открытый урок по окружающему миру в 3 классе
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка открытого урока60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Растительный мир Земли (обобщение)

Цели урока: 

Обобщить знания учащихся о растительном мире Земли, правилах бережного отношения к природе;

Развивать у детей творчество, воображения, ассоциативного мышления, фантазии; коммуникативной и информативной  компетентности, умение работать в группах;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Проектные цели:

Развивать умение строить монологичную речь;

Умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

Умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Оборудование:

1.Аудиозапись звуки леса

2.Презентация

3.Видеоролик о природе

4.карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы

5.бумажные листья деревьев

6. гербарий

7. книги (стихи о деревьях, травах, кустарниках)

8. маски

9.экологические знаки

10. 3 листа с надписями ярусов свечой

11.3 губки, краски, салфетки.

Ход урока

Предпроектный этап

  1. Орг. Момент.
  1. Эмоциональный настрой.

Окружающий мир дает возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!

(звучит музыка)

– Положите руки друг другу на плечи.

– Опустите голову.

– Закройте глаза.

«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.

– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.

– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.

– Откройте глазки.  (выключить музыку)

– Улыбнёмся друг другу.

– Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.

– Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.

  1. Вступительная беседа.
  1. Просмотр видеоролика о природе.
  2. Определение темы урока.

(Слайд 1)

        

-Визитная карточка урока – разноцветные листочки. Как вы думаете, почему?

(Слайд 2)

- Посмотрите, сколько листьев упало еще. Все они не простые, волшебные листочки желаний на уроке.

- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке окружающего мира?

Хочу научиться сравнивать,  узнать, читать, отвечать на вопросы, слушать, обобщать.

-Сегодня мы совершим путешествие в царство растений и создадим мини-проект на тему : «Растительный мир Земли».

-Давайте вспомним, что такое проект?

-Результатом нашей работы будет экологическая газета. А знания изученных тем помогут вам в создании этой газеты.

-Давайте вспомним изученное в этом разделе.

(презентация)

Беседа к презентации:

Слайд 3

-Давайте вспомним,  как называется наука, которая изучает растения?  ( Ботаника).

Слайд 4

-На  какие 2 группы делится природа?

Слайд 5

Назовите царства живой природы.

Слайд 6

-На какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.

Слайд 7-8

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они  в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

         Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

Слайд 9-10

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Слайд 11-12

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян.

Слайд 13-14

– Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

Слайд15-16

Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники.

Слайд 17

Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях,  внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

Создание продукта  проектной деятельности.

-Каждая страничка нашей экологической газеты имеет свое название. Чтобы определить тему каждой группы необходимо раскрасить карточки, которые висят на доске.

(выходят 3 ученика и раскрашивают, после детям вручаются макеты дерева, кустарника и травы)

- А о каких именно растениях сегодня будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки:

Загадки

1. Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)- взять гербарий

2. Зимой и летом зелена,

В лесу живёт она.

А на ней иголки

И коротки, и колки.

(Ель)- взять гербарий

3. В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла.

( пшеница)- взять гербарий

4.На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
(Ландыш)- взять гербарий

5. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)- взять гербарий

6. Сидит на палочке 
В красной рубашке, 
Брюшко сыто, 
Камешками набито.

(Шиповник)- взять гербарий

  1. Основная часть урока.
  1. Работа учащихся над мини-проектом.

Слайд 18

План работы над мини-проектом:

  1. название страницы экологической газеты.
  2. Особенности растений (описание; работа с гербарием; рисунки растений, листа).
  3. Растение в жизни человека.
  4. Работа с произведениями различных жанров о растениях.
  5. Использование экологической газеты.
  6. Источник информации.

(когда дети работают над созданием проекта тихо звучит музыка в сопровождении слайдов)

IV.Физминутка для глаз слайд 19

V.Презентация проекта.

  1. представление (защита) работ по плану.

-Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

- Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)

-А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани -лен, хлопок, древесину.)

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

(Выходят 2-3 ученика, которые будут играть роль врачей, переодеваются и занимают свои места; а остальные ребята-консультанты)

   VI. Ролевая игра «Лесная лечебница».

 - Да, ребята, мы сейчас находимся в лесу, а точнее в лесной лечебнице. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них врачи определят диагноз и покажут карточку-  «рецепт»  и отдадут пациентам, а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.

(«Пациенты» надевают маски на голову)

 Приглашаем первую пациентку березку. (Выходит береза, ей вручается карточка с текстом.) Береза «жалуется»:

  - Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору.

Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

— Конечно, мы тебе, березка, поможем! (Врачи ищут диагноз)

Следующей на прием приглашается «ель»:

Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!

  Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.

 Появляется «Ландыш».

— Пожалуйста, ландыш, проходите,

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места.  Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.

 Появляется «Шиповник».

- Люди часто нас вырубывают, чтобы посадить на этом месте культурные растения, скот обламывает наши веточки. Не будь у нас, колючек, так бы его человек и животные обирали, что и на развод не оставили бы. Пищевые, витаминные и лечебные его достоинства задолго до человека распознали звери и птицы. Уж на что лиса мясоедка, а и то шиповник любит. Мышь даже на камушек заберется, на цыпочки встанет, а дотянется-таки до низко висящей ягодки. Пыльцою цветков шиповника пользуются многие насекомые.

Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.

- Почему на прием не пришла  малина, пшеница?

VII.Итог урока.

-Давайте вспомним волшебные листочки в начале урока, и скажите, чьи желания она исполнила?

Синквейн

Зеленое, ядовитое

Растет, выделяет, убивает

Часть природы

Организм

VIII. Выставление отметок. Оцените участников каждой группы

IX. Домашнее задание.  На выбор учащихся: сочинить сказку о растениях или составить синквейн (на тему: Растительный мир Земли)

X.Рефлексия.

- В начале урока  мы говорили, что визитная карточка нашего урока- разноцветные листья, возьмите листочек и покажите:

- Если вы довольны своей работой на уроке поднимите - желтый.

-Если были трудности на уроке, но вы пытались с ними справиться - оранжевый.

Прощание с осенью (листопад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...