Урок окружающего мира во 2 классе по программе "школа 2100" (учебник Вахрушева)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Торопова Елена Юрьевна

Тема урока "Природные зоны холодного пояса. Арктика. Тундра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_konkursnogo_uroka_okruzhayushchego_mira.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

по теме «Природные зоны холодного пояса».

Тема урока: «Природные зоны холодного пояса».

Программа: «Образовательная система «Школа 2100…»

Автор: Вахрушев А. А. и др.

Цель:

  1. познакомить учащихся с климатическими условиями, растительным и животным миром природных зон холодного пояса (Арктика, тундра).

Задачи:

  1. учить работать с картой природных зон;
  2. учить соотносить растения и животных  с природной зоной;
  3. показать приспособленность представителей растительного и животного мира к суровым климатическим условиям;
  4. учить работать в группах и парах;
  5. развивать речь, логическое мышление, внимание;
  6. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. карта природных зон;
  2. мультимедийная установка, презентация «Арктика и тундра»;
  3. магнитофон,
  4. карточки с текстом для вставки пропущенных слов,
  5. карточки с изображением животных тундры.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть вас. Меня зовут… Я работаю учителем в 12 школе. Надеюсь на нашу совместную продуктивную работу.




 

2. Подготовка к путешествию.


Нашим помощником будет северный гость Нанук.

Как вы думаете, кто это?


 Так кто же такой Нанук?


Мы  приглашаем вас в увлекательное путешествие.


3.Исследование природных зон.


Кто из вас догадался, что означает это эскимосское имя?


Нанук в переводе с эскимосского означает «большой белый медведь». Сейчас это маленькое очаровательное создание, но когда он вырастет,  то станет одним из самых крупных хищников планеты, будет весить около 700 кг.


Где же живет белый медведь?


Карта. Дом Нанука – Арктика. 10 миллионов квадратных километров сплошного  льда, окружающего северный полюс.  Здесь, на «макушке» мира, зима длиться 10 месяцев.

Кто из вас запомнил, когда появляются медвежата у белых медведей?


Вот и Нанук родился в разгар зимы. Настало время ему познакомиться со своей родиной. Медвежонок выбирается вслед за своей матерью из берлоги. Что же видит маленький Нанук?


Впервые видит перед собой арктические просторы. Холодно ли ему? Почему?


  Белые медведи с головы до ног покрыты густым мехом. Все это подложено густым и теплым подшерстком, даже подушечки на ногах. Поэтому ему очень легко передвигаться по снегу.


 Чем питается белый медведь?


Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.


Чем необычна родина Нанука?





Вышел Нанук из берлоги, осмотрелся вокруг и подметил удивительную особенность: цветы вокруг! Да  только белого или бледно-желтого цвета!

А другие растения могут расти в Арктике? Ведь вокруг снега и льды!


Оказывается  не только цветы растут в Арктике. Заполнив текст, используя слова, данные на доске, вы узнаете , какие еще растения встречаются в Арктике.  Распределите их по предложениям. (работа в парах)


На островах прямо на голых камнях встречаются … (лишайники) Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и …(полярный мак). В толще воды, не покрытой льдом, большое количество…(водорослей).


Проверим. Прочитайте текст, который у вас получился. Поднимите руки, у кого в паре получилось выполнить задания.

Кому работать было трудно? Почему?


Давайте посмотрим на эти растения.


А еще какие растения могут встретиться в Арктике?


В толще воды кроме водорослей обитают еще и планктонные растения. Что это за растения?


Это  очень мелкие, порой не заметные глазу человека растения.



Отправился Нанук знакомится с Арктикой. Кого мог бы встретить Нанук во время этого знакомства?


Поработаем в небольших группах – по 4 человека. (разделить на группы)У вас на столах есть карточки с изображением различных животных. Перечислите их.

 ( На карточке – северный олень, кайра, чайка, лемминг, морж, тюлень)

(Работа в четверках)

Рассмотрите внимательно животных. Кто здесь «лишний»? Почему?






Действительно, северный олень не арктический житель, он только лишь подходит к границе Арктики. Сам же  является обитателем совсем другой климатической зоны.

