Экологическое строительство детской души
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

Матюнина Татьяна Александровна

Данная статья адресована учителям начальной школы, а также воспитателям детских садов. Цель - раскрыть пути приобщения детей к эколого-природоведческому образованию через посредство игровых педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Экологическое строительство детской души»

     Ах, как талантливо поле это –

            Какое в нем яркое выткано лето.

       Ах, как талантлива речка эта –

                    Какое в ней стихотворение света.

          Ах, как талантливы звезды эти –

   Небо рисуют почти как дети.

    Ах, как талантлива эта пчела,

           Взлетела – и землю приподняла.

С. Островой

        При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. Б.Т. Лихачев рассматривал экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В этой связи образованию  необходимо утверждать ценности новой, адекватной природе человеческой культуры. Стало быть, образование и культура становятся интегральным фокусом всей образовательной системы, определяя соответствующие требования и педагогические технологии на всех этапах обучения, начиная с дошкольного. В «Рекомендации Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» признано «Считать экологическое воспитание детей приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад – школа – вуз – производственная деятельность)».

        Объективная реальность сама по себе не формирует экологическую личность, необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком. При этом принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы».  Воспитывает, формирует человека как личность, конечно, не только школа и даже семья, но окружающая среда в целом, в особенности природная среда.  Более того, живая природа и воспитывает, и врачует души людей. Это замечено очень давно. Известно, например, что общение с домашними животными и комнатными растениями благотворно влияет на людей, обремененных некоторыми тяжелыми расстройствами здоровья. Поэтому ориентация на «природу как среду» получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Однако имеются убедительные исследования, которые показали, что без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Взаимоотношения ребенка и окружающей среды необходимо строить именно на основе чувственно- эмоциональных приоритетов. Как отмечал еще К.Д. Ушинский: « есть своя логика – самая доступная и естественная среди прочих видов логики». Но приоритеты эти должны отображать гармонию, красоту, рациональность, оправданность природных явлений, что интегрируется в понятии «логика природы».

        Небрежно отношение к природе отдельного человека и общества в целом начинается с воспитания уверенности, что человек – властелин природы, что существуют полезные и вредные организмы. А ведь для самой природы не существует ни полезных, ни вредных, ни ядовитых животных и растений: все в ней рационально, все оправданно, все зачем – то.

        Великому советскому ботанику, генетику, географу и путешественнику Н.И. Вавилову принадлежат слова о том, что сорные растения – это те, которые изучены недостаточно. Подобное  можно сказать о всех живых организмах.  «Самый большой невежда -  тот человек, который спрашивает про растение или животное: а какой от него прок?... Сохранить каждый винтик, каждое колесико – вот первое правило тех, кто пробует разобраться в неведомой машине» (О.Леопольд).

        Обращение к авторитетному мнению крупнейших исследователей природы и общества помогали сформировать систему принципов, на основе которых должно строиться воспитание в каждом человеке и поколении познавательного, хозяйственного и эстетического отношения к природе, ко всему живому.

        В частности, опыт В. А. Сухомлинского. Ценность и новизна его подхода к решению проблемы экологического воспитании заключается в том, что он рассматривает это воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы.  Основа этой системы – воспитание детей через  природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», т.к. многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка. Таким образом, рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую деятельность, а также самого себя, педагог – новатор утверждает, что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает ее богаче, многограннее и содержательнее.

        Для организации работы по экологическому воспитанию детей современной педагогикой предлагается большое разнообразие форм. Остановимся на некоторых из них, которые являются наиболее эффективными в процессе формирования у детей дошкольного и начального школьного возраста познавательного, эстетического и рационально – потребительского отношения к природе.

Занятия как основная форма организации работы по экологическому просвещению позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Обучения детей на занятиях осуществляется разными методами: наглядными, практическими и вербальными. Занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе, проводятся в виде бесед, дидактических и театрализованных игр, обобщающих наблюдений.

Наблюдения используют различных видов: распознающее наблюдение (наблюдение за лягушкой), с использованием раздаточного материала (рассматривание веток с почками), длительных наблюдений (рост и развитие растения), например: «Деревья зимой».

Мини – занятия являются одной из очень удобных форм работы с детьми. Хорошо использовать рисование, лепку, различные дидактические игры («Во что наряжаются деревья зимой, летом и осенью»). Дидактические игры (предметные, настольно-печатные и вербальные) – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных (игра «Чудесный мешочек»). Опыты – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово («Когда это бывает?»).

Эколого-природоведческие игры на уроках: «Веселое путешествие в природу», «В царстве лекарственных растений», «Кто в зоопарке живет?» и др.

Экскурсии в природу – один из основных видов занятий особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень сложных и трудоемких форм обучения.

Экологические проекты и сказки, цель которых – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий. Проекты могут выполняться группами,  индивидуально и всем коллективом. Например: «Животные: их отношение к пище», «Чудо-растения», «Хранитель родника», «Колючая губка», Великий спор» и др.

Подвижные игры с элементами имитации: «Сова», «Танец животных и растений».

Викторины. Конкурсы. «Лес и его обитатели», «Признаки определения природы», «Конкурс на лучшего кострового», «Полна чудес могучая природа».

Итак, деятельный подход дает ребенку широкую ориентацию в системе субъективно-объективных отношений, где каждый выступает творцом отношений к миру, самому себе, другим людям, к опыту творческой деятельности и т.д. В период детства не может быть «пробных» технологий.

        Экология в современном понимании – это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно-практическую деятельность людей. Многочисленные направления науки и практики все более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его истинные интересы и благополучие, важнейшим условием которого является прежде всего социальное и психо-физиологическое здоровье, которое зависит от всех членов общества. В частности и от экологической культуры.

        В формировании экологической культуры детей главная роль принадлежит образованию.

Список рекомендуемой литературы:

Аменд А.Ф. Воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к природе.

Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.

Виноградова Н.М. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей детского сада.

Л.И. Грехова В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Крик детской души: Родители разводятся!"

Родительское собрание из программы родительских встреч с неблагополучными семьями "Семья и школа"....

Памятка для родителей "Посеять в детских душах доброту"

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети росли чуткими, отзывчивыми, добрыми, пожалуйста, старайтесь выполнять рекомендации педагогов....

Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту...»

Смирнова Людмила Ивановна, воспитатель ГПД План проведения: 1.       «Человек – творец добра. Как сделать детей добрее?»2.       П...

паспорт экологической тропы детского сада "Алёнка"

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнен...

"Человек с детской душой. Н. Н. Носов, викторина"

Мероприятие для начальной школы, проводится к юбилею Н. Н. Носова....

Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"

Пояснительная записка Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать во...

Экологический фестиваль детского творчества "Большереченская рябина" Флешмоб руководитель Замуйло Т.А.

Экологический фестиваль детского творчества "Большереченская рябина" Флешмоб руководитель Замуйло Т.А.Для участия в Экологическом фестивале детского творчества "Большер​еченская рябина...