Образовательный проект по теме «Российские города»
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Радаева Елена Александровна

 

Образовательный проект.

Тема: «Российские города».

Учебный предмет: окружающий мир.

Программа: «Окружающий мир» 2 класс, автор О.Т.Поглазова

Участники: ученики 2-го класса.

Продолжительность: 2 урока + внеурочное время

Цель: формирование понятий «столица», «город-герой», «конституция», воспитание уважительного отношения к культуре и традициям разных народов. Обработка, анализ и презентация, полученной информации

Задачи проекта:

  1. Познакомить учащихся со столицей нашего государства.
  2. Познакомить с крупными и старинными городами России.
  3. Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, памяти героическому прошлому Отечества.
  4. Активизировать интеллектуально-познавательную  деятельность учащихся.
  5. Приобретение навыка публичных выступлений через презентацию участниками проекта на заключительном уроке проектного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект.

Тема: «Российские города».

Учебный предмет: окружающий мир.

Программа: «Окружающий мир» 2 класс, автор О.Т.Поглазова

Участники: ученики 2-го класса.

Продолжительность: 2 урока + внеурочное время

Цель: формирование понятий «столица», «город-герой», «конституция», воспитание уважительного отношения к культуре и традициям разных народов. Обработка, анализ и презентация, полученной информации

Задачи проекта:

  1. Познакомить учащихся со столицей нашего государства.
  2. Познакомить с крупными и старинными городами России.
  3. Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, памяти героическому прошлому Отечества.
  4. Активизировать интеллектуально-познавательную  деятельность учащихся.
  5. Приобретение навыка публичных выступлений через презентацию участниками проекта на заключительном уроке проектного периода.

Методы исследования: наблюдения, изучение литературы.

Значимость исследования: расширяет кругозор о разнообразии и многочисленности городов России, о их прошлом и настоящем, формирует патриотическую гордость за свою малую и большую Родину, воспитывает интерес к познанию окружающего мира.

Продукты: презентации работ учеников

Оборудование: политическая карта России, детские энциклопедии, справочная литература, иллюстрированный атлас России, компьютерная презентация.

Этапы работы над проектом

Название этапа


п/п

Название деятельности учащихся

Временные рамки

Подготовительный этап

1.

Планирование работы над проектом.

10 февраля

2.

Подбор и анализ сведений, научной литературы по проблеме проекта.

10 – 20 февраля

Основной этап

3.

Обработка полученной информации по проблеме проекта.

20 – 24 февраля

4.

Экскурсия в краеведческий Балахнинский музей

февраля

7.

Обеспечение иллюстративного сопровождения.

15 – 22 февраля

Заключительный этап

8.

Подготовка выставки книг по изучаемой теме.

22 - 25 февраля

9.

Презентация проекта.

25 февраля

Ход проекта:

1.Организационно-подготовительный этап.

Учащимся класса были предложены темы.

В проекте примут участие 12 человек (другая половина класса). Ребята выбирают наиболее заинтересовавшую их тему.

2. Составление плана проекта

- Какие города вы знаете? Что вы о них знаете?

- Все ли города одинаковы?

- На какие группы можно разделить знакомые вам города? А что у них общего?

- Чтобы ответить на эти и другие вопросы, что вы предлагаете сделать?

  1. Изучить материал учебника + практические работы учебника.
  2. Рассмотреть политическую карту России.
  3. Выбрать город о котором хочется узнать побольше.
  4. Найти и проанализировать научную и художественную литературу. (детские энциклопедии, детские  журналы др.)
  5. Подобрать походящие иллюстрации (рисунки, фотографии, вырезки из журналов, сделать аппликации и т.д.).
  6. Показать результат своей работы и рассказать о том, что ты узнал.
  7. Оформить выставку книг по данной теме
  8. Оформить выставку работ учеников

3. Выполнение проекта:

В урочное и внеурочное время происходит:

1. Изучение материала, сбор конкретных фактов, наблюдаемых и изучаемых как самостоятельно, так и фронтально. (Изучение материала и заданий учебника & «Российские города» под руководством учителя)

2. Разработать индивидуальный план работы над проектом. (План составляется с каждым ребенком индивидуально, при полном участии ребенка).

2. Организованы дни консультаций по проекту.

3. Подготовить презентацию своей работы по плану.

4. Презентация «Российские города»

Выступление каждого ребенка не более 3 минут.        

Режим работы в день презентации:

1. Вступительное слово (3-5 минут).
2. Выступления докладчиков по темам (общее время выступлений 25-30 минут)

3. Листок контроля (5-7 минут)

3. Вопросы учащихся, учителя (5 минут).