А можно ли северного оленя встретить у нас в республике?


 Для северного народа – ненцев – северный олень и пища, и одежда, и дом. Мех северного оленя полый внутри, поэтому ненецкие охотники могут спать на снегу даже в морозы и не замерзнуть.  Из меха оленя шьют малицы, пимы и делают сувениры.


ФИЗМИНУТКА.


Интересно стало медвежонку, что это за чудо. Увязался за оленем. Долго шел, вдруг  обнаружил, что мамы рядом нет.

Звучит песня медведицы.






Что же стало творится в душе у малыша?

Почему?








Огляделся вокруг Нанук. Ему показалось, что шел он совсем недолго. Здесь было также холодно, земля была такой же холодной и твердой (где-то слышал Нанук, что называют это вечная мерзлота). Вокруг снег да лед.



Каждый, кто попадает сюда, обращает внимание на олений лишайник, или ягель. Он служит основной пищей для северных оленей. Друг Нанука полакомился и пошел своей дорогой.  Нанук осмотрелся и увидел тут и мхи, и морошку, и голубику с брусникой. Рассмотрел их внимательно, вдруг удастся покушать.  А удастся ли? Почему?


Что еще мог увидеть здесь Нанук?


Огляделся, присмотрелся и видит: то ли куст, то ли дерево, а то ли еще что?

Вот что привлекло его внимание. Как вы думаете, что это?




Оказывается, это береза и ива, только не обычные, а карликовые.


Чем же удивительны эти растения?



Ученые говорят, что они низкорослые. Иначе ветер и снег в суровые зимы не дадут им выжить.


А что же животные? Неужели один олень здесь обитает?


Давайте узнаем, кто же является соседями северного оленя. Для этого расшифруем кроссворд. Двигаясь только по прямым линиям  сверху вниз и справа налево, найдите и прочитайте названия животных. (Работа с кроссвордом индивидуально.)


Поднимите руки, у кого получилось найти все слова.


А не оказалось ли здесь «лишнего» слова?



Так вот где оказался наш горе-путешественник. В тундре. Карта. Легко ли ему здесь жить? Почему?



Предположения детей.



Белый медвежонок.






Предположения детей.











Ответы детей.








Ответы детей.









Ответы детей.



Ответы детей.








Предположения


Ответы.






Ответы.






Ответы.




































Предположения.




Предположения.









Предположения.








«Лишний» - северный олень, т.к. это животное не обитает в Арктике.






































Ему стало грустно, неуютно, одиноко, страшно.


Он остался один в незнакомой местности.






















Ответы.


Предположения.







Предположения.







Все они очень маленькие.








Ответы.
















«Лишнее» слово – тундра, т.к. это не животное.




Ответы.








Видеосюжет



















Слайд с изображением Арктики.

















































Слайд.(растения Арктики) – изображения добавляются по мере чтения текста.













Слайд

















Слайд с исчезновением оленя.













Слайд с изображением малицы, пим, сувениров.



























Карточку  с понятием.



Изображение тундры, без подписи.


Слайд с растениями тундры.











Слайд с изображением карликовой березы и карликовой ивы.




















Проверка по слайду








Слайд тундра с названием.


4. Подведение итогов.

Действительно, трудна жизнь в тундре для Нанука. Он отправился домой к своей маме. Она встретила его, крепко-крепко обняла и стала расспрашивать Нанук о его приключения. Поможем ему вспомнить и все рассказать маме.

Где побывал Нанук?

Что он увидел во время путешествия?

С кем познакомился?










Ответы.

5. Рефлексия.

Пожелаем маленькому Нануку  доброго пути, пусть наше солнышко освещает ему дорогу. Прикрепите лучик те ученики, кому понравилось путешествовать с медвежонком.


 А маленький Нанук дарит вам на память свой портрет.


Ученики подходят к доске и прикрепляют лучики.









Раздать портрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 2 класс по учебнику А.А. Вахрушева "Россия - наша Родина"

Данный урок посвящен России. В ходе занятия  ребята  познакомятся с Россией, ее природой, достопримечательностями, научатся использовать карты для получения информации. Кроме  того, уро...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...