Мастер-класс окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Крутько Вера Ивановна

Урок окружающего мира по теме "Превращения и круговорот воды в природе" 3 класс УМК школа России.(+ презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass_okruzhayushchiy_mir.zip1.47 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 4»

Урок окружающего мира

по теме

« Превращения и круговорот

воды в природе.

Три состояния воды»

3 класс

Проведен учителем

начальных классов

Крутько В.И.

 3  класс

Тема:    Превращения и круговорот воды в природе.

             Три состояния воды

Цели урока:

  1. формировать  у детей представление о круговороте воды и превращениях воды (переходе из одного состояния в другое) как важнейших явлениях природы.
  2. формировать знания об экологической целостности природы;
  3. развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  4. расширять словарный запас учащихся;
  5. воспитывать  бережное отношение к воде.

Оборудование:

  1. схема “Круговорот воды в природе”, карточки “ВОДА”, “ЛЕД”, “ПАР”, изображения айсберга, тумана, снега, льда, зимнего окна, моря, снежинок, схемы расположения частиц в веществах;
  2. CD-диск “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”.
  3. для опыта: спиртовка, колба с водой, блюдце со льдом.
  4. доклады учащихся по теме;
  5. сочинения учащихся “Путешествие капельки”.

Ход урока.

  1. Психологический настрой. Орг. момент.

Доброе утро, ребята! Говорят, как начнёшь день, таким он будет до вечера. Так пусть же сегодняшний день будет плодотворным, полным незабываемых встреч и событий.

                2.  Постановка целей и задач

Учит: Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы сейчас услышим в этих звуках. (Звучит музыка журчание воды)

-Кто поёт эту хрустальную песню? (вода).

- Молодцы. Правильно. Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о воде.

CD-диск: слайд 1-2

- Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды, узнаем, где мы можем встретить воду.

-Так какова тема сегодняшнего урока?

Учен. Тема нашего урока “Превращения и круговорот воды”.

                 3. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальная работа. Карточки заданий

КАРТОЧКА № 1

Вставь слова:

Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________.

В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.

КАРТОЧКА № 2

Какие свойства не имеет вода? (Обведи ответ в кружок)

  1. Без цвета.
  2. Имеет запах.
  3. Расширяется при нагревании.
  4. Сжимается при охлаждении.
  5. Хороший растворитель.
  6. Прозрачность.
  7. Текучесть.

КАРТОЧКА № 3

Опытным путем докажи, что вода – хороший растворитель.

2. Тест: Свойства воды и воздуха. (Проводит подготовленный ученик, вопросы  отпечатанные на листах вывешиваются на доске, дети ставят цифры в индивидуальных карточках)

Воздух

Вода

  1. Без цвета
  2. Не имеет запаха
  3. Расширяется при нагревании
  4. Сжимается при охлаждении
  5. Растворитель
  6. Плохо проводит тепло
  7. Прозрачность
  8. Текучесть                                   Взаимопроверка в парах. Ответы на доске.

                4. Физкультминутка  (стоя)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться,

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем,

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Учит:. -  Какие свойства воды мы подтвердили в физкультминутке?  (растворитель, текучесть)

-  Так в чем же сходство, а в чем различие свойств воздуха и воды

  5. Подготовка к усвоению новых знаний. 

- Отгадайте загадки. CD-диск: слайд 3-14

По мере отгадывания загадок на доске появляются картинки: море, лед, снег, иней на окне, снежинки, туман.

- Что объединяет все загадки? ( ответы – это вода.  Вода в природе бывает в трех состояниях  –  жидком, твердом, газообразном)  CD-диск: слайд 15.  На доске схема:

- Распределите картинки в соответствии с состоянием воды, изображенном на них.

- А теперь давайте вспомним, как расположены частицы в веществах. Прикрепите схемы расположения частиц в соответствии с состоянием вещества.  (Схемы развешены  в классе, дети отыскивают их и прикрепляют к доске)



     

5.  Изучение нового материала. 

Учит: - Но вода не находится постоянно в одном состоянии: она переходит из одного состояния в другое.

CD-диск: слайд 16-22.

Учит:  - Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Это снег, лед, град)

Доклад учащегося “Ледяные бродяги”

Слово “айсберг” означает “ледяная гора”. И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров.

Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной.

Откуда же берутся в соленом море эти громады льда? Они постепенно сползают с антарктических материков или островов, где котятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

Учит: - Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Море, океан, река, дождь)

CD-диск: слайд 23-26.

