Рабочая программа окр. мир
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа окр. мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp_-_okruzhayushchiy_mir_4_klass.zip32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

идея многообразия мира;

идея экологической целостности мира;

идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Тематический план

4 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоя-тельные работы

экскурсии

практичес-кие

работы

1

Земля и человечество

11

5

2

Природа России

11

1

8

1

Родной край – часть большой страны

12

1

6

1

Страницы всемирной истории

6

1

2

Страницы истории Отечества

20

1

4

Современная Россия

10

2

Итого

70

4

19

12

Содержание тем учебного курса

4 класс (70 ч)

Земля и человечество (11 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны  нашей  страны:  зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (12 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (10 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

4 класс

Экскурсии:

Лес и человек.

Поверхность нашего края.

Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы:

Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.

Знакомство с картой звездного неба.

Глобус и географическая карта.

Пояса Земли.

Знакомство с историческими картами.

Равнины и горы России.

Моря, озера и реки России.

Зона Арктических пустынь.

Тундра.

Леса России.

Зона степей.

Пустыни.

У Черного моря.

Знакомство с картой края.

Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.

Жизнь леса.

Жизнь луга.

Жизнь пресного водоема.

Знакомство с культурными растениями нашего края.

Требования к уровню подготовки обучающихся

4 класс

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Материалы для проверки тестов по окружающему миру  находятся в сборнике «Мир вокруг нас» 4 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2006

Список литературы

Литература для учащихся:

Основная:

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2012

Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 4 класс. – М.: Просвещение, 2012

Дополнительная:

Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012

Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2012

Пособия для учителя:

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2012

Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2012

Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012

Целоусова Т. Ю. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО

Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2012

                   Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде

ния

Характеристика основной деятельности ученика


Раздел 1. Земля и человечество (11 ч.)

1.

Осенняя экскурсия. Почвы, растительный и животный мир лесов родного края.

1

04.09.12

Приводить примеры представителей разных групп  растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

2.

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

1

05.09.12

Знакомство с, планетами Солнечной системы общими условиями, необходимыми для жизни живых организмов

3.

Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

1

11.09.12

Работать с готовыми моделями (глобусом, картой)

4.

Звёздное небо – великая книга природы.

1

12.09.12

Работать с готовыми моделями (глобусом, картой), создавать несложные модели планет и созвездий

5.

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

1

18.09.12

Показывать на  карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

6.

Пояса Земли.

1

19.09.12

Показывать на  карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, тепловые пояса Земли

7.

Мир глазами историка. Что такое история?

1

25.09.12

Описывать отдельные события из истории Отечества

8.

Когда и где? История – путешествие в глубь времён. Карта – помощница.

1

26.09.12

Описывать отдельные события из истории Отечества, использовать ленту времени

9.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

02.10.12

Использовать приобретённые знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране

10.

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

03.10.12

Использовать знания для оценки воздействия человека на природу

11.

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» (урок – путешествие).

1

09.10.12

Проверить усвоения материала по теме

Природа России (11 ч.)

12.

Равнины и горы России.

1

10.10.12

Показывать на  карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

13.

Моря, озёра и реки России.

1

16.10.12

Показывать на  карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

14.

Зона арктических пустынь.

1

17.10.12

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

15.

Тундра.

1

23.10.12

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры

16.

Леса России.

1

24.10.12

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

17.

Лес и человек.

1

06.11.12

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрыть особенности их внешнего вида и жизни

18.

Зона степей.

1

07.11.12

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

19.

Пустыни.

1

13.11.12

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустынь

20.

У Чёрного моря.

1

14.11.12

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

21.

Экологическое равновесие.

1

20.11.12

Выполнять правила поведения в природе

22.

Обобщающий урок – игра «По природным зонам России».

1

21.11.12

Проверить усвоения материала по теме

Родной край – часть большой страны (12 ч.)

23.

Наш край.

1

27.11.12

Показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

24.

Поверхность нашего края.

1

28.11.12

Показывать на  карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, различать объекты природы и изделия

25.

Водоёмы нашего края.

1

04.12.12

Показывать на  карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

26.

