Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Интегрированный урок с элементами исследовательской работы.

Ведущим на уроке является проблемно-поисковый метод.

Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. На уроке используется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антонова Елена Борисовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Чехова

Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок с элементами исследовательской работы

Ведущий метод: проблемно-поисковый

Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа

Задачи:

Образовательные:

сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси

познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов

установить присутствие «колокольной тематики» в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений

сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах.

Воспитательные:

способствовать патриотическому воспитанию детей

воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся  символам русской земли

формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства

пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях

Развивать речь и умение, слушая, слышать

Расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире

Оборудование урока и методическое обеспечение:

 компьютер, мультимедийный проектор, экран ,

 презентация к уроку

 аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений:

а)  Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г.Суздаль)

б)  колокольный звон Киево-Печерской лавры

в)  фрагмент песни «Вечерний звон»  сл. И.Козлова, муз. народная (исполняет трио «Реликт»)

г)  «Песня о России» на сл. О.Высотской, муз. В.Локтева (минус с колокольным звоном)

д) Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г.Суздаль)

Ход урока.

I. Организационный момент

II.Актуализация знаний

Учитель:

- Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах)  

                                      Звон неведомый, родимый

                                      Над землею рассыпал.

                                      Перворожден и силен,

                                      Плыл он,  ритмом покоряя,

                                      Плыл, как будто укоряя,

                                      Из Владимирских времен.

                                      И внимал, я – внук славян –

                                      Чуду с гордостью и грустью,

                                      Благовест летел над Русью,

                                      Новый день благословлял.

                                                                                А. Пономарев

- Слушайте!

Звучит Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г.Суздаль)

III. Новый материал

- Тема сегодняшнего урока – «Колокольные звоны на Руси». Честь и хвала древним летописцам и историкам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колоколов!

Слайд 1

- Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева – било (от слова «бить»). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.

- Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII – III веках до н.э., по другим  – в Италии, в провинции Кампаньи в IV  веке н.э., когда по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон – ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе – кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).

- Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы  988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.

- Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так:

Слайд 2.

1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).

2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.

3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова).  Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.

4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.

5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.

- Колокол состоит из нескольких частей.

Слайд 3

- К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно «наказывали»: отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был «арестован» за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот «покорился» и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода «перевернул» сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы,  собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в другой – набатный колокол, и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был «сослан» в монастырь г.Архангельска.

- Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара) Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. Вот как описывается звучание колоколов в «Притче о двух колоколах» Ольги Безымянной:

«Притча о двух колоколах»

На  сторожевой  башне  было  два  колокола.  Один  огромный,   тяжелый, массивный,  с толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И звонили оба колокола по-разному: большой издавал  сильный, глухой,  тяжелый  звук,  который  тревожным  эхом отдавался далеко от башни; маленький звучал, словно заливался, то смехом, то плачем, и слышно его  было не  так  далеко, но те, кому доводилось слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда что-то слетало с души,  освобождая  ее  от невидимой тяжести

- Потому не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин – предназначение).

Слайд 4

- В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие – благовестники, средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.

Поговорим о самых больших колоколах:

Благовестники – праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.

Воскресные колокола – чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.

Постные колокола – в них звонили во время православного поста.

Полиелейные – звучали в дни полиелейного Богослужения

Будничные колокола – звонили в простые, не праздничные дни

Часовые колокола – «отбивали» часы, отмеряя время.

                                 

Средние колокола использовались для украшения основного звона. Звучание их выше, чем у «басовых» колоколов-благовестников.

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные. Без их высоких заливистых голосов колокольная музыка была бы лишена особой красочности.

                                           Колокол русский народный,

                                           Колокол храма святой,

                                           Чуден твой  голос свободный,

                                           Люб отголосок мне твой.

                                           Чистые, чудные звуки

                                           Любо душою ловить,

                                           Или тревожные муки

                                           В сердце больном хоронить…

Слайд 5.

- Мы с вами сказали,  что звук колокола зависит от толщены стенок, от веса, а как вы думаете, от чего еще? (От умения звонаря)

- Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука.

Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.

Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.

Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.

Красный звон – целый день на большие праздники.

(Слушание колокольных звонов)

- Если подобрать различные, но гармонично звучащие колокола, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. Главный - большой колокол – это солист, остальные (меньшие по размеру) – оркестр молодых. Сейчас стало традицией проводить конкурсы звонарей.

- Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?

Слайд 6.

- Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.

Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

- Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

- Послушайте, какое сочинение написала одна ученица, которой посчастливилось побывать на звоннице и услышать звон колоколов.

(Отрывок из сочинения воспитанницы детского православного лагеря дневного пребывания «Росток», июнь 2007 г.)