Доклад учащегося “Вода – уникальное вещество”.

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий.

При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение (вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара), конденсация (водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние), замерзание (жидкая вода превращается в снег, лед), индевение (образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние), возгонка (переход твердой воды в газообразную).

Учит: - Отгадайте загадку. CD-диск: слайд 27-28. (Туман)

Доклад учащегося “Что такое туман?”.

Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.

Учит: - Отгадайте еще одну загадку: CD-диск: слайд 29-32.

Учит: - При каком условии происходят превращения воды? (При изменениях температуры)

Учит: - Расположите таблички рядом с термометром:

CD-диск: слайд 33.

         6.Первичная проверка усвоения знаний, закрепление знаний.

- Итак, подведем итог: CD-диск: слайд 34.

            7. Физкультминутка (играет музыка, передающая шум воды)

Очень всем нужна вода!
Делай, раз и делай, два
Звери у ручья напились,
Влево вправо наклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши,
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!

              8. Изучение нового материала (продолжение).

- Давайте проведем опыт. Нагреваем колбу с водой. Что происходит? (Вода закипает, переходит из жидкого состояния в газообразное). Что для этого нужно? (Высокая температура). Теперь над колбой подержим блюдце со льдом. Что заметили? (На дне блюдца образовались капельки). Почему? (Под действием низкой температуры частицы воды собираются в капли. Вода переходит из газообразного состояния в жидкое). Как можно назвать весь процесс? (Круговорот воды). Круговорот воды происходит и в природе. (На доске схема круговорота воды в природе)

CD-диск: слайд 35-40.

            9. Первичная проверка усвоения знаний, закрепление знаний. 

- Итак, как же происходит круговорот воды в природе?

CD-диск: слайд 41. Опрос 2-3 учащихся.

Учит: - Одним из домашних заданий предыдущего урока было написать сочинение “Путешествие капельки” и подготовить презентацию. Давайте послушаем некоторые из них. (чтение сочинений 2 учащимися) и просмотр презентации

                     10.  Итог урока

 О каких трех состояниях воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. В природе вода совершает постоянный круговорот)

- При каком условии вода переходит из одного состояния в другое? (Температура окружающей среды).

Кроссворд. (Проводит ученик, кроссворд у каждого учащегося)

1. Газообразное состояние воды.
2. Твердое состояние воды.
3. Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки.
4. Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет.
5. Хоть мала я, но взгляни: весь мир в себе я отражаю.
6. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала.
7. Утром над рекой поднимается.
8. Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою.

Взаимопроверка.

Это свойство не простое,
Это свойство круговое.
Сверху вниз и снизу вверх,
Ждет дорожка капель всех.

- Что это?

(Круговорот воды)

Учит:  - Многие люди посвятили воде свои высказывания:

ВОДА! ТЕБЯ НЕВОЗМОЖНО ОПИСАТЬ,
ТОБОЙ НАСЛАЖДАЮТСЯ,
НЕ ВЕДАЯ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ!
МАЛО СКАЗАТЬ, ЧТО ТЫ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ЖИЗНИ:
ТЫ САМА
ЖИЗНЬ!

Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы понимаете эти слова? Хорошо осмыслить и понять их поможет стихотворение, которое прочитает ваш товарищ.

Не умыться не напиться

Чтобы лился дождик с неба,

Без воды,

Чтоб росли колосья хлеба,

Листику не распуститься

Чтобы плыли корабли,

Без воды,

Чтоб варились кисели

Птица, зверь и человек

Чтобы не было беды –

Без воды не могут

Жить нельзя нам без воды

И поэтому всегда

 

Всем везде нужна вода!

 

   Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.

Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!

Посмотрите на эти экологические знаки:

Учит:- К процессу круговорота люди настолько привыкли, что даже не всегда задумываются над его ролью в природе. Для того, чтобы оценить значение этого явления природы, представим, что он вдруг прекратился. И невольно рисуются мрачные картины.

- Какие картины рисует ваше воображение? Что же произойдёт вокруг? (Учащиеся высказывают свои предположения).

- Мир погибнет. Чтобы этого не допустить человек должен беречь природу.

- Чем непосредственно мы можем помочь в решении этой проблемы? (Почистить родник, экономить воду, не загрязнять водоёмы и т. д.)

- Какие реки, озёра нашего края вы знаете? Представьте, что может случиться с ними, если остановится процесс круговорота воды.