4. Анкетирование учащихся и гостей. (5 минут)

5. Заключительное слово. Подведение итогов презентации (5 минут).

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Тема

Подготовка

1

Российские города

История возникновения нашей столицы

2

Московский кремль

3

Главная площадь страны

4

Самые знаменитые исторические памятники г.Москвы (Царь-пушка, царь-колокол)

5

История возникновения Нижнего Новгорода

6

Нижегородский кремль

7

Нижегородская ярмарка

8

Современный Нижний Новгород

9

История возникновения Балахны

10

Почему Балахну назвали Балахной

11

Промыслы Балахны

12

Современная Балахна

Ход урока-презентации:

№ слайда

Этап урока

1.Организационный момент. Релаксация.

Здравствуйте, ребята. Настал новый урок. Я улыбнулась вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего урока.

1 слайд

2. Актуализация новых знаний

- Ребята, поднимите руки, кто любит путешествовать?

- И я вам сегодня предлагаю совершить экскурсионный круиз по некоторым городам России: знакомым и не очень, далеким и совсем близким. Согласны? Тогда название первого города вы отгадаете, выполнив задание, которое называется «Птичка в клетке».

- Посмотрите на таблицу, в её центре сидит птичка, вы ориентируясь по стрелочкам, которые указывают направление, куда надо двигаться и собирайте буквы из которых составить название города, куда мы отправимся.

М

Р

О

В

*

А

К

Ж

С


- Правильно. Мы с вами отправляемся в город Москва. Представьте, что вы находитесь в самолете, мы взлетаем, летим. (шум двигателя)

2 слайд

(Голос стюардессы)

- Уважаемые пассажиры наш самолет совершил посадку в аэропорту Шереметьево города-героя Москва. Температура за бортом самолета -15. удачного вам дня.

3. Работа над новым материалом. Защита темы «История Москвы».

- Здесь нас вами встречает группа экскурсоводов, которая познакомит нас с историей и главными достопримечательностями Москвы. Эти ученые-исследователи работали над общим проектом «Москва». А потом вы сможете задать им вопросы.

Слайды 3 - 4

Выступление ученика «Как появилась наша столица»

Слайды 5 - 8

Выступление ученика «Московский Кремль»

Слайды

9 – 13

Выступление ученика «Царь-пушка и царь-колокол»

Слайды 14 - 15

Выступление ученика «Главная площадь страны»

Ребята задают вопросы группе по теме «История Москвы»

Оценка работы группы

4. Физкультминутка

Представьте, что я волшебница и превращаю вас в маленькие семена садовых цветов. Присядьте на корточки. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь, почувствуйте напряжение в мышцах. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьтесь, уроните голову на грудь, руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

И у нас вами тоже как у цветочков будет все хорошо!

Слайд 16

Листок контроля

1.Москва возникла

о) посреди широкой равнины

п) в пустыне, в центре страны

р) на крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной

2. Основатель Москвы

о) князь Юрий Долгорукий

п) князь Иван Калита

р) князь Дмитрий Донской

3. Московский кремль

п) всегда был каменной крепость

р) сначала был деревянным, потом каменным

с) сначала был деревянным, потом из белого камня, потом из красного кирпича

4. Красная площадь получила свое название

р) потому что её окружали стены кремля из красного кирпича

с) от слова «красивый» - красный

т) из-за частых пожаров на ней

5. Стреляла ли Царь-пушка

ж) да, ею пугали неприятеля

з) иногда

и) таких сведений нет

6. Над созданием Царь-колокола трудились

з) трудились два человека

и) трудились около 200 человек

к) много человек, точно не известно сколько

Слайд 17

5. Работа над новым материалом. Защита темы «Нижний Новгород».

- Ну поскольку я превратилась в волшебницу, то мне стоит сейчас взмахнуть волшебной палочкой и мы окажемся в другом городе. А в каком, вы узнаете, если разгадаете головоломку. Первый  вариант разгадывает первую головоломку, второй вариант – вторую.


- Закройте глаза, мы сейчас окажемся в Нижнем Новгороде.

- И здесь нас встречают специалисты, которые занимаются изучением этого города. Такого не очень далекого нам!

