Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс Дмитриева, Казаков
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа составлена с учетом требований по реализации ФГОС второго поколения. Включены универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh._mir_3_klass_fgos.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

   Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия г.Уржума»

Утверждаю:

Директор    

КОГОАУ г «Гимназия г.Уржума»

_________________________

Д.Н.Феофилатов

Приказ № _____ от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

3 класс

на 2012 – 2013 уч.год

Автор составитель:

Соболева Г.К., учитель

начальных классов,

Уржум 2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником «Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков . Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2.  – Издательский дом «Федоров»  Издательство «Учебная литература»:  2010г.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

           - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой,   обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

            -формировать общеучебные  умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением              информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

   В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

         Программа  предусматривает обучение в объёме 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных

высказываний;

– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных

природных объектов на физической карте России;

– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу    изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,

хвойные, цветковые;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает

существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

– о древнейшей истории человека, о первых государствах;

– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться  знаками, символами, таблицами,  диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с

учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании

и без указания количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям);

– строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.

не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

Учебно-тематический план курса

3класс

2 часа в неделю, всего – 68 часов

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Природные условия Земли.

11 ч

Человек  в далёком прошлом

9 ч

Земли восточных славян.

22 ч

Московское государство

12ч

Путь от Руси к России

14 ч

Итого

68 ч

Содержание программы

Название раздела

Кол-во часов

Содержание.

Предметные результаты.

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Природные условия Земли.

11 ч

   Человек и природа

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

   Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.

     Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

    Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

  Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.






Человек и природа

Обучающийся научится:

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных

природных объектов на физической карте России;

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.



У обучающегося будут сформированы:

-ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

учебной задачи;

Обучающийся получит возможность для формирования:


– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Обучающийся научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации  об

окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами,         таблицами, диаграммами, моделями,

схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

-– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

Обучающийся научится:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию

Обучающийся получит возможность научиться:

-–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

;

2.

Человек  в

далёком прошлом

9 ч

Человек и общество.

   Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

  Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).


- Практическая работа «Ориентирование на физической карте и карте природных зон»


- Экскурсия в краеведческий музей (основные достопримечательности)

Человек и общество

Обучающийся научится:


– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность

научиться :

оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие

обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

–оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;


У обучающегося будут сформированы:

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей

деятельности на основе предложенных критериев;








Обучающийся получит возможность для формирования:

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;






Обучающийся научится:

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность

научиться :

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о

свойствах изучаемых природных объектов

Обучающийся научится:

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы

решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять

информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с

учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов

по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании

и без указания количества групп;



Обучающийся получит возможность научиться ::

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;



Обучающийся научится:

-умению   договариваться,  приходить к общему решению (при работе в

группе, в паре);

Обучающийся получит возможность научиться :

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

3.

Земли восточных славян.

22 ч

Человек и природа.

   Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

   Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество.

    Зависимость  жизни и занятий  населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

  Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представление о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

  Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.

   Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

 Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Человек и природа

Обучающийся научится:

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– сравнивать изучаемые  природные зоны  России (климат,  растительный

и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на

природу изучаемых зон, охрана природы);

– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу

и при отдыхе у водоема;

– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

Человек и природа

обучающийся научится:

узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,

хвойные, цветковые; 


– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;


Человек и общество

Обучающийся научится:

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты,

относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

Обучающийся получит возможность

научиться :

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

– о древнейшей истории человека, о первых государствах;

– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;


У обучающегося будут сформированы:

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны,  здоровьесберегающего поведения;



Обучающийся получит возможность для формирования:

-эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им. 

Обучающийся научится:

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);


Обучающийся получит возможность научиться :

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о

свойствах изучаемых природных объектов.


Обучающийся научится:

– строить сообщения в устной и письменной форме;


Обучающийся получит возможность  научиться :

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям);

Обучающийся научится:

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.


Обучающийся получит возможность научиться :

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.

не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

4.

Московское государство

12ч

Человек и природа.

  Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество.

   Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).

Человек и природа

Обучающийся научится:

-проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере

одного из сообществ);

- сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;


Обучающийся получит возможность научиться:

-оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

-моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает

существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;


- Человек и общество

Обучающийся научится:

 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

Обучающийся получит возможность научиться:

-– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

У обучающегося будут сформированы:


– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание

своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как

гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;





Обучающийся получит возможность для формирования:

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;


Обучающийся получит возможность научиться :


– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом

Обучающийся научится:

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

Обучающийся получит возможность научиться :

:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

Обучающийся научится:

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.


Обучающийся получит возможность научиться :

– использовать речь для планирования своей деятельности.

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

5.

Путь от Руси к России

14 ч.

Человек и общество.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.

   Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

  Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

  Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период):  Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.



Обучающийся получит возможность научиться :

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

У обучающегося будут сформированы:

-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;


– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;




Обучающийся получит возможность для формирования:

– реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Обучающийся научится:

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.



Обучающийся получит возможность научиться :


– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

Обучающийся научится:

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Обучающийся получит возможность научиться :


- строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Обучающийся научится:

 - контролировать действия партнера;



Обучающийся получит возможность научиться :

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.

