урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

урок окружающего мира 4 класс "Время рыцарей и замков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_4a.doc119.5 КБ
Microsoft Office document icon pugovica.doc521 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

Образовательные: закрепить знания учащихся  об образе жизни, науке, культуре

       и достижениях народов Древнего мира;

 формировать представление учащихся о Средневековье;       познакомить с сохранившимися до наших дней религиями,

       с рыцарством и замками;

Развивающие:  развивать наблюдательность, произвольное внимание, творческое мышление, память, познавательный интерес; расширить кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории,  уважительное отношение к религиозным воззрениям других народов,  такие качества характера, как благородство, желание защитить слабого.

Учебно-методическое обеспечение: Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2ч.   Ч.2./А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Оборудование: Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация. (Приложение), картинки с изображением рыцаря,замка, пуговицы, часов, очков.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

На доске прикреплено изображени рыцаря, замка, очков, пуговицы, часов.

Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!

2.Сообщение темы и целей урока.

 - Сегодня мы с вами узнаем, какой период в истории человечества называется СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (слайд1), узнаем какие города возникли в этот период, какие изобретения, важные для человечества , какие мировые  рилигии распространились тоже в период средневековья. (Слайд2)

А ещё мы ответим на вопрос «Кто такие рыцари?», как  и где они жили, кто мог стать рыцарем.

Мы будем развивать наблюдательность, творческое мышление, память, воспитывать интерес к истории, чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

- Посмотрите на предметы, изображения которых вы видите на доске и скажите мне, почему они здесь появились?

Именно все эти предметы появились в средние века.

Но прежде чем перейти к новой теме, я хочу проверить, хорошо ли узнали мир древности.

3.Проверка домашнего задания. Работа в парах.

Я приготовила для вас кроссворд, верно разгадав который вы раскроете тему урока. (слайд 3)

Учащиеся в парах разгадывают кроссворд, который приведёт их к теме урока. (кроссворд приложение 1)


По горизонтали:

1. Главная площадь Рима, ставшая со временем центром общественной и политической жизни.( Форум)

6. Особый знак египтян для письма. (иероглиф)

9.Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте (саркофаг)

10. На берегах этой реки возникло Египетское государство (Нил).

11. Столица Греции. (Афины)

13. Как называлось в Древнем Египте тело, обмотанное бинтами? (мумия).

14. Один из городов мира, получивший название «вечный город» (Рим).

По вертикали:

2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города (Акрополь).

3. Гробница фараона в Древнем Египте (пирамида).

4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида (Хеопс).

5. Существо с телом льва и головой человека, “охраняющее” гробницы египетских фараонов (сфинкс).

7. . Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать (Тот)

8. Как назывался царь в Древнем Египте? (фараон)

12. При извержении этого вулкана был погребён город Помпеи (Везувий).

4.Работа по теме.

Заполните цветовую диаграмму соответствующими буквами из кроссворда и прочитайте тему нашего урока. (слайд 4  - 5)

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

V ВЕК-XVВЕК

(на доске прикреплены карточки, переворачиваются по ходу рассказа)

Началом Средневековья принято считать 476 год. Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали больше обрабатывать земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, - которых раньше не знали: рис, чай и кофе, картофель, апельсины, помидоры. В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Мореплаватели открыли Америку и Австралию. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва, которые существуют и поныне. (слайды 6 – 9)

ФИЗ. МИНУТКА

 Работа по группам. (работа с учебником)

Учащиеся делятся на три группы повторяется устав групповой работы презентация слайд  10  и каждая группа получает задания. (Задания для групп в приложении2) (слайд 11)

На подготовку к ответу даётся 5 -7 минут, а затем 1 выступающий даёт ответы на вопросы.

Проверка работы группы 1.

- А сейчас с помощью презентации мы проверим, правы вы или нет.

Учитель демонстрирует слайды  12 – 17.

В средние века люди старались осмысливать то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей.

И эти силы они приписывали богам. И вера в бога называлась религией.

Посмотрите на карту, территория огромная, много государств, население разнообразное. Люди разных стран верили в разных богов. Стали всё шире распространятся три основные религии.

Так в Средневековье по всей Европе распространяется христианство. (слайд 12- 13)

Люди верили в бога Иисуса Христа, который учил людей любить друг друга, молиться и верить в бога. Христиане посещают церкви.

На Ближнем Востоке возникла другая вера – ислам. Она призывает слушаться Аллаха. Молясь, соблюдать пост (не употреблять пищу некоторое время). Те, кто верит, называются – мусульмане. Молятся 5 раз в день своему богу Аллаху в мечетях. (слайды 14 -15)

В Китае, Японии – возник буддизм. Те, кто верят в это учение называются буддистами. Они говорят, что надо отказываться от роскоши и вести себя скромно. Они верят, что человек живёт на Земле не один раз. Поклоняются основателю этой религии – Будде, посещают буддистские храмы. (слайды 16 – 17)

- Ребята, а как вы думаете, русские люди придерживаются какой веры? (христианство)

Проверка работы группы 2.

Учитель демонстрирует слайды  18 – 25.

Именно из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь.

- Подумайте и скажите, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем?

