Главные вкладки

    Рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме:
    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

    Писмарева Наталья Васильевна

    Рабочая программа по окружающему миру составлена для 3 класса по программе А.А. Плешакова. Программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, хар-ки деятельности уч-ся, требований  к уровню подготовки учеников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabochaya_okr3.doc338.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                    ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    ДЛЯ 3А КЛАССА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                 (А,А,Плешаков. Окружающий мир.

                                           Москва :Просвещение ,2010

                          Рекомендовано  Министерством образования и науки РФ)

     

    Разработчик программы
    учитель начальных классов

    МБОУ «Кингисеппская гимназия»

                                                                                                                 Писмарева Н.В.,

    высшая квалификационная категория

    2011-2012 уч.год


                                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования , авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования .

    Цели курса:

    1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
    2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
    3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

    Задачи курса:

    1. Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
    2. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
    3. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
    4. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

    Основные содержательные линии курса:

    1. обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многооб разии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
    2. изучение воздуха, воды и других компонен тов природы через по лученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, га зообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассмат риваются его особенности, значение в природе и жизни челове ка, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в при роде: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и челове ком;
    3. формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
    4. изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
    5. получение элементарных экономических знаний;
    6. формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

    Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Практические работы, экскурсии

    1

    Как устроен мир?

    6

    Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

    Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц

    2

    Эта удивительная природа

    18

    Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах; изучение св-в воды; очистка за -грязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений,определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

    3

    Мы и наше здоровье

    10

    Практические работы: зн-во с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковке); подсчёт ударов пульса.

    4

    Наша безопасность

    7

    Экскурсия: зн-во с дорожными знаками в окрестностях школы.

    Практическая работа: зн-во с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

    5

    Чему учит экономика?

    12

    Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; зн-во с культурными растениями, составление устного описания рассмотренного растения; зн-во с современными российскими монетами.

    6

    Путешествия по городам и странам

    15

    Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

    Итого:

    68

    Виды и формы организации учебного процесса

    1. Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
    2. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

    Проверка и оценка усвоения программы

    Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практиче ские работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: 

    К концу 3 класса учащиеся должны знать:

            человек — часть природы и общества;

            что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

            основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

            основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

            взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

            взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздей ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

            строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

            правила гигиены; основы здорового образа жизни;

            правила безопасного поведения в быту и на улице, основ ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос ти, основы экологической безопасности;

            потребности людей; товары и услуги;

            роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо мике, основы семейного бюджета;

            некоторые города России, их главные достопримечатель ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

    Учащиеся должны уметь:

            распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

            проводить наблюдения природных тел и явлений, прос тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре зультаты;

            объяснять в пределах требований программы взаимосвя зи в природе и между природой и человеком;

            выполнять правила личного поведения в природе, обос новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

            выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

            владеть элементарными приемами чтения карты;

            приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.

    ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

    Учебник

    Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010

    Методическая литература

    Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету  «Окружающий мир»: 3 класс. М.:Экзамен, 2007

    Материалы для проведения проверочных работ

    Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В двух частях.. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010

    3 класс (68 ч)

    Тематическое планирование

    Характеристика деятельности учащихся

    Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

        1 Природа

    Разнообразие природы. Как классифи цируют                                                объекты   природы.   Биоло гия — наука о живой                 природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей

            Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

            понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

            работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необхо димую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по извест ным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    2 Человек

    Человек — часть природы. Отличия че ловека от других живых существ. Вну тренний мир человека. Ступеньки по знания человеком окружающего мира

            Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить;

            находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

            различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявле ния внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

            работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

            моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе роле вых игр;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-просы и оценивать достижения на уроке                                                                    

    3 Проект «Богатства, отданные лю дям»

    Подготовка  к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,   обсуждение способов и сроков работы

    В ходе выполнения проекта дети учатся:                                                                

            определять цель проекта;                                                                            

            распределять обязанности по проекту в группах;                                        

            собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

            подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изго тавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

            презентовать проект;

            оценивать результаты работы

    4 Общество

    Человек как член общества. Человече ство. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие на родов Земли.  Страна (государство). Символы государства. Глава государ ства.   Представление  о  гражданстве. Мы — граждане России

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            определять место человека в мире;

            характеризовать семью, народ, государство как части общества;

            обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

            сопоставлять формы правления в государствах мира;

            работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходи мой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку: рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    5 Что такое экология

    Экология как наука о связях между жи выми существами и окружающей сре дой, её роль в жизни человека и обще ства. Экологические связи, их разно образие

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в при роде, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаи мосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

            работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью класси фицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    6 Природа в опасности!

