Экологическое строительство детской души
статья по окружающему миру (1 класс) по теме
Данная статья адресована учителям начальной школы, а также воспитателям детских садов. Цель - раскрыть пути приобщения детей к эколого-природоведческому образованию через посредство игровых педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Экологическое строительство детской души»
Ах, как талантливо поле это –
Какое в нем яркое выткано лето.
Ах, как талантлива речка эта –
Какое в ней стихотворение света.
Ах, как талантливы звезды эти –
Небо рисуют почти как дети.
Ах, как талантлива эта пчела,
Взлетела – и землю приподняла.
С. Островой
При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. Б.Т. Лихачев рассматривал экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В этой связи образованию необходимо утверждать ценности новой, адекватной природе человеческой культуры. Стало быть, образование и культура становятся интегральным фокусом всей образовательной системы, определяя соответствующие требования и педагогические технологии на всех этапах обучения, начиная с дошкольного. В «Рекомендации Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» признано «Считать экологическое воспитание детей приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад – школа – вуз – производственная деятельность)».
Объективная реальность сама по себе не формирует экологическую личность, необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком. При этом принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы». Воспитывает, формирует человека как личность, конечно, не только школа и даже семья, но окружающая среда в целом, в особенности природная среда. Более того, живая природа и воспитывает, и врачует души людей. Это замечено очень давно. Известно, например, что общение с домашними животными и комнатными растениями благотворно влияет на людей, обремененных некоторыми тяжелыми расстройствами здоровья. Поэтому ориентация на «природу как среду» получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Однако имеются убедительные исследования, которые показали, что без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Взаимоотношения ребенка и окружающей среды необходимо строить именно на основе чувственно- эмоциональных приоритетов. Как отмечал еще К.Д. Ушинский: « есть своя логика – самая доступная и естественная среди прочих видов логики». Но приоритеты эти должны отображать гармонию, красоту, рациональность, оправданность природных явлений, что интегрируется в понятии «логика природы».
Небрежно отношение к природе отдельного человека и общества в целом начинается с воспитания уверенности, что человек – властелин природы, что существуют полезные и вредные организмы. А ведь для самой природы не существует ни полезных, ни вредных, ни ядовитых животных и растений: все в ней рационально, все оправданно, все зачем – то.
Великому советскому ботанику, генетику, географу и путешественнику Н.И. Вавилову принадлежат слова о том, что сорные растения – это те, которые изучены недостаточно. Подобное можно сказать о всех живых организмах. «Самый большой невежда - тот человек, который спрашивает про растение или животное: а какой от него прок?... Сохранить каждый винтик, каждое колесико – вот первое правило тех, кто пробует разобраться в неведомой машине» (О.Леопольд).
Обращение к авторитетному мнению крупнейших исследователей природы и общества помогали сформировать систему принципов, на основе которых должно строиться воспитание в каждом человеке и поколении познавательного, хозяйственного и эстетического отношения к природе, ко всему живому.
В частности, опыт В. А. Сухомлинского. Ценность и новизна его подхода к решению проблемы экологического воспитании заключается в том, что он рассматривает это воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы – воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», т.к. многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка. Таким образом, рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую деятельность, а также самого себя, педагог – новатор утверждает, что это обстоятельство не только облегчает воспитательную работу с детьми, но и делает ее богаче, многограннее и содержательнее.
Для организации работы по экологическому воспитанию детей современной педагогикой предлагается большое разнообразие форм. Остановимся на некоторых из них, которые являются наиболее эффективными в процессе формирования у детей дошкольного и начального школьного возраста познавательного, эстетического и рационально – потребительского отношения к природе.
Занятия как основная форма организации работы по экологическому просвещению позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Обучения детей на занятиях осуществляется разными методами: наглядными, практическими и вербальными. Занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе, проводятся в виде бесед, дидактических и театрализованных игр, обобщающих наблюдений.
Наблюдения используют различных видов: распознающее наблюдение (наблюдение за лягушкой), с использованием раздаточного материала (рассматривание веток с почками), длительных наблюдений (рост и развитие растения), например: «Деревья зимой».
Мини – занятия являются одной из очень удобных форм работы с детьми. Хорошо использовать рисование, лепку, различные дидактические игры («Во что наряжаются деревья зимой, летом и осенью»). Дидактические игры (предметные, настольно-печатные и вербальные) – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных (игра «Чудесный мешочек»). Опыты – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово («Когда это бывает?»).
Эколого-природоведческие игры на уроках: «Веселое путешествие в природу», «В царстве лекарственных растений», «Кто в зоопарке живет?» и др.
Экскурсии в природу – один из основных видов занятий особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень сложных и трудоемких форм обучения.
Экологические проекты и сказки, цель которых – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий. Проекты могут выполняться группами, индивидуально и всем коллективом. Например: «Животные: их отношение к пище», «Чудо-растения», «Хранитель родника», «Колючая губка», Великий спор» и др.
Подвижные игры с элементами имитации: «Сова», «Танец животных и растений».
Викторины. Конкурсы. «Лес и его обитатели», «Признаки определения природы», «Конкурс на лучшего кострового», «Полна чудес могучая природа».
Итак, деятельный подход дает ребенку широкую ориентацию в системе субъективно-объективных отношений, где каждый выступает творцом отношений к миру, самому себе, другим людям, к опыту творческой деятельности и т.д. В период детства не может быть «пробных» технологий.
Экология в современном понимании – это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно-практическую деятельность людей. Многочисленные направления науки и практики все более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его истинные интересы и благополучие, важнейшим условием которого является прежде всего социальное и психо-физиологическое здоровье, которое зависит от всех членов общества. В частности и от экологической культуры.
В формировании экологической культуры детей главная роль принадлежит образованию.
Список рекомендуемой литературы:
Аменд А.Ф. Воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к природе.
Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.
Виноградова Н.М. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей детского сада.
Л.И. Грехова В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189761-1359303536.jpg)
Родительское собрание "Крик детской души: Родители разводятся!"
Родительское собрание из программы родительских встреч с неблагополучными семьями "Семья и школа"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-86505-1636719249.jpg)
Памятка для родителей "Посеять в детских душах доброту"
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети росли чуткими, отзывчивыми, добрыми, пожалуйста, старайтесь выполнять рекомендации педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545458-1417860685.jpg)
Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту...»
Смирнова Людмила Ивановна, воспитатель ГПД План проведения: 1. «Человек – творец добра. Как сделать детей добрее?»2. П...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817753-1474275497.jpg)
паспорт экологической тропы детского сада "Алёнка"
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/25/picture-124685-1464167136.jpg)
"Человек с детской душой. Н. Н. Носов, викторина"
Мероприятие для начальной школы, проводится к юбилею Н. Н. Носова....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-722175-1450081786.jpg)
Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"
Пояснительная записка Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать во...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1429137-1666196140.jpg)
Экологический фестиваль детского творчества "Большереченская рябина" Флешмоб руководитель Замуйло Т.А.
Экологический фестиваль детского творчества "Большереченская рябина" Флешмоб руководитель Замуйло Т.А.Для участия в Экологическом фестивале детского творчества "Большереченская рябина...