Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Бричик Галина Вячеславна

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.

Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_okruzhayushchego_mira_v_3__klasse.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.

Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Цель:

Относительно учащихся:

         Научиться распознавать основные признаки наступления зимы; закрепить знания о зимних явлениях в природе; научиться устанавливать причины и следствия природных явлений.

 Относительно педагога: 

         Провести наблюдение за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях и  многогранностей зимних явлений в природе и жизни человека, отображение этих процессов в естествознании, живописи, музыке,  литературе.

Совместные цели для педагога и учащихся:

       Проведение урока с обоюдным интересом; обсудить основные изменения в неживой природе зимой.

Образовательные результаты:

-   повышение уровня знаний по предмету

-   развитие речи

- рост познавательного интереса, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во вне урочное время

-  включение учащихся в творческую деятельность.

Задачи:

  1. Дать естественнонаучную характеристику зимних явлений в природе.
  2. Познакомить учащихся с основными признаками в неживой природе:

- уменьшение продолжительности светового дня;

- понижение температуры воздуха;

- появление устойчивого снежного покрова;

- замерзание водоемов, почвы;

3. Дать представление о таких зимних явлениях как гололедица (И.Дик «Красные яблоки»), «узоры» на стеклах (стихотворение И.Бунина «На окне, серебристом от инея…»

4. Развивать наблюдательность (анализ картин Левитан «Февраль», С.Крылов «Зима»), воображение, речь (восстановление неполного текста, подготовка сообщений, анализ стихотворения И.Бунина «Первый снег», подбор слов – описание полета снежинок, обсуждение «своих» названий зимних месяцев).

5. Воспитывать любовь и уважение к природе.

Литература: И.Бунин «Первый снег», «На окне, серебристом от инея…»; В.Бианки «Лесная газета»; А.Фет «Чудная картина»; И.Дик «Красные яблоки».

Естествознание : учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс (1-4),

1 часть (133 – 137 стр.)

ИЗО: Левитан «Февраль», С.Крылов «Зима»; рисование снежинок.

Музыка: В.Агафонников «Сани с колокольчиками» (грамзапись).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

       Звучит музыка В.Агафонникова «Сани с колокольчиками»

     - Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.

                          Все кругом бело – синее,

Все в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней

II    Сообщение темы урока

        Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях которые происходят с наступлением зимы в неживой природе. Для этого следует восстановить часть стихотворения А.А.Фета, в котором автор описал картину природы.

                       ……         картина,

                       Как ты мне родна:

                       … ..         равнина,

                       ……             луна.

                      Свет с небес …..

                      И …..              снег

                      И саней       …….

                     ………             бег.

- Какую картину рисует вам ваше воображение? Какие воспоминания автор описывает в этой картине? Почему? Возможно ли одним словом описать в целом увиденную картину? (Чудесная, чудная, прекрасная) Какого цвета равнина? (Белая) Почему вы так решили? Какая может быть ночь? (Светлая) Какая луна в светлую ночь? (Полная) Какие небеса в светлую ночь? (Высокие) Луна освещает снег. Какой он? (Искрящийся, блестящий, серебристый)

- Прочитайте теперь стихотворение.

- Какое у вас возникло настроение? Как это настроение можно выразить в музыке? А каком времени года идет речь?

III   Изучение нового материала.

- В России зима – самое продолжительное время года.

       Какие изменения происходящие с неживой природой, вы заметили? Как изменилась продолжительность дня? Какое небо? Какое солнце? Как изменилась температура воздуха? (сравните с осенью)

        Как изменились осадки с наступлением зимы? Когда выпал первый снег? Установился ли снежный покров? Что произошло с почвой? Что происходит с водой на водоемах?

Вывод:

       Зимой дни стали короче, понизилась температура воздуха, деревья и почва покрыты снегом, небо серое и низкое, солнце показывается не на долго, река скована льдом.

        Какие месяцы называют зимними? (трое учащихся рассказывают сообщения о зимних месяцах.) Задача детей определить, о каком месяце идет речь.

1 ученик.

        Месяц студень. Он год кончает, зиму начинает. В этом месяце частые, обильные снегопады, бывают колючие морозы. Замерзают водоемы. Озера большие покрываются льдом обычно в середине месяца. А не большие озера и спокойные реки мороз сковывает на много раньше. За то порожистые реки, подземные ключи еще долго с ними спорят. Не которые из них так и не замерзают. Солнце почти не показывается, а если выглянет, то поднимается не высоко. Серое, скучное небо. Все короче и темнее дни. Самый короткий день 22 числа.

Учитель:

 – Какой это месяц? Какие его основные приметы?

2 ученик.

        Как ни лютует стужа, солнце уже повернуло на лето. Ветвям деревьев зимой холодно, они становятся хрупкими от мороза. Бывает сильный мороз заденешь их случайно, а они ломаются. Зато растениям по снегом стужа не почем. Они надежно укрыты снежной шубой. Мягкий, пушистый снег спасает от мороза не только растения. Он – друг и защитник многих животных. Каким будет этот месяц, можно определить по приметам. Замечено, что если вороны и галки кричат, значит скоро пойдет снег.