    Положительное и отрицательное влия ние человека на природу. Морская ко рова,  странствующий   голубь — при меры животных, исчезнувших по вине

    человека. Охрана природы. Заповедни ки и национальные парки — особо ох раняемые природные территории

            Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

            устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и нацио нальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

            работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

            моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

            обсуждать, как каждый может помочь природе;

            работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и националь ных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    Раздел «ЭТА  удивительная природа» (18 ч)

    1  Тела, вещества, частицы

    Знакомство с целями и задачами раз дела. Тела, вещества, частицы. Есте ственные и искусственные тела. Твёр дые, жидкие, газообразные вещества

            Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

            характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и

    искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

            наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

            работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведен ных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; мо делировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жид ком и газообразном веществах;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    2  Разнообразие веществ

    Разнообразие веществ в окружающем мире.   Химия — наука   о   веществах. Наиболее распространённые в быту ве щества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. ^Кислотные дожди.

            Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

            наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

            практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продук тах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;                                                                

            работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

            работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным   признакам;                                                                                                        

    —        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке                                                        

    3  Воздух и его охрана

    Воздух как смесь газов. Свойства воз духа. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

            Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

            анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

            исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

            работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в со ответствии с заданием;

            работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чисто ты воздуха в родном городе;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    4  Вода

    Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

            Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

            практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, форму лировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

            работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, ис пользуя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как раство рителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

            работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    5  Превращения и круговорот воды

    Три состояния воды. Круговорот воды в природе

            Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

            высказывать предположения о состояниях водьг в природе; различать три состояния воды;

            наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлажде нии пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

            работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте водьг в природе, осуществлять  взаимопроверку; моделировать кругооборот водьг в природе, осуществлять самопроверку;

    — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    6  Берегите воду!

    Использование воды человеком. Вы сказывать    Источники    загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

            работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе ния с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источни ки загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

            работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чи стоты воды в родном городе (селе);

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    7  Как разрушаются камни

    Процесс разрушения  горных  пород в природе, его причины и последствия

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в при роде;

            наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;

            характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;

            работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе прояв ления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    8  Что такое почва

    Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодо родия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разруше ние почвы. Охрана почвы

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и во просам;

            высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

            практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного экеперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

            анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделиро вать связи почвы и растений;

            обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

            характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризо вать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о де ятельности В. В.Докучаева);

            обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевою червя» из книги «Великан на поляне»;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    9  Разнообразие растений

    Группы растений: водоросли, мхи, па поротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о расте ниях

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

            знакомиться с группами растений по материалам учебника;

            работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их от веты; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

            приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-опре делителя;

    —        используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

    - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    10  Солнце, растения и мы с вами

    Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей сре дой. Роль растений в жизни животных и человека

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыха ния растений;

            моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

            выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

            доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    11  Размножение и развитие растений

    Опыление. Роль насекомых в опыле нии растений. Приспособленность рас тений к разным способам распростра нения плодов и семян. Развитие рас тений из семян

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их рас пространения;

            наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

            выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

            характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    12  Охрана растений

    Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в при роде

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать сведения, полученные в 12 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

            характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир рас тений;

            обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

            оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    13  Разнообразие животных

    Многообразие животного мира. Класси фикация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообраз ные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды живот ных. Зоология — наука о животных

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

            классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

            приводить примеры животных разных групп;

    —        с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

            обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

            работать с электронным приложением к учебнику;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    14  Кто что ест? Проект «Разнообразие  природы родного края»

    Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.

