Урок-презентация "Лесная зона"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Шабалина Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnaya_zona.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.  (приложение №4)

Организационная информация

Тема урока

«В зоне лесов»

Предмет

окружающий мир (Учебник А.А.Плешаков)

Класс

4-ый класс

Автор урока (ФИО, должность)

Соколова Надежда Михайловна, учитель начальных классов, Шабалина Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» № 19 с углубленным изучением предметов.

Республика/край, город/поселение

Республика Татарстан, город Набережные Челны

Методическая информация

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цели урока

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне лесов.

2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

3.  Развить познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал, умение работать с картой, дополнительной литературой

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока

-Открытие новых знаний с опорой на предложенный алгоритм действий.

-Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

-Развитие интереса к познанию окружающего мира, формированию мировоззренческих понятий познаваемости  мира и природы.

-содействовать формированию умения выделять главное, формулирование выводов.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока дети актуализируют следующие компетенции: коммуникативную (умение задавать вопрос, вести беседу),  информационную (самостоятельный поиск и анализ информации), ценностно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем), учебно-познавтельную (планирование, рефлексия, самооценка и добывание знаний), компетенция личностного самосовершенствования (интеллектуальное саморазвитие, внутренняя   экологическая культура, эмоциональная саморегуляция).

Необходимое оборудование и материалы

Карта «Природные зоны России»,  компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация,  карточки для учащихся, учебники Плешаков А.А. Природоведение, 4 класс, Москва, «Просвещение». 2005 г.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Слайды № 1

 Слайд появляется  по щелчку

Тема урока: В зоне лесов

 

Слайд № 2

 На экране появляется вопрос

-О какой зоне мы узнали на прошлом уроке?

Слайд № 3

 Слайд появляется по щелчку

(фото природы тундры)

-Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с растениями и животными тундры..Давайте вспомним их.

Слайд № 4-5

-В какой строке верно указаны растения тундры?

Слайд № 6-7

-В какой строке верно указаны животные тундры?

 Слайды №8-9

-Укажи основные занятия населения тундры.

Слайд №10

(на фоне леса слова: «Распахни мне объятья свои, густолистый, развесистый лес!», с использованием музыки «Рассвет чародей»)

Учитель: - Сегодня мы поговорим о лесе. У вас на партах лежат уже знакомые вам таблицы, в которые мы будем заносить сведения о лесной зоне.

Месторасположение зоны

Природные условия

Особенности растений

Животный мир

Охрана природной зоны

Ход и содержание урока

Учитель. Так чем же мы будем заниматься на уроке? (дети озвучивают цели урока)


Слайд №11

 Вопрос :

(Определите природные условия тайги. Что общего у всех растений тайги?

(дети читают учебник с. 60)

Слайд №12-13

На экране : Хвойные леса- тайга., перечень хвойных деревьев, картинки деревьев.

Слайд № 14

На фоне осеннего леса слова А.С.Пушкина «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса»

Учитель: Какие деревья растут в нашей местности? (Ответ детей: лиственные и хвойные) 

Поэтому наши леса называют смешанными.

Слайд №15

По вопросу на экране дети определяют природные условия смешанных и широколиственных лесов, что объединяет растения этих лесов.


Слайд №16-17

Появляются названия и картинки лиственных деревьев.


Слайд № 19

 Что растет под деревьями

(картинки ягод и грибов)

Выступление ученика.

Черника.

Ягоды и листья имеют широкую популярность в народной медицине многих стран. Водный настой и отвар ягод регулируют деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулируют обмен веществ, обладают вяжущим, обезболивающим, противовоспалительным и кровеостанавливающим действием. Насыщенный антоцианами настой плодов и листьев понижает содержание сахара в крови, эффективен при лечении диабета. Ягоды черники способствуют усилению зрения, увеличению поля зрения, снимают усталость с глаз.

Брусника.