  11. Домашнее задание (дифференцированно)

  1. выучить  § учебника
  2. по выбору

-составить рассказ о том, что случилось бы с нашей речкой, если бы перестал существовать круговорот,

-придумать и нарисовать свои экологические знаки о сбережении воды.

Выставление оценок.

    12. Рефлексия.   Закончите фразы:

1.  Наш урок подошёл к концу …

2. Первое, что я хочу сказать …

3. Сегодня я узнал(а) для себя много нового …

4. За время урока я обогатил(а) свои знания …

5. Для меня эти минуты стали …

В заключение учитель раздает буклеты по теме.

 Сочинение “Кругосветное путешествие Капельки”.

Жила – была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир. Пригрело как-то яркое солнышко. Вот  наша Капелька  и устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несёт её всё дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их  стало  целое облако. А сестрички-капли всё прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку. Пошел дождь. И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадёт, где ещё побывает и что нового увидит. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в этот понравившийся  ей путь.

Сказка «Зайчик – попрыгайчик  и  капелька»

Жил–был Зайчик–попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику–попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.

–Чего пригорюнился, Зайчик–попрыгайчик? – раздался веселый голос.

Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

–Эй!  Зайчик–попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам  Попрыгайчик и опять никого не увидел.

– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

Смотрит Зайчик–попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.

– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

– Давай, – согласился с радостью Зайчик–попрыгайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик–попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.

Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.

– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.

Пригорюнился зайчик и сел под дубом.

– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.

– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.

– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.

– Конечно, – обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.

– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.

– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

– Как же так? – увидимся зайчик.

– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.

– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!

– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!”

Сказка «Подружки-Капельки».

   Жила я, маленькая Капелька, когда-то в большой реке. Вместе с подружками любила играть под лучами ласкового тёплого солнышка. Мы водили хоровод, играли в игры и весело смеялись. Но вдруг невидимая сила подхватила нас и понесла вверх к облакам. Наверху мы встретили таких же как мы жителей нашей реки, но почему-то солнце не грело нас и мы, чтобы не замерзнуть стали прижиматься друг к другу. Образовалась большая туча.… Подул ветер, я не удержалась и полетела вниз. К моему удивлению, я очутилась в родной реке в кругу друзей. Это путешествие мне очень понравилось. Я с нетерпением ждала солнечного дня. Мне хотелось повторить свое путешествие.

Сочинение «Путешествие капельки».

     Закрыла тучка солнышко, и вскоре пошёл дождь. Весело смеясь, летели капельки – подружки с неба на землю. Одна упала на заснеженную вершину высокой горы, где было очень холодно, и замёрзла, превратившись в снежинку. Другая упала на зелёный луг, омыла тонкий стебелёк и просочилась в землю. Третья – плюхнулась в ручеёк и потекла по течению.

     В это время выглянуло солнышко, стало припекать. Та капелька, которая стала снежинкой, опять растаяла и устремилась вниз по склону горы к речке. Та, что просочилась под землю, прошла через рыхлую почву, через мелкую гальку, через зернистый песок и остановилась возле плотной глины. Не стала спорить капелька с ней и побежала к выходу из земли – к родничку. Выскочила и устремилась к речке. Там, где стекается множество ручейков, образуется река. Там и встретились капельки подружки. Радостные они поспешили к океану. А в огромном океане шум и гам – миллиарды капелек со всего света встретились и рассказывали друг другу о своих приключениях. Не заметили они, как опять стало пригревать солнышко, и им вновь захотелось подняться вверх, чтобы оттуда опять упасть вниз и продолжить свои путешествия. И так происходит изо дня в день из года в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу по окружающему миру в 1 классе по теме "Части растений"

Этот материал знакомит учащихся с частями растений, воспитывает в детях доброе отношение ко всему живому, экологическое воспитание. Дети сами открывают тему для себя на примере других растений показыв...

Мастер-класс по окружающему миру. 2 класс.

Метод проектов. Защита проектов по теме "Жизнь леса"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер-класс по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"

Системно-деятельностный подход-основа реализации стандартов нового поколения.Данный мастер-класс построен с использованием деятельностного подхода в учебном процессе....

Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».

В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой  работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...

Мастер-класс по окружающему миру . Тема "Птичьи секреты" 2 класс. "Перспектива" Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4

Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.-  Регулятивные УУД: умен...

Мастер класс по окружающему миру "Домашние опасности 2 класс"

Мастер класс по окружающему миру "Домашние опасности"...