    Цепи питания. Приспособление животных к до быванию пищи, к защите от врагов. Подготовка  к  выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,  обсуждение способов и сроков работы

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать животных по типу питания;                                            

            приводить примеры животных по типу питания;                                          

            анализировать схемы цепей питания;                                                              

            характеризовать защитные приспособления растений и животных;

    -        обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

    -        обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке.

    В ходе выполнения проекта дети учатся:

            определять цель и этапы работы;

            распределять обязанности;

    —        совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя расте ния, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

            находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

            составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

    15   Размножение и развитие животных

    Размножение   и   развитие  животных разных групп

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать животных разных групп по способу размножения;

            моделировать стадии размножения животных разных групп;

            рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

            обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    16  Охрана животных

    Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезаю щие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила по ведения в природе. Меры по охране животного мира

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 12 классах;

            характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на живот ный мир;

    —        с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

            обсуждать меры по охране животных;

            обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

            формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

    —        с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

            создать книжку-малышку «Береги животных»;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    17  В царстве грибов

    Разнообразие грибов. Строение шля почных грибов.  Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишай ники

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать строение шляпочных грибов;

    —        с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедоб ные, несъедобные и ядовитые грибы;

            обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

            моделировать различие грибов-двойников;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    18  Великий круговорот жизни

    Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и ор ганизм ы-разруш ител и;

            обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи кругово рота веществ в природе;

            моделировать круговорот веществ в природе;

            рассказывать о круговороте веществ на Земле;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

    1  Организм человека

    Анатомия, физиология, гигиена как на уки. Понятие об органах и системе ор ганов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровенос ная система

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организ ма, полученные во 2 классе;

            характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

            обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

            анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показы вать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

            практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рас сказы по предложенному плану;

            распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного  эксперимента;

    2  Органы чувств

    Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии \ мира. Гигиена органов чувств

            формулировать правила гигиены органов чувств;                                        

    —        работать с терминологическим словариком

    —        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    3  Надёжная защита организма

    Кожа как орган защиты от поврежде ний и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Пер вая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмо раживание)

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    —        практическая работа: изучить свойства кожи;

            характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

            характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

            работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреж дениях кожи;

            подготовить рассказ об уходе за кожей;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    4  Опора тела и движение

    Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важ ность выработки и сохранения пра вильной   осанки.   Роль   физической культуры в поддержании тонуса мышц

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

            раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

            следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

            выполнять физкультминутки;

            работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    5  Наше питание. Проект «Школа ку линаров»

    Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, ви тамины), продукты, в которых они со держатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Ги гиена питания.

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий,  обсуждение способов и сроков работы

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

            моделировать строение пищеварительной системы;

            характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пере варивания;

            обсуждать правила рационального питания;

            составлять меню здорового питания;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке;

            готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

    6  Дыхание и кровообращение

    Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь ды хательной   и   кровеносной   систем. Пульс, его частота

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

            характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

            моделировать строение дыхательной системы;

            характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровенос ной системы в организме;

            моделировать строение кровеносной системы;

            обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

            практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

            работать с терминологическим словариком;

            работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    7  Умей предупреждать болезни

    Закаливание как фактор предупрежде ния заболеваний. Способы закалива ния организма. Предупреждение ин фекционных   болезней   и   аллергии. Правила поведения в случае заболева ния

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать факторы закаливания;

            формулировать правила закаливания;

            составлять памятку по закаливанию;

            составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

            работать с терминологическим словариком;

    —        регулярно проводить закаливание своего организма;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    8  Здоровый образ жизни

    Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

            обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    9  Проверим себя и оценим свои до-стижения за первое полугодие

    (проверка знаний и умений. Формиро вание адекватной оценки своих дости жжений)

            Выполнять тесты с выбором ответа;                                                        

            оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;                  

    — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами    

    10  Презентация проектов «Богатства, отданные   людям»,   «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров»

    Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений

            Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами;

            обсуждать выступления учащихся;