Листья содержат хинную и яблочную кислоты. Настой из листьев брусники применяют при ревматизме. Свежие и сухие ягоды, сваренные с сахаром, хорошее средство при авитаминозе. Ягоды применяются в пищевой промышленности для получения напитков, сиропов.


Слайд №20

Физкультминутка

Текст песни «Зверобика,» Фонограмма этой же песни

Учитель: По учебнику на с. 66 найдите какие животные живут в лесах.

Слайд №21

 (звери, птицы, насекомые)

Слайды № 22-23-24

(изображение зверей, птиц, насекомых)

 

Учитель:  А что же значит лес для человека?

Слайд №25

(краткое описание – что такое лес)

Учитель: Прочитайте на с. 70 прочитайте о значении леса для человека

Слайд № 26

 ( значение леса для человека)

Слайд № 27

(Экологические катастрофы)

Слайд № 28

(Как вести себя в лесу)

Учитель: Чтобы сохранить богатство лесных просторов люди создали заповедники

Слайд №29-30

( заповедники России: Баргузинский, Приокско-Террасный, Волжско-Камский  заповедники, национальный парк Нижняя Кама)

Слайд №31

(Животные и растения взятые под охрану)

Выступление

« Законодательство в Древней Руси устанавливало определенные нормы поведения и ответственности за использование природной среды. В «Русской правде» - важнейшем памятнике древнерусского права, предположительно принятом на съезде Ярославичей в Вышегороде в 1072 году, в «Уставе Ярославичей» содержится статья об ответственности за различного рода недозволяющиеся действия по отношению к землям, лесам и диким животным.

Проверка и оценивание ЗУНов

Самостоятельная работа с самопроверкой  и самооцениванием

 Учитель: А теперь повторим, что нового узнали о зоне лесов На какие части делится зона лесов?

Слайд №32

 (виды лесов)

Слайд №33

  (Найдите на карте зону лесов. Где находится зона лесов относительно зоны тундры)?


Слайд № 34

 ( -Почему леса называют «легкими» планеты, защитниками водоемов и почв?

-О чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара?)

Рефлексия деятельности на уроке

 Итог: 

Учитель: А теперь подведем итоги, что же мы узнали на уроке?

(у детей заполненные карточки, оценивание)


Учитель: Где испытывали затруднения?

-Как с ними справились?

-Какие моменты понравились?

-Что нового, интересного унесете с урока?

Слайд №35

( На фоне леса слова:

Вам низко кланяюсь ,леса,-

Зверям, букашкам, каждой птице.

Живу с надеждой возвратиться

К вам снова: верю в чудеса…

Вам низко кланяюсь леса.    Фонограмма-пение соловья)

Слайд №36

(Деятельность детей на уроке)

Домашнее задание

Слайд №36

Домашнее задание

Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека

1 вариант. Подготовить рассказ о растениях леса

2 вариант: подготовить рассказ о животных леса.

Дополнительная необходимая информация

Распределение времени на уроке:

Организационный момент (1 мин.)

Мотивационный аспект ( 1 мин.)

Актуализация знаний ( мин.)

Постановка проблемы (1 мин.)

Открытие детьми новых знаний (17 мин.)

Самостоятельная работа и самооценивание (15 мин.)

Рефлексия (3 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

«Поурочные разработки» О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина 4 класс, Москва «ВАКО», 2006;

Журнал «Лес и человек» ежегодник, Москва «Лесная промышленность» 1985, (картинки и фото ) интернет

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данную тему следует изучать с использованием ИКТ,  так как появляется возможность на одном уроке показать разнообразие растительного и животного мира лесов.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Переход к следующим урокам: дальнейшее изучение следующих природных зон по введенному на первом уроке алгоритму (плану анализа природной зоны и сравнения их).

Другое

Урок проводился в классе  по программе «Школа России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Природные зоны. Зона тайги

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа XXI век» по теме: "Природные зоны.  Зона тайги"  спланирован как самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации - учебником, к...

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...