Календарно-тематический план

Окружающий мир 3 класс

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Тип урока


(ПоТ.И. Шамовой)

Форма урока

Информацион.

сопровождение

Дата

По плану

Факт

1.Природные условия  Земли.

11

1.

Приглашение к путешествию.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок-экскурсия.

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

05.09.

2.

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет)

Обобщение и систематизация

знаний и умений.

 Практическая работа «Нахождение на глобусе, карте мира материков, океанов.

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

Р.т.с. 2-3 №1,2

07.09

3.

Родной край и его местонахождение на карте. Киров - административный центр Кировской области. Карты.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа  «Ориентирование на физической карте России, Кировской области»

Р.т.с. 4-5 №3-5

12.09

4.

Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер)

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р.т. с.10 №10-12

14.09

5.

Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Народные приметы погоды.

Осенняя экскурсия.

Изучение нового материала и первичное закрепления

Урок-экскурсия.

Р.т.с.11№13

19.09.

6.

Представление о климате, климат родного края.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Р.т.с.12№15, 16

21.09

7.

Наблюдение за погодой в г. Уржуме. Осенняя экскурсия.

Комбиниро-

ванный.

Урок-экскурсия

Практическая работа «Фиксации показателей погоды»

26.09

8.

Почва, ее состав почвы. Значение для живой природы. Практическая работа «Состав почвы»

(практическая работа)

Комбиниро-

ванный

Практическая работа «Состав почвы»

Р.т.с.13№18,19

27.09

9.

Плодородие  как главное свойство почвы.  Охрана почв.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Исследовательская работа «Влияние живых организмов на плодородие почв»

Р.т. с.14 № 20,

02.10

10.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.  Природные зоны суши.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Ориентирование на карте природных зон России»

04.10.

11

Родной край. Форма земной поверхности. Народы, населяющие регион. Культура народов мари.

Обобщение и систематизация

знаний и умений

Образовательное путешествие в с. Лопьял

08.10

2. Человек в далёком прошлом

9

12.

 Природные условия, в которых появился человек.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

16.10.

13.

Климат и природные зоны

Изучение нового материала и первичное закрепление.

18.10..

14.

Представления о природных зонах Африки.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Ориентирование на физической карте и карте природных зон Африки»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.21 № 35

23.10

15.

Родина человечества. Как появился человек.

Изучение нового материала и первичное закрепление

25.10.

16.

Жизнь древних людей.

Комбиниро-

ванный.

Урок- экскурсия в краеведческий музей «Следы далекой уржумской старины»

Р. т. с 22 №36,37.38

30.10.

17

Самые древние государства.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Соотнесение: год-век, век-тысячелетие»

Р. т. с 23 № 40,41

01.11

18

Расширение знаний о мире.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р. т. с 24 № 44, 46

06.11

19

Первые шаги в изучении природы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

08.11

20

Духовная жизнь древнего человека.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа  «Роль искусства (музыки, танца, скульптуры, литературы) в жизни человека»

Р. т. с 25 № 47

13.11.

3. Земли восточных славян.

22ч

21

Географическое положение Европы. Первые люди на нашей земле.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа  «Ориентирование на физической карте мира, Европы»

15.11

22

Восточно- Европейская равнина.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Р.т с.25 №49,

20.11

23

Степи. Растительность. Животный мир.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений степной зоны»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.26 № 50, 51, 52.

22.11

24

Люди в степи.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Исследовательская работа «Занятия и быт современных людей в зоне степей»

27.11.

25

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа. «Степь»

Обобщение и систематизация

Знаний и умений

Урок-зачёт.

Практическая работа «Составление кроссворда «Степь»

Р.т. с.27 № 55, с.28 № 57, 58.

11.12

26.

Лесная зона. Смешанные леса.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок-экскурсия в краеведческий музей.

Р. т. с.29 № 59.60

13.12.

27.

Животный мир леса.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Образ жизни и повадки животных нашего края»

Практическая работа «Составление цепи питания животных леса»


Р. т. с.30 № 61, с.31 № 64,65.

18.12

28.

Сезонные изменения в лесу. Осень.  Ядовитые растения. Знание ядовитых растений и грибов.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений лесной зоны. Ядовитые растения наших лесов.

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т.с.30№ 62, 63.

20.12.

29.

Сезонные изменения в лесу. Зима.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок – экскурсия в зимний парк.

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

25.12.

30

Весна. Лето.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Занятия и быт людей в лесной зоне. Изделия из дерева  в Вятском крае»

27.12.

31.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа. «Лесная зона»

Обобщение и систематизация

Знаний и умений.

Урок-зачёт.

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

10.01.

32.

Как жили наши далекие предки.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок экскурсия в краеведческий музей «Следы далекой старины»

Исследовательская работа «Народы нашего края»

Р.т. с.32 № 69,70

15.01

33.

Расселение славян.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коллективная работа «Создание макета славянского поселения»

http://nachalka

17.01.

34.

Путь «из  варяг в греки»

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Путь из «варяг в греки»

22.01

35.