            оценивать свои достижения и достижения других учащихся

    Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

    1  Огонь, вода и газ

    Знакомство с целями и задачами раз дела. Действия при пожаре, аварии во допровода, утечке газа

            Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выпол нить;

            актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;

            характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

            моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

            называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

            работать с терминологическим словариком;

            анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    2  Чтобы путь был счастливым

    Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипе де, езде в автомобиле, общественном транспорте

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 12 классах;

            работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

            обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

            выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

            моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать постижения ия unnw                                                            •

    3  Дорожные знаки

    Дорожные знаки. Знаки предупрежда ющие, запрещающие, предписываю щие,   информационно-указательные, знаки сервиса

    -        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    -        актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;

    -        анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

    -        выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков,

    -        моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имею щихся дорожных знаков;

    -        работать с терминологическим словариком;

    -        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    4  Проект «Кто нас защищает»

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий,  обсуждение способов и сроков работы

    В ходе выполнения проекта дети учатся:

    -        находить в Интернете и других источниках информации сведения о Воору жённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

    -        интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужа щих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

            оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

            презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

    5  Опасные места

    Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

    -        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    -        актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

    -        обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

    -        работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

    -        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    6  Природа и наша безопасность

    Опасности природного характера (гро за, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

    -        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    -        характеризовать опасности природного характера;

    -        находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

    -        обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»;

    -        характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

    -        отличать гадюку от ужа;

    -        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке                                                          

    7  Экологическая безопасность.

     Цепь загрязнения. Правила экологической без- опасности.

    -        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-                      

            анализировать по схеме цепь загрязнения;                                              

            приводить примеры цепей загрязнения

    -        моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм и меры по охране окружающей среды; выполнять правила личной безопасности; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.

            работать с терминологическим словариком;

    -        формулировать выводы йз изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке                                    

    Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

    1  Для чего нужна экономика

    Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги

    -        Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары» «услуги™

    -        различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг

    -        характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

    -        работать с терминологическим словариком-

    -        работать со взрослыми, прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;                                                                            

    -        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке                                  

    2  Природные богатства и труд лю дей — основа экономики

    Использование   природных  богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физи ческий. Роль образования в экономике

    -        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-

    -        прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий-

    -        раскрывать роль науки в экономическом развитии-

    - Работать со взрослыми: выяснять роль профессии родителей в экономике

    -        работать с терминологическим словариком-                              

    -        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать достижения на уроке                                  

    3  Полезные ископаемые

    Понятие о полезных ископаемых. Наи более важные в экономике полезные

    -  Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить--актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I-2 классе

    ископаемые. Значение, способы добы чи и охрана полезных ископаемых

      -определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

            выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

            характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

    —        с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

            работать с терминологическим словариком;

            работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    4  Растениеводство

    Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как от расль сельского хозяйства.  Исполь зование культурных растений для про изводства продуктов питания и про мышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кор мовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, получен ные в 1—2 классах;

            практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяй ственное растение и описывать его по плану;

            обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

            различать и классифицировать культурные растения;

            определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

            характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

            выявлять связь растениеводства и промышленности;

            работать с терминологическим словариком;

            исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в тече ние дня;

            работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    5  Животноводство

    Животноводство как отрасль сельского хозяйства.   Домашние   сельскохозяй ственные животные: млекопитающие.

    / птицы, рыбы, насекомые. Содержание / и разведение домашних сельскохозяй ственных животных, их роль в эконо мике. Труд животноводов

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;                                                                                              

            классифицировать домашних сельскохозяйственных животных.                                                                                

    —        характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в эконо- ' мике и труд животноводов;

            выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

            работать с терминологическим словариком;

            исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

            работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    6  Какая бывает промышленность

    Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, ме таллургия, машиностроение, электрон ная, химическая, лёгкая, пищевая про мышленность

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве това ров;

            соотносить продукцию и отрасли промышленности;

            выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

            характеризовать труд работников отраслей промышленности;

            работать с терминологическим словариком;

            работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить

    у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные пред приятия есть в регионе;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    7  Проект «Экономика родного края»

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,  обсуждение способов и сроков работы

    В ходе выполнения проекта дети учатся:

            собирать информацию об экономике своего края (города, села);

            оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

    —        коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

            презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

    8  Что такое деньги

    Обмен товарами: бартер, купля — про дажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моде лировать ситуации бартера и купли-продажи;

            раскрывать роль денег в экономике;

            различать денежные единицы разных стран;

            практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    9  Государственный бюджет

    Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

            определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

            выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

            моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    10  Семейный бюджет

    Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

            выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

            определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

            обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — ме нее важными;

            моделировать семейный бюджет;

            работать с терминологическим словариком;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    11- 12 Экономика и экология (2 ч)

    Положительное и отрицательное воз действие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полу ченные в I—2 классах;

            характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

            раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

            обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в на стоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

            приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием эко логов;

            моделировать экологические прогнозы;

            работать с терминологическим словариком;

            работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;                                                                              

    I —  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч)

    1-3  Золотое кольцо России (3 ч)

    Золотое кольцо России — слава и гор дость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад,     Переславль-Залес-ский,  Ростов, Ярославль,  Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их до стопримечательности

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте

    России;

    рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

            узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото графиям;

            составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

            моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри мечательностей, сувениры и т. д.;

            выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    —        с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    4  Проект «Музей путешествий»

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение   заданий,   обсуждение способов и сроков работы

    В ходе выполнения проекта дети учатся:

            собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), со ставлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

            оформлять экспозицию музея;

            готовить сообщения (экскурсии по музею);

    - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

    5  Наши ближайшие соседи

    Государства, граничащие с Россией, их столицы

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их сто лицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

            обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

            выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

            работать с терминологическим словариком;

    - с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, гра ничащих с Россией;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    6  На севере Европы

    Страны   севера   Европы   (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Ислан дия),   их   столицы,   государственное устройство,   государственные   языки, флаги, достопримечательности, знаме нитые люди

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом место положения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

            соотносить государства и их флаги;

            узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её за мечательных людей;

            составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

            работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    7  Что такое Бенилюкс

    Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидер ланды, Люксембург), их столицы, госу дарственное устройство, флаги, досто примечательности

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каж дой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из пред ставителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

            составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

            описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

            выполнять задания электронного приложения к учебнику;

    —        используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фак тов по изучаемым странам;

            работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    8  В центре Европы

    Страны центра Европы: Германия, Ав стрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности,   знаменитые люди

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнит!,;

            работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположе ния страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному иЭЧ, представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;        

            узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;                

            выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

            моделировать достопримечательности из пластилина;

            работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    9  По   Франции   и   Великобритании (Франция)

    Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопри мечательности, знаменитые люди

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подгото вить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы; выступать одному из представителей группы или распреде лять материал на несколько сообщений;

            описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

            составлять вопросы для викторины о Франции;

            выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    —        в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

            работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    10  По Франции и Великобритании (Ве ликобритания)

    Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устрой ство, государственные символы, досто примечательности, знаменитые люди

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

            описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

            составлять вопросы для викторины о Великобритании;

            выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    —        в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Вели кобритании;

            работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке                                                      |

    11  На юге Европы

    Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на по литической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

            составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

            описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

            выполнять задания электронного приложения к учебнику;

    —        используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изуча емых странах;

            работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    12  По знаменитым местам мира

    Отдельные памятники архитектуры и искусства,   являющиеся   символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сид нейской оперы)

            Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

            соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

            обсуждать цели международного туризма;

            работать с картой;

            описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

            находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопри мечательностях разных стран, готовить сообщения;

            формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке

    13  Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие

    Проверка знаний и умений. Формирова ние адекватной оценки своих достижений

            Выполнять тесты с выбором ответа;

            оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

    —        адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

    14-15   Презентация проектов «Кто нас за щищает»,     «Экономика    родного края», «Музей путешествий» (2 ч)

    Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений

            Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны ми материалами;

            обсуждать выступления учащихся;

            оценивать свои достижения и достижения других учащихся

                                               ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе (Плешаков)

    № п/п

    Тема урока

    Новые понятия

    в словарик

    п/т «Про-

    верь себя»

    М-л учебника

                     

    Дата

    1

    1 четверть – 18 часов        

    Как устроен мир (6 часов)

     Природа. Разнообразие природы. Экскурсия

    Организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп

    4

    1 часть

    Стр3-9;

    2

    Человек. Человек — часть природы.

