Разработка урока окружающего мира в 1 и 3 классах (с презентацией)
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Разработка урока в совмещённых 1 и 3 классах малокомплектной школы (с презентацией). Тема урока в 1 классе: "Кто такие рыбы?", тема урока в 3 классе: "Вода в природе.. Берегите воду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по окружающему миру в 1 и 3 классах.

Автор работы:     Афонина Елена Анатольевна,

                             ГБОУ ООШ с. Четыровса

                              учитель начальных классов,

категория             высшая.

1 класс.

Тема урока: Кто такие рыбы?

Цель урока:  познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб.

Задачи урока: формировать УУД.

Познавательные.

- расширить знания детей о рыбах;

- познакомить с признаками рыб, частями тела рыб;

- рассмотреть расположение чешуи на теле рыбы.

Регулятивные.

- оценивать  результаты  собственного  труда  и  труда  товарищей.

Коммуникативные.

- работа  в  паре:  научить отличать речных и морских рыб, осуществлять  самопроверку.

Личностные.

- формирование  положительного  отношения  к  учению;

- воспитывать наблюдательность;

- прививать интерес к урокам окружающего мира.

Место урока: урок проводится в I четверти при изучении раздела «Что? Кто?»   по учебнику  

                         Плешакова А. А. «Окружающий мир» 1 класс, УМК Школа России.

Тип (вид) урока: урок изучения нового материала

Используемое оборудование: картинки морских и речных рыб; части тела рыбы (шаблоны), альбомные листы, клей, цветные карандаши.

3 класс.

Тема урока:  Вода в природе.  Берегите воду!

Цель урока: познакомить детей с причинами загрязнения водоёмов и с мерами их охраны от загрязнения.

Задачи:

Образовательные:

-установить  значение экологически чистой воды  для жизни всего живого на Земле;

-рассмотреть причины загрязнения водоёмов;

- определить меры охраны водоёмов от загрязнения.

Развивающие.

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.

Воспитывающие.

-воспитывать бережное отношение к воде и учить её экономить;

- расширять кругозор учащихся.

Место урока: урок проводится в I четверти при изучении раздела «Эта удивительная природа» по учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 2 класс, УМК Школа России.

Тип (вид) урока: урок изучения нового материала

Используемое оборудование: проектор, ноутбук.

Конспект урока/ занятия.

1 класс

3 класс

Номер слайда 

Деятельность учителя 

Деятельность ученика

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика 

I. Орг.момент.

Эмоциональный настрой.

Дети, вам тепло?(да)

В классе светло? (да)

Прозвенел уже звонок? (да)

Уже кончился урок? (нет)

Только начался урок?(да)

Хотите учиться? (да)

Значит можно всем садиться!




I. Орг.момент.

Эмоциональный настрой.

Дети, вам тепло?(да)

В классе светло? (да)

Прозвенел уже звонок? (да)

Уже кончился урок? (нет)

Только начался урок?(да)

Хотите учиться? (да)

Значит можно всем садиться!





Слайд 1
















Слайд 2

II.. Мотивация к учебной деятельности.


1. Загадка

 ( загадывает учитель.)


Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть – не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.      Рыбы.








-Кто живёт в воде? (рыбы)                              

-Какая у нас будет тема  урока ?

-Что вы хотите узнать о рыбах?

-Какую  поставим цель урока?





   Учащиеся отгадывают загадки

(при затруднении отгадки находят на 1 слайде)











 Учащиеся определя-ют тему и цель урока.




Слайд 1
















Слайд 2.

II.. Определение темы урока и целей учащимися.


1. Загадка

(читают учащиеся)


Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.                

                                  Вода.



- Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?  (о воде).

- Определите тему нашего урока.

- Кому нужна вода?

- Нужно ли беречь воду?

-Какие  поставим цели урока?

Запишите в тетради число, тему урока, прочитайте цели урока на 2 слайде.




Учащиеся отгадывают загадки

(при затруднении отгадки находят на 1 слайде).






Учащиеся определяют тему и цели урока.





Самостоятельная работа.




Слайды 3,4

































Слайд 5


Слайд 6

















.
























































Слайд 15.





Слайд  16.








                                 

Литературная минутка.


Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.                    Как сосулька замерзает,

                                                                В лес туманом заползает.

                                                               Ледником в горах зовётся

                                                              Лентой серебристой вьётся.                     На плите у вас кипит,

                                                                                                                                     Паром чайника шипит,

                                                                                                                                    Растворяет сахар в чае,

                                                                                                                                    Мы её не замечаем.

                                                                                                                                   Мы привыкли, что вода –

                                                                                                                                   Наша спутница всегда.

                        (входит девочка в костюме воды)

 Без меня вам не умыться,

 Ни наесться. Ни напиться!

 Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.




Учащиеся читают стихи.
















III. Актуализация знаний.


1. Работа по теме урока


-Кто такие рыбы, где они живут?

(в воде, в озере, в речке, в море)



-Как рыбы передвигаются?

(с помощью плавников и хвоста)



-Как рыбы дышат?

(жабрами)


Из чего состоит тело рыбы?


-Чем покрыто тело рыбы?

(чешуёй)


Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 35.

На какие две группы разделили всех рыб?

(речные и морские)


-Почему рыбы называются речными?

-Почему рыбы называются морскими?


-Каких речных рыб вы знаете?

-Каких морских рыб вы знаете?


2.  Первичное закрепление


Самостоятельная работа в парах.