Наши подземные богатства.

1

05.12.12

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

27.

Земля – кормилица.

1

11.12.12

Определять признаки различных объектов природы, различать объекты природы и изделия

28.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1

12.12.12

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

29.

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

18.12.12

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

30.

Жизнь пресного водоёма.

1

19.12.12

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

31.

Растениеводство в нашем крае.

1

25.12.12

Выполнять правила ухода за культурными растениями

32.

Наземные защитники урожая.

1

26.12.12

Устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

33.

Животноводство в нашем крае.

1

15.01.13

Ухаживать за домашними животными

34.

Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край».

1

16.01.13

Проверить усвоения материала по теме

Страницы всемирной истории (6 ч.)

35.

Начало истории человечества

1

22.01.13

Использовать ленту времени

36.

Мир древности: далёкий и близкий

1

23.01.13

Знакомиться с историей древнего мира, Использовать ленту времени

37.

Средние века: время рыцарей и замков

1

29.01.13

Знакомиться с историей Средних веков

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

1

30.01.13

Знакомиться с выдающимися людьми Нового времени. Работать с географической картой

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

05.02.13

Знакомиться с выдающимися людьми Новейшего времени. Работать с географической картой

40.

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

1

06.02.13

Проверить усвоения материала по теме

Страницы истории Отечества (21 ч.)

41.

Жизнь древних славян

1

12.02.13

Показывать на карте границы России, города, описывать события из истории Отечества

42.

Во времена Древней Руси

1

13.02.13

Показывать на карте границы России, города, описывать события из истории Отечества

43.

Страна городов

1

19.02.13

Показывать на карте границы России, города, описывать события из истории Отечества

44.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

20.02.13

Описывать отдельные события из истории Отечества

45.

Трудные времена на Русской земле

1

26.02.13

Показывать на карте границы России, города, описывать события Куликовской битвы

46.

Русь расправляет крылья

1

27.02.13

Показывать на карте границы России, города, описывать события Куликовской битвы

47.

Куликовская битва

1

05.03.13

Показывать на карте границы России, города, описывать события Куликовской битвы

48.

Иван III

1

06.03.13

Описывать отдельные события из истории Отечества

49.

Мастера печатных дел

1

12.03.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

50.

Патриоты России

1

13.03.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

51.

Пётр Великий

1

19.03.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

52.

Михаил Васильевич Ломоносов

1

20.03.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

53.

Екатерина Великая

1

26.03.13

Знакомиться с реформами Екатерины Великой

54.

Отечественная война 1812 года

1

27.03.13

Работать с исторической картой

55.

Страницы истории XIX века

1

09.05.13

Показывать на карте границы России, некоторые города

56.

Россия вступает в XX век

1

10.05.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране, описывать отдельные события из истории Отечества

57.

Страницы истории

20 -30-х годов

1

16.05.13

Описывать отдельные исторические события  в начале 20 века в России

58.

Великая война и Великая Победа

1

17.05.13

Знакомиться со значением победы в ВО войне 1941 – 1945 гг.

59-60

Страна, открывшая путь в космос

2

23.05.13

Описывать отдельные исторические события, пользуясь исторической картой

61.

Экскурсия «Исторические достопримечательности родного края»

1

24.05.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Современная Россия (9 ч.)

62.

Основной закон Росс и права человека

1

30.05.13

Знакомиться с государственными праздниками, основным законом России

63.

Дети имеют право на особую защиту и помощь

1

07.05.13

Знакомиться с государственными праздниками, основным законом России

64.

Мы – граждане России

1

08.05.13

Описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

65.

Славные символы России

1

14.05.13

Описывать историю создания гимна, герба, флага

66-67

Такие разные праздники

2

15.05.13

21.05.13

Описывать государственные праздники, традиции народов России

68.

Путешествие по России

1

22.05.13

Показывать на карте границы России, некоторые города России

69.

Экскурсия «Растительный и животный мир водоёма»

1

28.05.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

70.

Обобщение по теме «Современная Россия»

1

29.05.13

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете



 

Комментарии

Рабочая программа окр. мир