    Психология,восприятие, память, мышление, воображение

    Стр6

    стр10-15;

    3

    Проект «Богатства, отданные лю дям»

    Стр6

    4

    Общество

    Человек как член общества.

    Общество, семья, народ, гоударство

    Стр7

    16-21;

    5

    Что такое экология

    Окружающая среда, экология

    Стр8

    22-26;

    6

    Природа в опасности!

    Заповедник, национальный парк

    Стр9-10

    27-32;

    7/1

    Эта удивительная природа (18 часов)

    Тела, вещества, частицы. Опыт

    Тело, вещество, частица

    Стр12-13

    34-38;

    8/2

    Разнообразие веществ. Практ/раб

    Химия, поваренная соль, крахмал, кислота

    Стр14

    39-43;

    9/3

    Воздух и его охрана

    кислород

    Стр15

    44-48;

    10/4

    Вода. Свойства воды. Практ/раб

    фильтр

    Стр16

    49-52

    11/5

    Превращения и круговорот воды.

    Состояние, испарение, круговорот

    Стр 17

    53-56;

    12/6

    Берегите воду!

    Стр18

    57-61;

    13/7

    Как разрушаются  камни?    *

    Стр19

    62-64;

    14/8

    Что такое почва? Практ/раб

    Почва, плодородие

    Стр20

    65-70;

    15/9

    Разнообразие растений

    ботаника

    Стр21-22

    71-75;

    16/10

    Солнце, растения и мы с вами. *Связь между растениями и окружающей средой

    Стр23

    76-79;

    17/11

    Размножение и развитие растений

    Практ/раб

    опыление    

    Стр24

    80-83;

    18/12

    Охрана растений

    Стр25

    84-88;

    1/13

    2 четверть – 14 часов

    Разнообразие животного мира.

    Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

    Стр26

    89-95;

    2/14

    Кто что ест? 

    Проект «Разнообразие  природы родного края»

    Стр27

    96-99;

    3/15

    Размножение и развитие животных

    Личинка, куколка, малёк, головастик

    Стр28-29

    100-111;

    4/16

    Охрана животных

    Стр30

    112-117;

    5/17

    В царстве грибов

    Грибница, съедобные, несъёдобные грибы

    Стр31

    118-123;

    6/18

    Великий круговорот жизни * 

    Изучение нового материала

    Стр32

    124-126;

    7/1

    Мы и наше здоровье (10 часов)

    Организм человека

    Система органов

    Стр34

    127-131;

    8/2

    Органы чувств

    Обоняние, осязание

    Стр35

    132 – 135;

    9/3

    Надёжная защита организма Практ/р

    Ушиб, ожог, обмораживание

    Стр36

    Стр47

    136-139;

    10/4

    Опора тела и движение

    Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка

    Стр37

    140-143;

    11/5

    Наше питание. Проект «Школа кулинаров"

    Практ/раб

    Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система

    Стр38

    144-147;

    12/6

    Дыхание и кровообращение

    Практ/раб

    Дыхательная система, кровеносная система  

    Стр39

    148-150;

    13/7

    Умей предупреждать болезни.

    Закаливание, инфекционные болезни, аллергия

    Стр40

    151-153;

    14/8

    Здоровый образ жизни.