Игра «Найди дом для рыбки».




















































3. Проверка работы.


4. Выставка работ.


.


Учащиеся   отвечают на вопросы учителя.


















Работа по учебнику

с. 35.















Учащимся раздаются картинки с изображе-нием рыб (на каждую парту). Дети  должны разделить  рыб на две группы:

речные рыбы  и             морские рыбы.


Картинки наклеиваются на альбомный лист.












































Ученики рассказывают, каких рыб они отнесли к группе речных рыб, каких – к группе морских рыб












































Слайд 7.















Слайд 8.









Слайд 9-10






Слайд 11.









Слайд 12-13









Слайд 14.



III. Работа над новым материалом.


1. Самостоятельная работа


Подготовьте небольшое сообщение

(по рисункам) на тему

«Значение воды».



1 группа. «Как использует воду человек».

2 группа. « Использование воды в быту».

3 группа. Использование воды в промышленности»

4 группа. «Отдых и спорт».




















2. Беседа по теме «Значение воды»


 Есть такое богатство, без которого обойтись невозможно.

-Что это за богатство?  Это вода.

-Кому нужна вода?



1 группа.

Человеку:

-умываемся водой,

-кушаем пищу, приготовленную на

  воде,

-купаемся в воде,

-стираем, моемся водой.

Растениям:

-Растения пьют воду,

- вода содержится в листьях, коре, стеблях, плодах.

Животным:

-Птицам, насекомым, зверям, рыбам.


2 группа.

Без воды:

-не замесить тесто;

-не сделать бумагу,

-ни ткань для одежды,

-ни резину,

-ни конфеты,

-ни лекарства.


Дополняет рассказ учитель


-человек пьёт воду,

-кровь человека – 98 % - вода.

- мышцы – 70 % - вода.


3 группа.

Промышленности:

-вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях;

-не приготовить бетон для стройки

       Вода – самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, перевозят   грузы, пассажиров.      

4 группа.

.

3. Оценивание работы.


-Ребята какой группы справились с заданием?

-Какая группа испытывала затруднения?


4. Самостоятельная работа в тетради.


Работа по теме урока

(в группах)


.









































Рассказ учащихся (выступление по группам).













































Учащиеся записывают вывод в тетрадь

(слайд 14)

  IV .  Сообщение  учителя.


 Посмотрите на глобус: если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный  голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше, чем белой, зелёной или коричневой.

     Вода – одно из главных богатств на Земле. Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, которой не так уж и много на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое.  Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращается из-за их загрязнения.  

    Грязная вода вредна для человека. Если вода будет грязной, то в ней не смогут жить рыбы, насекомые, растения. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!


































































Слайд 18

V. Включение в систему знаний и повторение.


1. Игра.


-Каким животным принадлежат эти части тела?

Крыло (птице, бабочке),

Лапы (лягушке, кошке).

Хвост (рыбе, корове) .



2  Загадка.


У родителей и деток

Вся одежда из монеток.  Рыбы


-Что это за монетки на теле рыб?



3. Самостоятельная работа.


    Рассмотрите внимательно рисунок в учебнике стр.34.


- Как расположены чешуйки на теле рыбы?

(одна чешуйка заходит на другую


  Игра  «Собери рыбку»

Рыбка распалась на части, её нужно собрать.


«Надень одежду на рыбку»,

для этого нарисуйте чешую на теле рыбки.


                   






4. Проверка. Оценивание.

Оцените свою работу и работу товарища.


- В каких сказках главный герой – рыбка?

(«По щучьему веленью», «Сказка о рыбаке и рыбке»)


VI. Рефлексия.


Мне удалось…

Мне понравилось…

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за…


VII. Итог.


-Достигли ли мы цель урока?

-Какие задания вам понравились?

















Учащиеся отгадывают загадку







Работа по учебнику стр.34.











Учащиеся приклеивают части рыбки на лист

бумаги, рисуют на теле чешую.






















Учащиеся высказывают своё мнение.

































Слайд 17.










































Слайд 19

V. Закрепление по теме урока.


1. Самостоятельная работа


- Чтение текста по учебнику.

- Запишите в тетради вывод:

«Как происходит загрязнение воды?»  (стр. 59)













2. Беседа по теме: « Отчего происходит загрязнение воды?


3. Вывод: воду загрязняют заводы и фабрики, человек


4. Беседа по тексту учебника.


Как очищают воду от загрязнения?

-Строят очистительные сооруже-ния для промышленных стоков – сбросов;



- сейчас строят предприятия, у которых нет сточных вод: загряз-нённую воду очищают и исполь-зуют;

- нужно беречь красоту рек и природу по её берегам.


5. Выступление с докладом


 «Не расходуйте воду напрасно».



6. Самостоятельная работа.


 Чтение текста на стр. 60
















VI. Итог.

-Что вы узнали нового о значении воды?


Для чего  каждый человек должен беречь воду?


Прочитайте текст на 19 слайде.


VII. Д/з.  .


Подумайте ответ на поставленный вопрос: «Как вы, дети, можете сохранять, беречь воду?»


Придумайте плакат «Берегите

воду!

:









































Публичное выступление

 Слайд 20.                                                           Итог урока я хочу подвести словами М. М. Пришвина


Если будет вода и в ней ни одной рыбки –

Я не поверю воде. И пусть в воздухе

Кислород, но не летает ласточка –

Я не поверю воздуху, и лес без

Зверей с одними людьми – не лес.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы!

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину!


.