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезаю щие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила по ведения в природе. Меры по охране животного мира | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 1—2 классах; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на живот ный мир; — с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; — обсуждать меры по охране животных; — обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; — формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; — с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; — создать книжку-малышку «Береги животных»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
17 В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шля почных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишай ники | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать строение шляпочных грибов; — с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедоб ные, несъедобные и ядовитые грибы; — обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; — моделировать различие грибов-двойников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
18 Великий круговорот жизни Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и ор ганизм ы-разруш ител и; — обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи кругово рота веществ в природе; — моделировать круговорот веществ в природе; — рассказывать о круговороте веществ на Земле; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) | |||||
1 Организм человека Анатомия, физиология, гигиена как на уки. Понятие об органах и системе ор ганов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровенос ная система | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организ ма, полученные во 2 классе; — характеризовать системы органов человека (их части и назначение); — обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; — анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показы вать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; — практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рас сказы по предложенному плану; — распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; | ||||
2 Органы чувств Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии \ мира. Гигиена органов чувств | |||||
— формулировать правила гигиены органов чувств; — работать с терминологическим словариком — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||
3 Надёжная защита организма Кожа как орган защиты от поврежде ний и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Пер вая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмо раживание) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: изучить свойства кожи; — характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; — характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; — работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреж дениях кожи; — подготовить рассказ об уходе за кожей; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
4 Опора тела и движение Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важ ность выработки и сохранения пра вильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; — раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; — следить за правильной осанкой на уроке и вне его; — выполнять физкультминутки; — работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
5 Наше питание. Проект «Школа ку линаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, ви тамины), продукты, в которых они со держатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Ги гиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; — моделировать строение пищеварительной системы; — характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пере варивания; — обсуждать правила рационального питания; — составлять меню здорового питания; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке; — готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров» | ||||
6 Дыхание и кровообращение Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь ды хательной и кровеносной систем. Пульс, его частота | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; — характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; — моделировать строение дыхательной системы; — характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровенос ной системы в организме; — моделировать строение кровеносной системы; — обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; — практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
7 Умей предупреждать болезни Закаливание как фактор предупрежде ния заболеваний. Способы закалива ния организма. Предупреждение ин фекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболева ния | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать факторы закаливания; — формулировать правила закаливания; — составлять памятку по закаливанию; — составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; — работать с терминологическим словариком; — регулярно проводить закаливание своего организма; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
8 Здоровый образ жизни Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; — обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
9 Проверим себя и оценим свои до-стижения за первое полугодие (проверка знаний и умений. Формиро вание адекватной оценки своих дости жжений) | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | ||||
10 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений | — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||||
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | |||||
1 Огонь, вода и газ Знакомство с целями и задачами раз дела. Действия при пожаре, аварии во допровода, утечке газа | — Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выпол нить; — актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; — характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; — моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; — называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; — работать с терминологическим словариком; — анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
2 Чтобы путь был счастливым Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипе де, езде в автомобиле, общественном транспорте | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; — работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; — обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; — выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; — моделировать свои действия в ходе ролевой игры; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать постижения ия unnw • | ||||
3 Дорожные знаки Дорожные знаки. Знаки предупрежда ющие, запрещающие, предписываю щие, информационно-указательные, знаки сервиса | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах; - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; - выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков, - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имею щихся дорожных знаков; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
4 Проект «Кто нас защищает» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Воору жённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужа щих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; — оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; — презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | ||||
5 Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
6 Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гро за, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; - обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - отличать гадюку от ужа; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||||