    3 четверть – 20 часов

    Здоровый образ жизни 

    Стр41

    154-157;

    1|9

    Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

    Стр42-48

    2|10

    Презентация проектов «Богатства, отданные   людям»,   «Разнообразие природы родного края», «Школа ку линаров»

    Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений

    3/1

    Наша безопасность (7 часов)

    Огонь, вода и газ

    диспетчер

    2 часть

    Стр4

    3-7;

    4/2

    Чтобы путь был счастливым

    Стр5

    8-13;

    5/3

    Дорожные знаки.  Экскурсия

    сервис

    Стр6

    14-17;

    6/4

    Проект «Кто нас защищает»

    7/5

    Опасные места

    Стр7

    18-22;

    8/6

    Природа и наша безопасность

    Стр8-9

    23-28;

    9/7

    Экологическая безопасность

    Практ/раб

    Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

    Стр10

    29-34;

    Чему учит экономика? (12 часов)

    10/1

    Для чего нужна экономика?

    Потребности, товары, услуги

    Стр12

    35-39;

    11/2

    Природные богатства и труд лю дей — основа экономики

    Природные богатства, капитал, труд

    Стр13

    40-47;

    12/3

    Полезные ископаемые.  Практ/раб

    Месторождение, геолог

    Стр14

    48-52;

    13/4

    Растениеводство Практ/раб

    Отрасль, растениеводство

    Стр15

    53-59;

    14/5

    Животноводство

    животноводство

    Стр16

    60-63;

    15/6

    Какая бывает промышленность?

    Добывающая, электроэнергетика, металлургия,

    машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая

    Стр17-18

    64-67;

    16/7

    Проект «Экономика родного края»

    Деньги, рубль, заработная плата

    17/8

    Что такое деньги? Практ/раб

    Стр19

    68-72;

    18/9

    Государственный бюджет

    Бюджет, доходы, расходы, налоги

    Стр20

    73-76;

    19/10

    Семейный бюджет

    Стипендия, пенсия

         Стр21

    77-80

    20/

    11

    Экономика и экология

    Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз

    Стр22

    81-86;

    1/12

    4 четверть – 16 часов

    Экономика и экология

    Стр42-44

    2/1

    Путешествие по городам и странам (15 ч)

    Золотое кольцо России

    финифть

    Стр24-25

    87-99;

    3/2

    4/3

    5/4

    Проект «Музей путешествий»

    6/5

    Наши ближайшие соседи *

    Сухопутные границы, морские границы

    Стр26-27

    100-109;

    7/6

    На севере Европы

    Скандинавские страны, фьорд, аквапарк, гейзер

    Стр28-29

    110-119;

    8/7

    Что такое Бенилюкс? *

    дамба

    Стр30-31

    120-126;

    9/8

    В центре Европы

    фиакр

    Стр32-33

    127-133;

    10/9

    Путешествие по Франции и Великобритании

    Стр34-35

    134-143;

    11/10

    12/11

    На юге Европы

    Стр36-37

    144-150;

    13/12

    По знаменитым местам мира

    38-39

    45-47

    151-155;

    14/13

    Проверим себя и оценим свои до стижения за второе полугодие

    15/14-16/15

    Презентация проектов «Кто нас за щищает»,     «Экономика    родного края», «Музей путешествий» (2 ч)

    Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекват ной оценки своих достижений


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

    Аннотация (краткое описание помещаемого материала) ...

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

    Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перс...

    Презентация к уроку по теме "Дружба". ОРКСЭ. 4 класс.

    Данную презентацию можно использовать как на уроке "Основы светской этики", так и во внеклассной работе....

    Годовой план работы учителя-логопеда

    Предлагаю Вашему вниманию годовой план работы школьного учителя-логопеда....

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

    Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перс...

    Урок по окружающему миру "Наша природа" 1 класс.

     Урок открытия нового знания "Наша природа".Предназначен для учащихся 1 класса. Природа живая и неживая. Животные.П...

    The Past Simple Tense.(Простое прошедшее время).

    Данный материал доступен для учащихся...

    Разработка урока по теме "Дружба" . Предмет ОРКСЭ. 4класс.

    Данную разработку можно использовать на уроке "Основы светской этики" в 4 классе....

    Внеклассное мероприятие «Будущие защитники».

    Внеклассное мероприятие,посвященное Дню защитника Отечества....