Героические страницы истории нашей Родины.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Белецкая Ольга Михайловна

Данный урок разработан по программе "Школа XXI века" к окружающему миру в 4 классе. Можно использовать во внеклассной работе. К данному уроку есть презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XX1 века»

Урок по предмету окружающий мир 4 класс.

Учитель: Белецкая О.М.

Раздел: (Героические страницы истории нашей Родины.)

Тема урока: «Великая война и Великая Победа».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели и задачи урока:

формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа;

расширение мировоззрения школьников на основе изучаемого материала;

развитие критического мышления;

воспитание чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ;

воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;

совершенствование форм сотрудничества и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Использование ИКТ .

Оборудование:

ТСО (магнитофон, мультимедийный проектор, экран);

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД – Осознание смысла своих учебных действий, формирование учебной мотивации, умения видеть свои ошибки, планировать свою деятельность, высказывать и обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД – Активизация интереса к историческим событиям своего отечества,. творчеству, расширение эрудиции, умения планировать свою учебную деятельность.

Познавательные УУД - Формировать умения и навыки работы с новой информацией, перерабатывать и анализировать её, строить устные высказывания, работать с ТСО, самостоятельно делать презентации.

Коммуникативные УУД – Формировать умение работать в диалоге и сотрудничестве с другими учениками и учителем, работать в группах.

Работа над новой темой.

- Как называется раздел учебника, который мы сейчас проходим?

(Героические страницы истории нашей Родины.)

- С какими победами российского народа мы уже познакомились?

- Сегодня мы будем говорить о ВОВ. Откройте учебники на стр. 130.

- Когда началась Великая Отечественная война?

(22 июня 1941 года.)

- Сколько лет она длилась?

(4 года.)

- Когда наш народ отмечает День Победы?

(9 мая.)

- Победа советского народа во многом зависела от великих воен. начальников, стратегов.

- Каких полководцев Великой Отечественной войны вы уже знаете?

(Жуков, Рокоссовский, Конев, Малиновский.)

- Это была великая война, весь народ от мала до велика защищал свою Родину. Некоторым городам было присвоено звание – город- герой.

- Назовите эти города.

(Москва, Санкт-Петербург, Севасто поль, Киев, Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смо ленск.)

- Сегодня на уроке мы вместе с вами составим героическую летопись Великой Отечественной войны.

(На доске появляется карточка) - 1941…

- Что это за дата?

-Как вы уже сказали – это год начала Отечественной войны.

- 22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о будущем. Ничто не предвещало беды.

- Давайте послушаем как поэт рассказал об этом страшном дне.

( Дети читают стихи Степана Щипачева - «22 ИЮНЯ 1941 ГОДА»)

(звучит песня « Вставай страна огромная»)

* * *

Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить ,в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом ни пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

Как будто бы и не было на свете

Покоя мирного. Горячий, злой,

Сметал, корёжил все фугасок ветер,

Зарю мешая с дымом и землей.

Шли самолеты за звеном звено,

С животным ревом танки шли — и стало

Над белорусскою землей темно,

Над Украиной будто не светало.

С трудом всходило солнце над кустами,

В дыму, в пыли, не видя ничего,

А самолеты с черными крестами

Пикировали прямо на него.

Земля тряслась, гудела от металла,

И было больно, было тяжко ей,

Но солнце и тогда над нею встало,—

Ему сиять, как Родине моей.

-22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских поработителей.

- Когда мы с вами раньше говорили о ВОВ, часто возникал вопрос: Так почему же советские войска сразу в июне 1941 года не смогли дать отпор фашистам?

- Давайте вместе попытаемся разобраться.

(выступление учеников) Проект – исследование.

- Подведём итог вышесказанного…

- У фашистов на главных направлениях было больше пушек, самолетов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на нашу страну, фашисты захватили Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение - «блицкриг», то есть молниеносная война.

- Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Начало войны для нас было неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперед.

- И вся наша огромная страна встала на защиту Родины. Мужчины воевали, а женщины и дети работали на заводах, в поле. «Все для фронта! Все для победы!» - такой лозунг звучал в те годы

- Но враг был силён, он наступал.

В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград.

(выступление учеников) Презентация «Синявинские высоты»

- С особым упорством враг обрушился на Ленинград. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада.

(выступление учеников) Презентация «Блокада Ленинграда»

-. Стояла осень 1941, когда фашисты подошли к Москве…

- Осень коснулась полей Подмосковья. Падал первый лист. 30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» - так назывался план фашистов. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом хотели ворваться в Москву фашисты. Схватить советские армии в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Таков у фашистов был план, они верили в успех, в победу. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Тысячу самолетов, пушек, много другого оружия. Двести фашистских генералов вели войска.

- Для защиты родной столицы прибыли воины с Урала, из Сибири, с дальнего Востока. И в январе 1942 года наша армия перешла в наступление.

(На доске появляются карточки) - (1942)

Битва за Москву.