“Рыцарь-это смелый, благородный человек. Рыцарь - это самоотверженный, безупречный человек”. (С.И. Ожегов Словарь русского языка). Вы правы в наше время рыцарем можно назвать благородного, смелого, безупречного человека. А в средние века - это тяжеловооруженный конный воин, для которого считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. (слайд 18)

В средние века рыцарем мог стать не каждый человек, а только люди “ благородного” происхождения, богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы. Для того чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил.  (слайд 19)

К военной службе рыцари готовились с детства.В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных землевладельцев. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным. (слайд21)

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря.

И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или по щеке. (слайд22) Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был её знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак которой он носил. (слайд  23)

- Какое место выбирали для строительства замков? (высокий холм, обрывистый утёс, остров посреди реки)

- А для чего проводились рыцарские турниры? (для развлечений) (слайд 24, 25)

- Чем занимались обитатели замков? (хозяин охотился, принимал гостей, устраивал балы, женщины занимались рукоделием)

Проверка работы группы 3.

Демонстрация слайда 26.

Первый печатный станок изобрёл немец Иоганн Гутенберг.

Он предложил использоватьбуквы- литеры. Годом рождения книгопечатания считается  1445год.

Закрепление.

Тесты слайды 27 – 28.

5. Домашнее задание (слайд 29)

 стр.15-19 читать, Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 15-21).

 Раскрасить средневекового рыцаря

6. Итог урока. Рефлексия.

- В какой исторической эпохе мы побывали?

- Что узнали о Средневековье?

- Что по–вашему, было интересным на уроке?

- Оцените свою работу на уроке, кто очень хорошо потрудился? Кому надо быть активнее?

- Возьмите в руки изображение рыцаря и те, кому урок понравился раскрасит перья на шлеме в красный цвет, те у кого остались вопросы – в зелёный, а те кому не понравился урок, кто ничего не понял и не узнал ничего нового в синий.    Молодцы! Урок окончен, спасибо за работу.


Группа1. заполнить таблицу «Мировые рилигии», прочитав материал учебника с. 16-17.

  1. Какие религии возникли в эту эпоху?
  2. Какая рилигия распространилась в Европе? Какая   на Ближнем Востоке? Какая в Индии?
  3. Как назывались здания для молитв?

Европа

Б.Восток

Индия

 

 

 


Группа 2. Прочитайте учебник с. 18 – 19 и ответьте письменно на вопросы в таблице.

1.Кто такой рыцарь?

2.Где жили рыцари?

3.Где строились замки?

4.Чем занимались жители замка?


Группа 3.  Прочитайте учебник с. 20 и дайте письменно ответы на вопросы в таблице.

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Кто первым нашел способ создать книгу?

  1. Что этот человек предложил использовать?

  1. Как назывались металлические буквы?

  1. Какой год считается годом рождения книгопечатания?



Группа 4.

Ы

С

А

Ч

У

Н

Г

Л

Б

Я

Ш

П

В

И

И

Н

Ф

Ь

О

И

Н

Е

Э

А

С

Р

О

К

М

Х

Р

Ф

О

Р

И

Н

В

Т

С

Х

Ъ

Ю

о

л

ы

м

К

И

Ь

Е

К

А

Е

И

А

Ц

Л

О

Я

Ш

Ж

В

И

И

Ч

Ф

Я

У

И

В

С

К

А

С

Р

О

О

В

И

Л

К

А

Р

Г

Н

Р

Т

С

Х

Ъ

У

К

А

А

Л

К

И

П

Найдите в этих двух таблицах 8  слов, обозначающих предметы, изобретённые в  период Средневековья.  Точка показывает начало слова. Раскрасьте  их разными цветами. Запишите в столбик.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


Ы

С

А

О

Ч

К

И

О

Б

Я

Ш

П

В

И

Л

Н

О

Г

У

П

Н

Ы

Э

В

С

Р

О

К

М

Х

П

Ф

О

Р

И

Н

Р

Ц

С

Х

Ъ

Ю

К

А

А

Л

К

И

Ь

По горизонтали:

1. Главная площадь Рима, ставшая со временем центром общественной и политической жизни.( Форум)

6. Особый знак египтян для письма. (иероглиф)

9.Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте (саркофаг)

10. На берегах этой реки возникло Египетское государство (Нил).

11. Столица Греции. (Афины)

13. Как называлось в Древнем Египте тело, обмотанное бинтами? (мумия).

14. Один из городов мира, получивший название «вечный город» (Рим).

По вертикали:

2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города (Акрополь).

3. Гробница фараона в Древнем Египте (пирамида).

4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида (Хеопс).

5. Существо с телом льва и головой человека, “охраняющее” гробницы египетских фараонов (сфинкс).

7. . Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать (Тот)

8. Как назывался царь в Древнем Египте? (фараон)

12. При извержении этого вулкана был погребён город Помпеи (Везувий).

Конспект урока  окружающего мира

по теме  «Средневековье.

Время рыцарей и замков».

Дата проведения:  12.03. 2012г.

4 а класс

Учитель Кузнецова Н.В.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...


 

Комментарии

Уважаемая Надежда Вадимовна, урок замечательный. Интересный материал, много разнообразных заданий и форм работы. А где то можно посмотреть презентацию к этому уроку? С уважением, А.Комарова