Слайд 18 – 20

Выступление ученика «Как появился Нижний Новгород»

Слайд 21 – 23

Выступление ученика «Нижегородский кремль»

Слайд 24 – 27  

Выступление ученика «Нижегородская ярмарка»

Слайд 27 – 30

Выступление ученика «Современный Нижний Новгород»

Ребята задают вопросы группе по теме «История Москвы»

Оценка работы группы

  1. Физкультминутка

Представьте, что я волшебница и превращаю вас в маленькие семена садовых цветов. Присядьте на корточки. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь, почувствуйте напряжение в мышцах. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьтесь, уроните голову на грудь, руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

И у нас вами тоже как у цветочков будет все хорошо!

Слайд 31

7. Листок контроля

7. Нижний Новгород был основан

и) на реке Ока

й) на слиянии двух рек Ока и Волга

к) на реке Волге

8. Основанием Нижнего Новгорода считается

о) 1221 год

п) 2009 год

р) 1812 год

9. Нижегородский кремль

п) много раз был захвачен неприятелями

р) был захвачен только один раз

с) ни разу не был захвачен

10. Нижегородская ярмарка раньше называлась

к) Макарьевская

л) Печерская

м) Благовещенская

1. Современный Нижний Новгород – это…

д) столица России

е) центр Нижегородского региона

ж) районный центр

8. Работа над новым материалом. Защита проекта «Родная Балахна»

- Ну что соскучились по дому? Возвращаемся в Балахну? А на каком транспорте можно из нижнего добраться до Балахны?

- Ну что же поехали сначала на машине (игра «Карусели, карусели…- потом электричка, потом катер)

- Вот мы и дома. А так ли хорошо вы знаете наш город…Сейчас проверим?

- Что означат слово «балахна»?

- Чем занимались раньше балахнинцы?

- Сколько лет нашему городу исполнится в этом году?

- Каких знаменитых земляков вы знаете?

- Сколько людей живет в нашем городе?


- Как многое, оказывается вы не знаете о своем городе. В этих вопросам нам помогут разобраться специалисты, ребята которые занимались изучением прошлого и настоящего Балахны.

Слайд 32 - 33

Выступление ученика «Как появилась Балахна»

Слайд  34 - 37

Выступление ученика  «Народные промыслы Балахны»  

Слайд

38

Выступление ученика «Герб Балахны»

Слайд  39 - 40

Выступление ученика «Современная Балахна»

Ребята задают вопросы по теме «Мой город – Балахна»

Оценка работы группы

Слайд 41

9. Листок контроля

2.Балахна стала городом, когда…

в) начали строить корабли

г) после нападения казанского хана построили Балахнинский кремль

д) когда построили нашу школу

3. Сначала Балахну называли

о) никак не называли

п) Балохонцем

р) Балахнинским усольем

4. Промысел из-за которого Балахна стала известным и достаточно богатым городом

о) добыча соли

п) добыча нефти

р) кирпичное производство

5. Сегодня Балахна – это…

г) столица Поволжья

д) центр Балахнинского района

е) областной центр

6. В 2009 году Балахне исполнится

а) 535 лет

б) 100 лет

в) 752 года        

Слайд 42

 - А теперь, если вы верно справились с тестом и правильно набрали буквы, то сможете сложить из них два слова. Попробуйте. Что у вас получилось?

-Еще раз, какая же была тема нашего урока? (Российские города)

Слайд 43

10. Рефлексия

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке при помощи карточек. Покажите карточку с цифрой, обозначающей вашу самооценку работы на уроке.

- А что сегодня нового вы открыли для себя?

- Экскурсия, по какому городу вам понравилась больше и почему?


- Я благодарю вас за работу над проектами и за работу на уроке. Молодцы! Большое спасибо!

Й

К

Н

К

Ж

И

Л

К Н

И

ННН

О

К

Г

Д

Н

Р

В

О

К Н

О

ННН



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя______________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

Номер карточки-настроения______________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

Номер карточки-настроения______________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

Номер карточки-настроения______________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

Номер карточки-настроения______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...

Образовательный проект на тему: Путешествие в прошлое «Дороги войны»

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов ...

Образовательный проект на тему: «Мы читаем С. В.Михалкова…»

Проект учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида.Вид проекта: групповойПродолжительность проекта: среднесрочный (4 недели). Участники проекта: учащиеся 4 класса, учитель начальных классов Панф...

Защита проекта по теме: «Достопримечательности города Нефтеюганска»

Защита проекта по теме: «Достопримечательности  города Нефтеюганска»...

Сценарий защиты проекта по теме: «Достопримечательности города Нефтеюганска»

Сценарий защиты проекта по теме: «Достопримечательности города Нефтеюганска»...