(рассказ ученика) Презентация «Битва за Москву»

- Враг получил сокрушительный удар и отступил от столицы. До этого он еще никогда не терпел такого поражения. Весь мир понял, что фашистов можно бить.

.

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии.

Потерпев поражение под Москвой, летом 1942 года фашисты начали новое наступление на юге. Для танков, самолетов, автомашин нужно много горючего. Нефтью, из которой делают горючее, богат советский Кавказ. Для того, чтобы кормить миллионную армию, необходимо много продуктов. Хлебом богата советская Кубань. Фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ и Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. И конечно, они по- прежнему пытались уничтожить Советскую Армию и закончить войну быстрой победой.

Грозным было лето 1942 года. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге.

23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда.

Битва за

Сталинград.

(рассказ ученика) Доклад.

Началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. В этой битве впервые были использованы знаменитые минометы «Катюши». Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

- Но враг все еще был силён. Шел 1943 год.

( На доске появляется карточка) - 1943

Сражение под

Курском

(выступление ученика) Презентация « Курская дуга»

12 июля 1943 года под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин.

(рассказ уч-ка) «Советские танки»

Начался 1944 год.

(На доске карточки). - 1944

Январь.

Прорыв блокады

Ленинграда.

Освобождение

территории

СССР.

- 1944 год. Советские армии наступали. Удары, которые нанесли наши войска по фашистам, были роковыми для них. Начались годы поражений, годы окончательного изгнания фашистов с советских земель. Фронт растянулся от Баренцева моря до Черного моря

Именно после Курской победы был освобожден Севастополь, была окончательно снята блокада Ленинграда. Враги были еще сильными. Они упорно сопротивлялись, неохотно

расставались с захваченной советской землей. Шли упорные бои на Украине и в Белоруссии. Но не было уже силы, которая смогла бы остановить наступательный порыв наших войск. Советская Армия дошла до германской границы.

Наступил 1945 год.

(на доске карточка) – 1945.

Битва за

Берлин.

Великая Победа.

- Разгромив фашистов на территории СССР, наши войска протянули руку помощи порабощенным странам Европы. Они сражались за свободу Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии. Вели бои за освобождение Чехословакии, Югославии. Весной 1945 года советские войска подошли к столице фашистской Германии – городу Берлину. 16 апреля 1945 года началось последнее из гигантских сражений Великой Отечественной войны – битва за Берлин. Этой битвой руководил маршал Г. К. Жуков. Через две недели Красное знамя Победы развивалось над зданием Рейхстага.

День 9 мая стал Днем Победы.

(Выступления учеников) «Битва за Берлин»

- У каждой войны есть свои герои. Свыше 11 тысяч воинов разных национальностей удостоены звания Героя Советского Союза!

Война коснулась каждую семью. Ребята уже рассказывали не раз о подвигах своих прадедов и прабабушек.

Закрепление изученного.

На доске героическая летопись войны, составленная на уроке.

Работа в группах (Блиц опрос.)

- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?

(На легкую и быструю победу.

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

(900 дней.)

- Где одержали первую победу?

(Под Москвой.)

- Когда начались ожесточенные бои за Сталинград?

(Летом 1942 года.)

- Где разгорелось сражение летом 1943 года

(Под Курском.)

И чем стала эта победа?

(Началом крупного наступления.)

- Когда была полностью освобождена территория Советского Союза?

(В 1944 году.)

- Когда был штурм Берлина и кто руководил им?

(В апреле 1945 года, руководил маршал Жуков.}

- Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

(День Победы.)

Итог урока:

Победа нашему народу досталась дорогой ценой.

(На доске запись)

Война – 4 года.

1418 дней.

27 000 000 погибших людей.

Это значит 29 человек на каждые 2 м земли.

Это значит 20 человек каждую минуту.

Наша страна не просто выстояла в жестокой войне, мы разгромили фашизм, потому что война была всенародной!

- Давайте минутой молчания почтим память героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру в 4 классе по теме: " Страницы истории нашей родины".

Данный тест предназначен для контроля знаний по предмету окружающий мир в 4 классе после изучения раздела учебника :"Страницы истории нашей родины". Предлагается детям выбрать правильный отв...

Тест «Героические страницы истории нашей Родины»

Тест - обобщение по разделу "Героические страницы нашей Родины"...

Тест по окружающему миру для 4 класса Героические страницы истории нашей Родины

Тест для закрепления темы Героические страницы истории нашей Родины...

Героические страницы истории

Игра-викторина для начальных классов....

Карточки по окружающему миру. Героические страницы истории.4 класс.

Карточки составлены для проверки знаний по темам....

Приказ "Об участии в городском конкурсе «Героические страницы истории Отечества»"

Приказ Об участии в городском конкурсе «Героические  страницы истории Отечества» 2019 г....

«Героические страницы истории нашей Родины».

Цель: Расширение знаний о героических страницах истории нашего Отечества.Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.Задачи:-уточнить и расши...