Обожествление природы. Защита славянами своих земель.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Подбор загадок, пословиц, поговорок природе о труде народа»

Р.т. с.33 № 72

24.01

36.

Первые русские князья и русские витязи.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «История древнего города»

Интернет-ресурс; zavush.ru

29.01

37

Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаи зм.

Изучение нового материала и первичное закрепление

31.01.

38.

Расцвет Древнерусского государства.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Соотнесение год-век-событие»

Р.т. с .34 № 73,74,75.

05.02

39

Древнерусская культура.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Духовная и материальная культура древних русичей. Дымковская игрушка»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

07.02

40.

Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие.

Изучение нового материала и первичное закрепление

http://nachalka

12.02

41.

Угроза с Запада.

Изучение нового материала и первичное закрепление

14.02

42.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа

Обобщение и систематизация

Знаний и умений.

Урок-зачет

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

19.02

Московское государство.

12ч

43.

Залесская земля.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи»

http://nachalka

26.02

44.

Что такое природное сообщество.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р.т. с.36 № 79

28.02

45.

Законы лесной жизни.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия»

Р.т. с.36 № 80.

05.03

46.

Луг.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

07.03

47

Озеро. Правила поведения на воде.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коллективная работа «Плакат «Осторожно водоем!»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.38 №84,85

12.03

48

Поле.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Коллекция зерновых культур нашего края»

14.03

49.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа «Природное сообщество: луг, озеро, поле.»

Обобщение и систематизация

знаний и умений

  Урок-зачет

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.39 № 86.

19.03

50

Возвышение Москвы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Интернет-ресурс;

Р.т. с 39 № 87,88

21.03

51.

Освобождение Руси. Куликовская битва.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на исторической карте»

26.03

52.

Стояние на Угре.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р.т. с.40 № 89.

28.03

53.

Создание Московского государства. Грозный царь.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

http://nachalka

02.04

54.

Развитие русской культуры Золотое кольцо Руси.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Золотое кольцо России»

Р.т. с.40 № 90

04.04

Путь от Руси к России.

14

55.

Русские первопроходцы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Р.т. с.40 № 92

09.04

56

Сибирь. Природные условия Сибири.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Р.т. с.40 № 95

16.04

57.

Тайга.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа « Макет «Тайга»

Исследовательская работа «Жизнь людей в тайге в настоящее время»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.41 № 96

18.04

58.

Природное сообщество болото.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Составление цепи питания»

Р.т. с.43 № 100

23.04

59.

«Хождение за три моря»

Изучение нового материала и первичное закрепление

25.04

60.

Смутное время. Спасатели земли русской

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Минин и Пожарский»

Р.т. с.45 № 105

30.04

61.

Сквозь сибирские дебри.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

http://nachalka

02.05

62.

Природа тундры. Люди в тундре.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений тундры.

Исследовательская работа «Жизнь людей в тундре»

07.05

63.

Арктическая пустыня.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

14.05

64.

Народы Сибири.

Комбинированный

Исследовательская работа «Народы Сибири»

16.05

65.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа «Тайга. Тундра. Болото.»

Обобщение и систематизация

знаний и умений

Р.т. с.48 № 115

21.05

66.

Рудознатцы. Послы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

http://nachalka

23.05

67.

Россия накануне реформ.

Изучение нового материала и первичное закрепление

28.05

68.

Итоговый урок «Мы и окружающий мир»

Обобщение и систематизация

знаний и умений

Р.т. с.49 «Задания на лето»

30.05

Ресурсное обеспечение рабочей программы

                                                                             Литература основная и дополнительная

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова» - Издательский дом «Федоров» 2011г.
  2. Программ «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Окружающий мир. Москва «Просвещение»  2010г»,
  3. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. -272с
  4. Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков . Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2.  – Издательский дом «Федоров»  Издательство «Учебная литература»:  2010г.
  5. Н. Я Дмитриева. А. Н. Казаков,  Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»:  2012.
  6.  Н. Я. Дмитриева,  А. Н Казаков. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 классы. – Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
  7. Пособие «Мы и окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой. А.Н. Казакова» Волгоград. Издательство «Учитель»2008г

             Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

   5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России  и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

Наглядные пособия.

1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.

2. Модели светофоров, дорожных знаков, средства транспорта. Глобус.

3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.

4. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в цифровой форме): «Голоса птиц, зверей »,  «Звуки природы» и другие

5. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса». Таблицы овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения (в цифровой форме).

6. Для практических работ:  термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы, термометры для измерения температуры воздуха, вод ы, лупа, компас, микроскоп.

7.  Гербарии культурных и дикорастущих растений леса, поля, луга.

     

Информационно-коммуникативные средства.

1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).

2. Словарь юного географа (CD).

Технические средства обучения.

1. . Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс Дмитриева, Казаков

Рабочая программа составлена с учетом требований по реализации ФГОС второго поколения. Включены универсальные учебные действия....

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

проверочная работа по окружающему миру за 2 четверть 4 класса (Дмитриева, Казаков)

В данной работе помещены вопросы по темам: "Полезные ископаемые","Кожа человека", "Петр 1"...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева  Н.Я СРО Л.В. Занков...