Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Соколова Наталья Геннадьевна

Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холодного материка земного шара – Антарктиды. При активном участии  в исследовании проблемы, поставленной на уроке, дети самостоятельно открывают новые знания об особенностях шестого континента, в них пробуждается интерес к углубленному изучению природы Антарктиды.
    Проблемные уроки, уроки-исследования развивают в детях самостоятельность мышления, умение ориентироваться в потоке информации и умение работать в группах. Они позволяют ученикам самореализоваться, почувствовать успех от самостоятельного добывания знаний и желание расширения своего кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_antarktidy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

(Проблемный урок в 4 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова)

Тема: Природа Антарктиды

                                                          Итоговая работа

                                                                      учителя начальных классов

                                                                           МОУ средней общеобразовательной

                                                                      школы  № 1

                                                                      г. Оханска Пермского края

                                                            Соколовой Натальи Геннадьевны

Урок окружающего мира

( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова)

Тема: Природа Антарктиды.

Цель урока: развитие представлений об окружающем мире через знакомство с природой Южного полюса.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся 4 класса представление о природной зоне континента;
  2. Показать необычность данного материка;
  3. Познакомить с русскими путешественниками, открывшими последний неизведанный материк Земли.

     

Форма проведения: проблемный урок, работа в группах.

Оборудование:

- карта полушарий;

- глобус;

- компьютер;

- литература: энциклопедии «Почемучка», «Что такое? Кто такой?», «Все обо всем», «Энциклопедия для детей. География», научно-художественный сборник «Хочу все знать», географический атлас «Мир и человек».

Ожидаемый результат:

 При активном участии в исследовании проблемы всеми детьми класса открыты новые знания об особенностях шестого континента. У детей пробуждается интерес к углубленному изучению особенностей природы Антарктиды.

Проблема: Есть ли жизнь на Южном полюсе.

Проблемный вопрос: Почему в Антарктиде люди не живут постоянно?

     Оптимальный вариант решения проблемы:

      Климат Антарктиды очень суров, земли окованы вечными льдами, от низкой температуры нехватка кислорода, именно по этому нет постоянной жизни на материке.

      Тезис:  Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.

Ход урока.

1. Настрой на урок.

Я рада этой нашей встрече,

С вами будет интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием послушаю я.

Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Дружно включайся в работу, дружок!

2. Актуализация знаний.

-  Назовите тему изучаемого раздела в учебнике.

(Разнообразие природных зон)

- Как понимаете смысл слова разнообразие?

- Посмотрите  сюжет и попробуйте догадаться, о каких местах планеты речь пойдет сегодня на уроке.

(Приложение 1)

Рассказ учителя на фоне видеоролика:

- На земном шаре лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области.

        Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.

        Это самые холодные части планеты.

        - Какую часть Земного шара вы видели сейчас на экране?

        - Докажите, почему?

        - А может, этот сюжет снят на нашей реке Каме?

(Ответы детей)

                Арктика                                                             Антарктида

- Молодцы! А существует ли                                   - Докажите, что есть!

похожая точка на планете?                                        (Показать на глобусе)

- С какой частью света вы уже познакомились на уроке окружающего мира?        

- Определите тему сегодняшнего урока!

Природа Антарктиды

3. Постановка цели урока.

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему бы вы хотели научиться, что узнать?

        4. Постановка проблемы.

- Обратили ли вы внимание на начало моего рассказа? Как названа территория Антарктиды?  

(Пустынные области)

- Почему они названы пустынными?

(Нет условий для проживания людей).

- Как  вы думаете, населенные пункты там есть?    (Нет).

- Почему?   (Люди не могут там жить долго).

- Какой тогда возникает вопрос?

Люди хотят жить в Антарктиде, но не могут.

Почему?

- Тогда давайте подумаем и попробуем найти правильный ответ на этот вопрос.

- Какие варианты решений этой проблемы вы можете предложить?

Варианты решения проблемы.

(Запись на доске)

  1. Низкая температура воздуха круглый год.
  2. Отдаленность материка от Большой земли.
  3. Отсутствие растительности в Антарктиде.
  4. Вечный ледовый покров.
  5. Отсутствие пищи.
  6. Полгода – ночь.