Мы ходили на колокольню Всехсвятского собора. Она очень высокая – 82 метра, а с крестом – 85 метров. Подниматься к колоколам было высоко и темно, но я решила побороть свой страх и подняться по узкой винтовой лестнице. Во время подъема было много визгу, но все добрались благополучно. На самом верху колокольни из окон открывался очень красивый вид на весь город. Мы насчитали с северной стороны шесть церквей, а с восточной – три. Всего колоколов на колокольне тринадцать. Самый большой из них – Благовест. Нам разрешили позвонить в колокол. Это было незабываемое впечатление. Казалось, что  в моей душе зазвенел маленький колокольчик, потому что моя душа коснулась святости и наполнилась радостью... (Карамышева Маша, 10 лет)

 - Мы с вами говорили о православных колоколах и традициях колокольного звона. История  большого колокольного звона зародилась около сорока веков тому назад, а может быть и больше. Полагают, что колокольчики – «гремки» из дерева и высушенных плодов существовали уже в эпоху неолита! Что же касается бронзовых колоколов, то их история началась с маленького колокольчика. Именно он является в колокольном семействе "старшим братом".

 

До сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Бубенцы и колокольчики  были обнаружены в быту многих народов: евреев, египтян, китайцев, скифов, греков. А бронзовое литье существовало c 4-го тысячелетия до н.э. на территории южного Ирана, Турции, Месопотамии и Египта. Однако самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая.

Ученик:

- Мне удалось побывать в Москве на выставке колокольчиков, где я узнал, что существуют ездовые  колокольчики, которые использовались для подачи акустического сигнала при езде на лошадях, верблюдах, оленях, слонах. Например, культовые индийские колокольчики 19 века вешались на слонов; колокол для верблюдов из Арабских Эмиратов 19 века состоял из 21 колокольчика; болгарские, греческие, шведские ботала 18-19 вв. и другие. Колокольчики часто устанавливались на кораблях и лодках. При покачивании на волнах в тумане они издавали звон, предупреждающий о возможности столкновения. Все эти колокольчики декорировались и украшались соответственно своей стране и времени. На выставке представлены корабельные колокола (например, колокол с трагически известного корабля «Нахимов»).

Слайд 7

- Колокольчик не только поет, звенит, но и говорит. Колокольные надписи рассказывали о мастерах, отливших сей колокольчик, месте и времени его изготовления, о купцах, торгующих этим товаром, и др. В 1836 году Сенат вынес постановление, запрещающий использовать колокольчики частным неслужебным извозам. Благодаря этому запрещению появились бубенцы, которые подбирали по тональности, создавали ансамблевое, гармоничное звучание. Впоследствии почтовые колокольчики вышли за рамки только почтовой службы. Ими украшали лошадей на свадьбах, народных гуляньях.

Слайд 8

 IV.Творческая мастерская

- Ребята, сегодня на уроке мы начнем серию занятий по выполнению проекта: «Изготовление объемного декоративного колокольчика из соленого теста» Работа  сложная, но интересная, так как нам предстоит повторить все этапы и технологические операции старинных мастеров (лепка из теста, роспись). Но мы живем в современном мире, поэтому  колокольчики сделаем в современной интерпретации. Нанесем  современные узоры и распишем акриловыми или гуашевыми красками.

V. Подведение итогов.

- А завершить наш урок хочется стихотворением

Слышу вас, колокола,                              

Над землёю.

Против горя, против зла

Вы со мною

Сколько веры и тепла!

Сколько силы!

До чего же вам мила

Мать-Россия!

Вам и роща дорога,

И былинка,

И дорога на века

И тропинка,

И могучий богатырь,

И старушка,

Златоглавый монастырь

И церквушка,

Вы слышны и мудрецу,

И ребёнку.

Вы летите ко дворцу

И в избёнку

Вот, гудя, ударит бас:

Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас -

Прямо в души.

Всё призывней, всё сильней,

Всё набатней,

Всё соборней для людей,

Всё понятней.

Собирает он народ

Воедино

И на подвиги зовёт

Исполина

А вослед ему звучат

Говорливо

Колокольчиков-внучат

Переливы                 

Позабудутся на миг

Боль да горе.

Озарится светом лик

В каждом взоре.

Раскрываются сердца.

Люди-братья.

Словно не было конца

И распятья,

Словно не было потерь

И печали -

Снова радуйся и верь,

Как в начале

И для жизни собирай

Снова силы,

И сражайся и страдай

Для России.

Голоса колоколов,

Словно пламя,

Как свидетели веков

Всё вы с нами,

То ль сомнения вас жгли,

То ли беды –

Всё равно вы с нами шли

До победы.

Никогда ваш гул и стон

Не остынет –

Потому что боль жива

В вашем сердце,

Потому что знали вы

Слёзы жизни

И страдали для любви,

Для отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь

В купол синий,

Чтоб всегда жила любовь

Над Россией.

Использованные источники информации.

1.http://www.pravoslavie.ru/guest/071205190505.htm

2.http://zaryana.ucoz.ru/publ/uroki_nachalnaja_shkola/kolokolnye_zvony_na_rusi/2-1-0-56

3. http://www.pravoslavje.ru/zb_ch4/zb291.html

4. http://www.zvonar.ru/

5. http://perezvon.org/article/16

6. http://school3-lang.ucoz.ru/nachalka/Grigoreva/classchas.doc

7. http://www.pravoslavie.ru/guest/4773.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".

Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...

Колокольные звоны на Руси.

Урок музыки в 3 классе....

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...

Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"

Рассказ детям про великий колокольный звон....

Презентация "Колокольные звоны на Руси"

Презентация "Колокольные звоны на Руси"...