пояснительная записка по окр.миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов
статья по окружающему миру (4 класс) по теме

Старостина Наталья Александровна

школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapiska_okr_mir.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) разработана в соответствии с:

  1. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
  2. примерной программой начального образования по чтению базового уровня.  

Количество часов: в неделю - 2 часа (в соответствии с учебным планом гимназии), всего за год - 68 часа (в соответствии с годовым календарным учебным графиком).

УМК

Учебник:  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин

Рабочая тетрадь: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин

Пояснительная записка

Главная цель  учебного предмета окружающего мира и ОБЖ 4 класс:

  1. Формирование социального опыта школьника

Задачи:

  1.  осознания элементарно  взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»
  2. Восприятие отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
  3. Понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей; освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамически развивающемся мире;
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ;
  5. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  6. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных методов, знаний и умений
  7. формирование ключевых компетентностей - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных наний и умений, а также полученной  информации

В календарно-тематическое планирование рабочей программы были внесены изменения.

В курс 4 класса введены следующие темы:

 «Город, в котором мы живем,опасные ситуации

«Правила поведения на улице»,

«Транспорт и дорожное движение»,

«Мы-пассажиры»,

 «Дорожные знаки»,

«Светофор-наш друг»,

«Дорожно-транспортные происшествия»

«Велосипедист-водитель ТС»

«Дети и  проблемы дорожной безопасности»

«Законы дорожного движения»

Так  как изучение раздела «Основы безопасности жизнедеятельности» предусматривается в ФК ГСОО  и примерной программе. На этот раздел выделено 10 часов. В рабочей программе также выделено время для обобщающего повторения отдельных тем.

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

  1. технологии развивающего обучения,
  2. технология информационно – коммуникативного обучения,
  3. технология личностно-ориентированного развивающего обучения,
  4. коммуникативно-развивающая технология,
  5. технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Методы обучения.

  1. методы организации и осуществления образовательной деятельности.
  2. методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
  3. методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности

Средства обучения:

  1. комплект наглядных пособий
  2. УМК по окружащему миру;
  3. Рабочая тетрадь. 4 кл. - М.: Дрофа, 2011;
  4. информационно-коммуникационные средства обучения;
  5. технические средства обучения;
  6. библиотечный фонд
  7. Содержание программы

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (13 ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление легких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (2 ч)

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнем и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (10 ч)

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяет увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, ее свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение изученного материала – 7 ч.

Часы по выбору учителя – 2 ч.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч)

Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек, вне человеческого общения. Основные психологические отличия человека от животных.

Основные качества личности. Роль сознания и воли в поведении человека.

Эмоции – их значение для человека и правила их проявления.

Отличия чувств от эмоций. Роль эмоциональных состояний в поведении человека. Настроение. Тревожность.

Что такое характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Человек и общество (4 ч)

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.

Человек и история человечества (5 ч)

История человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Человек и многоликое человечество (3–4 ч)

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира – религии, распространившиеся во многих народах мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч)

Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Организация Объединенных Наций – как сообщество почти всех государств планеты. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.

Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Повторение изученного материала – 6 ч.

Часы по выбору учителя – 6 ч.

Требования к уровню подготовки.

1) знать (приводить примеры):

признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

—  основные органы и системы органов человека и их функции;

— правила здорового образа жизни;

— права гражданина и ребенка в России;

—  основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

— народы, населяющие Россию;

2) различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры;

— искусственные тела (изделия) и тела природы;

— полезные и вредные привычки;

—   эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

— события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

—  раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

— применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

— узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

— составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

—  объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

— в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

— работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

телефоны служб спасения;

правила поведения в экстремальных ситуациях;

переходить улицу, соблюдая правила дорожного движения;

дорожные знаки, знаки регулировщика;

правила безопасной езды на велосипеде.

—признаки живого организма;

—основные органы и системы органов человека и их функции;

—правила здорового образа жизни;

—основных правителей Российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

Уметь:

– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

– объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

– ухаживать за своим телом;

– составлять правильный режим дня;

– оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  1. выявления и объяснения  аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. нахождения и применения  информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета; правильной оценки событий жизни,
  3. понимания важности изучения материала в условиях глобализации, различных видов человеческого общения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

  1. умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
  2. определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
  3. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,;
  4. обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
  5. владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Дополнительная литература для учителя:

Дополнительная литература для ученика:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по окружающему миру

Пояснительная записка по окружающему миру УМК  "Школа 2100"...

Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ

Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....