7 Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической без- опасности. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить- — анализировать по схеме цепь загрязнения; — приводить примеры цепей загрязнения - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм и меры по охране окружающей среды; выполнять правила личной безопасности; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды. — работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы йз изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | ||
1 Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары» «услуги™ - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг - работать с терминологическим словариком- - работать со взрослыми, прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
2 Природные богатства и труд лю дей — основа экономики Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физи ческий. Роль образования в экономике | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить- - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий- - раскрывать роль науки в экономическом развитии- - Работать со взрослыми: выяснять роль профессии родителей в экономике - работать с терминологическим словариком- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
3 Полезные ископаемые Понятие о полезных ископаемых. Наи более важные в экономике полезные | - Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить--актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I-2 классе | |
ископаемые. Значение, способы добы чи и охрана полезных ископаемых | -определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; — выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; — характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); — с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
4 Растениеводство Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как от расль сельского хозяйства. Исполь зование культурных растений для про изводства продуктов питания и про мышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кор мовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, получен ные в 1—2 классах; — практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяй ственное растение и описывать его по плану; — обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; — различать и классифицировать культурные растения; — определять с помощью атласа-определителя культурные растения; — характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; — выявлять связь растениеводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в тече ние дня; — работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
5 Животноводство Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяй ственные животные: млекопитающие. / птицы, рыбы, насекомые. Содержание / и разведение домашних сельскохозяй ственных животных, их роль в эконо мике. Труд животноводов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; — классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. — характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в эконо- ' мике и труд животноводов; — выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; — работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
6 Какая бывает промышленность Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, ме таллургия, машиностроение, электрон ная, химическая, лёгкая, пищевая про мышленность | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве това ров; — соотносить продукцию и отрасли промышленности; — выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; — характеризовать труд работников отраслей промышленности; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные пред приятия есть в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
7 Проект «Экономика родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — собирать информацию об экономике своего края (города, села); — оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; — коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; — презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | |
8 Что такое деньги Обмен товарами: бартер, купля — про дажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моде лировать ситуации бартера и купли-продажи; — раскрывать роль денег в экономике; — различать денежные единицы разных стран; — практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
9 Государственный бюджет Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; — определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; — выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; — моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
10 Семейный бюджет Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; — выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; — определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; — обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — ме нее важными; — моделировать семейный бюджет; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |
11- 12 Экономика и экология (2 ч) Положительное и отрицательное воз действие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полу ченные в I—2 классах; — характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; — раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; — обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в на стоящее время осуществляется экологическая экспертиза; — приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием эко логов; — моделировать экологические прогнозы; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; I — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч) | |
1-3 Золотое кольцо России (3 ч) Золотое кольцо России — слава и гор дость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залес-ский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их до стопримечательности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; — узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото графиям; — составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; — моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри мечательностей, сувениры и т. д.; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке |
4 Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), со ставлять этикетки (кем, когда и где собран материал); — оформлять экспозицию музея; — готовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов |
5 Наши ближайшие соседи Государства, граничащие с Россией, их столицы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их сто лицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; — обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; - с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, гра ничащих с Россией; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке |
6 На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Ислан дия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаме нитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом место положения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её за мечательных людей; — составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
7 Что такое Бенилюкс Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидер ланды, Люксембург), их столицы, госу дарственное устройство, флаги, досто примечательности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каж дой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из пред ставителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; — описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; — выполнять задания электронного приложения к учебнику; — используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фак тов по изучаемым странам; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
8 В центре Европы Страны центра Европы: Германия, Ав стрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнит!,; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположе ния страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному иЭЧ, представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; | ||
— узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; — выполнять задания по электронному приложению к учебнику; — моделировать достопримечательности из пластилина; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | |||
9 По Франции и Великобритании (Франция) Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопри мечательности, знаменитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подгото вить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы; выступать одному из представителей группы или распреде лять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Франции по фотографиям; — составлять вопросы для викторины о Франции; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
10 По Франции и Великобритании (Ве ликобритания) Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устрой ство, государственные символы, досто примечательности, знаменитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; — составлять вопросы для викторины о Великобритании; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Вели кобритании; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | | ||
11 На юге Европы Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; — описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; — выполнять задания электронного приложения к учебнику; — используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изуча емых странах; — работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
12 По знаменитым местам мира Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сид нейской оперы) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — работать с картой; — описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; — находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопри мечательностях разных стран, готовить сообщения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке | ||
13 Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие Проверка знаний и умений. Формирова ние адекватной оценки своих достижений | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | ||
14-15 Презентация проектов «Кто нас за щищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч) Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений | — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе (Плешаков)
№ п/п | Тема урока | Новые понятия в словарик | п/т «Про- верь себя» | М-л учебника |
Дата | ||
1 | 1 четверть – 18 часов Как устроен мир (6 часов) Природа. Разнообразие природы. Экскурсия | Организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп | 4 | 1 часть Стр3-9; | |||
2 | Человек. Человек — часть природы. | Психология,восприятие, память, мышление, воображение | Стр6 | стр10-15; | |||
3 | Проект «Богатства, отданные лю дям» | Стр6 | |||||
4 | Общество Человек как член общества. | Общество, семья, народ, гоударство | Стр7 | 16-21; | |||
5 | Что такое экология | Окружающая среда, экология | Стр8 | 22-26; | |||
6 | Природа в опасности! | Заповедник, национальный парк | Стр9-10 | 27-32; | |||
7/1 | Эта удивительная природа (18 часов) Тела, вещества, частицы. Опыт | Тело, вещество, частица | Стр12-13 | 34-38; | |||
8/2 | Разнообразие веществ. Практ/раб | Химия, поваренная соль, крахмал, кислота | Стр14 | 39-43; | |||
9/3 | Воздух и его охрана | кислород | Стр15 | 44-48; | |||
10/4 | Вода. Свойства воды. Практ/раб | фильтр | Стр16 | 49-52 | |||
11/5 | Превращения и круговорот воды. | Состояние, испарение, круговорот | Стр 17 | 53-56; | |||
12/6 | Берегите воду! | Стр18 | 57-61; | ||||
13/7 | Как разрушаются камни? * | Стр19 | 62-64; | ||||
14/8 | Что такое почва? Практ/раб | Почва, плодородие | Стр20 | 65-70; | |||
15/9 | Разнообразие растений | ботаника | Стр21-22 | 71-75; | |||
16/10 | Солнце, растения и мы с вами. *Связь между растениями и окружающей средой | Стр23 | 76-79; | ||||
17/11 | Размножение и развитие растений Практ/раб | опыление | Стр24 | 80-83; | |||
18/12 | Охрана растений | Стр25 | 84-88; | ||||
1/13 | 2 четверть – 14 часов Разнообразие животного мира. | Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. | Стр26 | 89-95; | |||
2/14 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Стр27 | 96-99; | ||||
3/15 | Размножение и развитие животных | Личинка, куколка, малёк, головастик | Стр28-29 | 100-111; | |||
4/16 | Охрана животных | Стр30 | 112-117; | ||||
5/17 | В царстве грибов | Грибница, съедобные, несъёдобные грибы | Стр31 | 118-123; | |||
6/18 | Великий круговорот жизни * | Изучение нового материала | Стр32 | 124-126; | |||
7/1 | Мы и наше здоровье (10 часов) Организм человека | Система органов | Стр34 | 127-131; | |||
8/2 | Органы чувств | Обоняние, осязание | Стр35 | 132 – 135; | |||
9/3 | Надёжная защита организма Практ/р | Ушиб, ожог, обмораживание | Стр36 Стр47 | 136-139; | |||
10/4 | Опора тела и движение | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | Стр37 | 140-143; | |||
11/5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров" Практ/раб | Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система | Стр38 | 144-147; | |||
12/6 | Дыхание и кровообращение Практ/раб | Дыхательная система, кровеносная система | Стр39 | 148-150; | |||
13/7 | Умей предупреждать болезни. | Закаливание, инфекционные болезни, аллергия | Стр40 | 151-153; | |||
14/8 | Здоровый образ жизни. 3 четверть – 20 часов | Здоровый образ жизни | Стр41 | 154-157; | |||
1|9 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Стр42-48 | |||||
2|10 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений | |||||
3/1 | Наша безопасность (7 часов) Огонь, вода и газ | диспетчер | 2 часть Стр4 | 3-7; | |||
4/2 | Чтобы путь был счастливым | Стр5 | 8-13; | ||||
5/3 | Дорожные знаки. Экскурсия | сервис | Стр6 | 14-17; | |||
6/4 | Проект «Кто нас защищает» | ||||||
7/5 | Опасные места | Стр7 | 18-22; | ||||
8/6 | Природа и наша безопасность | Стр8-9 | 23-28; | ||||
9/7 | Экологическая безопасность Практ/раб | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | Стр10 | 29-34; | |||
Чему учит экономика? (12 часов) | |||||||
10/1 | Для чего нужна экономика? | Потребности, товары, услуги | Стр12 | 35-39; | |||
11/2 | Природные богатства и труд лю дей — основа экономики | Природные богатства, капитал, труд | Стр13 | 40-47; | |||
12/3 | Полезные ископаемые. Практ/раб | Месторождение, геолог | Стр14 | 48-52; | |||
13/4 | Растениеводство Практ/раб | Отрасль, растениеводство | Стр15 | 53-59; | |||
14/5 | Животноводство | животноводство | Стр16 | 60-63; | |||
15/6 | Какая бывает промышленность? | Добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая | Стр17-18 | 64-67; | |||
16/7 | Проект «Экономика родного края» | Деньги, рубль, заработная плата | |||||
17/8 | Что такое деньги? Практ/раб | Стр19 | 68-72; | ||||
18/9 | Государственный бюджет | Бюджет, доходы, расходы, налоги | Стр20 | 73-76; | |||
19/10 | Семейный бюджет | Стипендия, пенсия | Стр21 | 77-80 | |||
20/ 11 | Экономика и экология | Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз | Стр22 | 81-86; | |||
1/12 | 4 четверть – 16 часов Экономика и экология | Стр42-44 | |||||
2/1 | Путешествие по городам и странам (15 ч) Золотое кольцо России | финифть | Стр24-25 | 87-99; | |||
3/2 | |||||||
4/3 | |||||||
5/4 | Проект «Музей путешествий» | ||||||
6/5 | Наши ближайшие соседи * | Сухопутные границы, морские границы | Стр26-27 | 100-109; | |||
7/6 | На севере Европы | Скандинавские страны, фьорд, аквапарк, гейзер | Стр28-29 | 110-119; | |||
8/7 | Что такое Бенилюкс? * | дамба | Стр30-31 | 120-126; | |||
9/8 | В центре Европы | фиакр | Стр32-33 | 127-133; | |||
10/9 | Путешествие по Франции и Великобритании | Стр34-35 | 134-143; | ||||
11/10 | |||||||
12/11 | На юге Европы | Стр36-37 | 144-150; | ||||
13/12 | По знаменитым местам мира | 38-39 45-47 | 151-155; | ||||
14/13 | Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие | ||||||
15/14-16/15 | Презентация проектов «Кто нас за щищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч) | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...