- Молодцы! Предположений много. А все-таки, какое самое главное?

- Интересно? Давайте попробуем в этом разобраться!

- Итак! Мы отправляемся с вами туда,

             Где царство холода, снега и льда.

- Тогда я предлагаю вам поработать сегодня исследователями. Для этого разбейтесь, пожалуйста, на три группы.

1 группа изучает природу материка;

2 группа – люди и их занятия;

3 группа – первооткрыватели.

        (Работа в группах рассчитана на 10 минут. Дети находят материал в источниках литературы, энциклопедиях на заданные темы.)

5. Открытие нового знания.

        - Давайте послушаем наших исследователей!

( Дети выходят по одному из группы, делают сообщения по своей теме.)

Природа Антарктиды.

   (На фоне сообщения по теме на экране появляются слайды с изображением айсбергов и животных)             

(Приложение 2)

Вывод:

        - Очень суровые природные условия. Животные обитают только у подтаявших льдов.

        - А могут ли люди жить в таких суровых климатических условиях?

Жизнь людей в Антарктиде.

   (Дети делают сообщение по теме, смотрят слайды)

(Приложение 3)

Вывод:

           - Ученые -  полярники живут на Южном полюсе непостоянно. Но все-таки интерес к этому континенту привлекает ученых.

           - А кто же из русских людей побывал первым в Антарктиде?

Первооткрыватели.

   (Учащиеся слушают рассказ детей, рассматривают портреты первооткрывателей Антарктиды, их путь следования)

 Вывод:

           - Антарктида – закованный в лед материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Его открыли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1820 году.

           В настоящее время изучение Антарктиды ведется учеными разных стран. Советские исследователи сделали много важных открытий в восточной части материка.

          6. Первичное закрепление знаний.

            - Итак, вернемся к вопросу нашего урока. Почему люди не могут постоянно жить в Антарктиде?

            - Исходя из ваших исследований, давайте, определим, какова же главная причина?

   (Учащиеся объясняют все варианты решения вопроса и приходят к выводу, что главной причиной является вечная мерзлота на материке).

   

            - Мне бы хотелось подвести итог нашего урока такими словами:

Тезис: Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.

 

           7. Рефлексия.

           - Действительно, трудно жить ученым в Антарктиде. А вам сегодня на уроке, на сколько трудно было исследовать этот материк?

           Я предлагаю отобразить флажками степень трудности на изображении айсберга.

(Приложение 4)

            Вершина айсберга: интересно, хочется узнать еще больше.

           Склоны айсберга: легко, могу рассказать другим.

            Основание айсберга: нужно прочитать материал учебника.

            8. Задание на дом.

            - Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  1. Сочини! (Написать мини-сочинение на тему «Холодная красота Антарктиды», можно в стихах)
  2. Найти дополнительный материал о материке.
  3. Прочитать материал учебника и восстановить на карте путь следования русских первооткрывателей Антарктиды.
  4. Прочитать текст учебника, ответить на вопросы.

Чем известен полюс Южный?

Тем, что полюс Южный – вьюжный.

Землю там покрыли льдины,

А на них живут пингвины.

Не летают птицы эти,

Но летать они хотят

И подолгу на рассвете

В небо низкое глядят.

Там в холодном океане

Леопард морской живет

И меж льдин, в седом тумане,

Полосатый кит плывет.

Пояснительная записка.

        

        Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холодного материка земного шара – Антарктиды. При активном участии  в исследовании проблемы, поставленной на уроке, дети самостоятельно открывают новые знания об особенностях шестого континента, в них пробуждается интерес к углубленному изучению природы Антарктиды.

        Проблемные уроки, уроки-исследования развивают в детях самостоятельность мышления, умение ориентироваться в потоке информации и умение работать в группах. Они позволяют ученикам самореализоваться, почувствовать успех от самостоятельного добывания знаний и желание расширения своего кругозора.

        

                                                                                  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"

Конспект урока по  окружающему миру. Тема урока: "Реки "2 класс, программа "Школа-2100"  Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации...

Урок окружающего мира "Здоровье человека" 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Урок посвящен раскрытию основных состовляющих здоровья (физическое, психологическое и социальное). Ученики работают в группах....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...