Столицы России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Гогуля Анастасия Анатольевна

 

             Урок  с использованием виртуальной экскурсии  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22_marta.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок  с использованием виртуальной экскурсии  

                            Предмет:  Окружающий мир

                 УМК «Гармония» (автор О.Т. Поглазова), 2 класс, ч.2 стр. 80-85

                                Тема: Столицы России.

Цель урока: сформировать понятие столица, познакомить учащихся со столицами Российского государства, их значимостью, главными достопримечательностями, воспитывать бережное, уважительное отношение к историческим памятникам городов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, высокоскоростной выход в интернет.

Аннотация: данный урок  позволяет заглянуть в мир истории нашей страны,  способствует развитию познавательного интереса, расширяет круг знаний, воспитывает любовь к родине, стремление к сохранению исторических памятников культуры.  

                                                                 

Ход урока:

У. Прочитайте пословицы:

На доске:

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

У. С кем сравнивает родину русский народ? (С матерью)Почему?

- А вы знаете, как зовут вашу маму? Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы, и можете его назвать. (Ответы детей.)

- Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.

- Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)

На экране - политическая карта Мира.

- Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте) Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю.

- Посмотрите на карту, здесь вы видите много разных стран.

- Как на карте отличается одна страна от другой? (По цвету.)

- У каждого государства есть отличительные признаки, символы.

- Давайте вспомним символы РФ

I. Актуализация знаний.  (фронтальный опрос)

- Ребята, найдите верное определение.

На доске:  

Герб -                 

Гимн

- Какого символа не хватает? Что можете о нем рассказать?

- Какие обязанности должен выполнять гражданин России?

( защищать Родину, нести военную службу, бережно относиться к природным богатствам, сохранять исторические и культурные памятники)

- Какими правами вы уже пользуетесь? (правом на бесплатное образование, здравоохранение, право на отдых, на жилище)

- Каждая страна имеет всенародные праздники. И наша страна не исключение.

На партах:

День защитника Отечества – 8 марта;

Международный Женский день – 23 февраля;

День Победы – 9 мая;

День России – 12 июня;

День согласия и примирения – 4 ноября;

День строителя – 20 августа;

Задание: Найди и исправь ошибку. Найди лишнее название.

                                                   

Ответ: День строителя – профессиональный праздник, все другие – государственные.

 - Как у вас в семье отмечают государственные праздники? (1 – 2 сообщения)

- Какие профессиональные праздники отмечают ваши родители?

  ( 2 – 3 сообщения учащихся)

II. Подготовка к восприятию нового материала. (используется презентация «Столицы России» слайд №2) 

 - Ребята, дайте точное определение изображению? (Герб России)

-  Рассмотрите следующий герб. Существует ли между ними какая – то связь? (Дети должны заметить, что копия второго герба располагается в центре Российского герба). Почему? Выскажите свои предположения.

(При затруднении учитель может сообщить о том, что в центре изображен герб города Москвы).

 - Почему так?  (Дети должны прийти к выводу о том, что Москва является главным городом – столицей нашего государства, поэтому внутри Российского герба расположен герб Москвы).

- Ребята, мои вопросы к вам не случайны. Дело в том, что мне хотелось, чтобы вы сами определили тему урока. Вы догадались о чем пойдет речь?

- Да, речь пойдет не просто о столице, а о столицах России.

- Какова учебная задача нашего урока?

III.Знакомство с достопримечательностями Москвы. (В качестве наглядной демонстрации учитель использует презентацию «Столицы России»)

- Почему именно Москва является столицей России? (Выслушиваются предположения детей)

- Чтобы узнать, откроем учебник на странице 80 и прочитаем.

Вывод: Москва – не просто самый большой город. В Москве находится Президент России и Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они разрабатывают законы и принимают их, руководят делами страны. Москва  – очень красивый город. (Сопровождается показом слайдов и комментариями к ним).

- Ребята, а кто из вас был в Москве? (Выслушиваются рассказы детей).

 - Я предлагаю сегодня всем нам отправиться в виртуальную экскурсию по одному из самых величайших памятников Москвы – Московскому Кремлю. Вы будете удивлены, но сегодня мы побываем даже в кабинете Президента.

                Выход в интернет  WWW.Kremlin.ru (8 – 10 минут)

Замена:

- Как мы с вами прочитали, что в Москве много достопримечательностей. Сейчас мы с вами познакомимся с самыми знаменитыми (работа в группах)

- Перед вами конверты. Это текст, который разделен на части. Ваша задача – составить связный текст об одной из достопримечательностей Москвы.

1 группа: Спасская башня.

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа.

2 группа: Успенский собор

Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

3 группа - царь пушка

Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире.  Эта пушка никогда не стреляла.

4 группа – царь-колокол

Царь – колокол изготовлен мастерами  Моториными. Вес ее 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал и откололся «кусок» весом 11 тонн.

5 группа – собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

На доске демонстрируется слайд №12 с  названиями городов Москвы, Санкт – Петербурга, Великого Новгорода.

 - Что объединяет эти города?

- Ответ вы сможете найти, прочитав сообщение в учебнике  с. 82 – 83.  (Самостоятельный поиск информации учащимися и подготовка ответа). Далее может последовать фронтальный опрос.

- Кто является основателем Санкт – Петербурга? (Петр I)

- Как еще называют этот город? («северной столицей», городом - музеем)

- В каком городе поставлен памятник «Тысячелетию России? (В Великом Новгороде)

Задание: Расставьте названия столиц в исторической последовательности. (Слайд № 13  )

Правильный ответ: Великий Новгород, Москва, Санкт – Петербург, Москва.

- Я предлагаю вашему вниманию исторические и архитектурные памятники - - Санкт – Петербурга и Великого Новгорода (Продолжение просмотра презентации  «Прогулки по Санкт – Петербургу»).

IV.Подведение итогов

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по столицам России. Вам она понравилась?

-  Многие памятники существуют уже несколько веков и бережно охраняются государством. Для кого? Для чего? Нужно ли их сохранять? (Выслушиваются рассуждения детей)

 

символ могущества государства и единства живущих в ней народов

Торжественная, хвалебная песня

               Москва

     Великий Новгород

       Санкт - Петербург

               Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Москва - столица России" 2 класс

Конспект урока  по окружающему миру для учащихся 2-го класса, может быть использован для любого УМК, а также как занятие по Основам православной культуры в 1-м классе по авторской программе Бород...

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России"

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

Презентация "Москва" к уроку "Москва-столица России"

Презентация к уроку"Москва-столица России"...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Столица России"

                          Предмет:  Окружающий мир    УМК «Гармония» (автор О.Т. Поглазова), 2 класс, ...