Учитель:

 – Какой это месяц? По каким приметам вы определили?

3 ученик

       Это самый холодный месяц в Сибири. Лед растет на реках. Снег скрепит под ногами, по ночам от стужи растрескиваются стволы деревьев. Но днем начинает пригревать солнце. Наступила трудная пора для птиц и лесных зверей. Если не подкормить животных в это время, то весной можно многих недосчитаться. До тепла еще далеко, но не за горами первая весенняя песня большой синицы.

Учитель:

 – Какой это месяц? Почему? Чем он отличается от двух предыдущих?

 А какие существуют народные названия зимних месяцев? ( декабрь – студень, стужайло, ветрозим; январь – зимы государь, сечень, трескун, снеговик, просинец, мотовей; февраль – перезимок, бокогрей.)

       Придумайте свои названия этим месяцем.

       Вспомните, как называется целый раздел уроков чтения, где изучали тему «Зима»? многие поэты, писатели, художники и композиторы воспевали это явление природы в своих произведениях.

       Прослушайте стихотворение И.Бунина «Первый снег.» и постарайтесь представить себе эту картину природы.

Первый снег.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглись

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

                                    И. Бунин

- Когда это бывает – «зимним холодом пахнуло?»

- Что такое «пурпур»?

- Как изменилось состояния погоды в сравнении с первой строфой?

- Почему сад «пустынный»? с чем сравнивается поле? О чем говорят две последние строчки? О чем это стихотворение? Каким настроение проникнуты эти строки? Какие картины вы нарисовали бы к этому стихотворении? Какие краски вам понадобятся? Какие слова в тексте помогут вам правильно их выбрать?

IY Физ. минутка.

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос,

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движение руками)

       И так, зима. Идет снег. Очень интересно наблюдать за снегом и снегопадом. С неба снег падает по – разному. Вскинь голову вверх, и кажется, что с облаков срываются клочья ваты. Это снежинки, слипшиеся на лету. Как их называют? (Хлопья.) а приходилось ли вам видеть снег, которому лицо не подставишь? Твердые, белые шарики больно секут лоб, щеки. Как называется это состояние снега? (Крупка.) а как называют чистый, только что запорошивший землю снег? (Пороша.) и на земле снег лежит по- разному. Идешь по улице, а у ног снег, подгоняемый ветром, струится, течет по земле. Как он называется? (Метель, поземка). Если же сильный ветер кружит, вьет в воздухе снег – это… (Вьюга.) а как же называется твердый снег, в котором не проваливается нога? (Наст.)

Вывод:

       Когда же снег бывает  «колючим», «мягким»? С чем это связано? (Состояние осадков зависит от температуры воздуха.) какими же словами можно назвать снег? (Хлопья, крупка, пороша, метель – поземка, вьюга, наст.)

       Приходилось ли вам наблюдать оттепель? С какими изменениями в неживой природе связано наступление оттепели? Какие осадки возможны в этот день? (снег, снег с дождем, дождь.)

       Что произойдет, если после оттепели резко ударят морозы? (Гололед.) разберем по составу это слово. Подберите к нему однокоренные слова.

       Посмотрите на окна в нашем классе. Что вы видите? От куда же появились эти узоры? Происходит это так. Теплые пары воды, которые есть в воздухе комнаты, соприкасаются с холодным стеклом и превращаются в кристаллики льда. На стеклах всегда есть не ровности, царапины, пылинки. На них и оседают ледяные кристаллики. И образуются белые рисунки. В виде чего они могут быть (деревья, травы, цветы, горы.)

Y Закрепление. Детям предлагается самостоятельно разгадать кроссворд

Кроссворд «Неживая природа зимой»

1

                                                                        2

3

4

5

7

6

8

По горизонтали:

2.Обильное выпадение снега называют… 4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

8.    Тройка – тройка прилетела,

            Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

     По вертикали:

1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела – весь свет одела. 5. О чем эти пословицы: «Сам не бежит, а стоять не велит», «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Без рук, без топорища выстроил мостище», «Без рук рисует, без зубов кусает». 7. Снегопад при сильном ветре называется…

Ответы: ( по горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима.

                 по вертикали: 1. Гололедица, 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.)

YI. Работа по картине.

 - Рассмотрите картины. (Левитан «Февраль», С.Крылов «Зима»; )

        Попробуйте определить какой зимний месяц изображен на каждой из них. По каким признакам вам удалось это сделать? Какими красками нарисованы картины? Какие чувства они у вас вызывают? Какая картина вам ближе по духу? Почему?

-  Какие произошли изменения в природе с приходом зимы? Сравните свой вывод с выводом на стр.132 учебника.

YII  Итог урока.

- Какие зимние месяцы вы знаете? Какие народные названия их вы запомнили? Как по разному называют снег? Почему многие художники, поэты, композиторы воспевали зиму в своих произведениях?

- Дома вам нужно будет написать стихотворение о зиме, по этому давайте потренируемся рифмовать слова:

Слезинка – тропинка.

Пришла – залила.

YIII  Дом.задание.

     Написать стихотворение «Первый снег», продолжать свои наблюдения за снегом.