Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывается интерес окружающему миру. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_1_klasse_perelyotnye_pticy._doc.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.

Тема. Весна. Перелётные птицы.

Цель: расширение представлений о перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной.
  2. Расширить  представления  о перелётных птицах.

Коррекционно-развивающие:

1.Закрепить терминологию: слово, предложение.

2. Активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия перелётных птиц.

3. Закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО).

4. Совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и  имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Весна», иллюстрации «Перелётные птицы», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1,3,5.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о перелётных птицах, чтение  рассказов о перелётных птицах; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

Ход занятия:

       1.Мотивационный этап.

Прозвенел и смолк звонок. 
Начинается урок. 
Все  за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели.

      Всё узнаем, всё сумеем.
     Все преграды одолеем.
     Нас ничто не устрашит .
     К знаньям  путь всегда открыт

     2.  Артикуляционная гимнастика.

  Язычок на прогулке.

  Грибок.

  Белочка.

3.  Минутка календаря. Отработка временных понятий.

-Расскажите о сегодняшнем дне.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

3. Проверка ДЗ.

3.1 Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

- Какое сейчас время года?

- Сейчас время года весна.

- Какое время года было перед весною?

- Перед весною была зима.

- Какое время года наступит после весны?

- После весны наступит лето.

- Какая часть весны сейчас?

- Сейчас середина весны.

У. Расскажите о сезонных изменениях в природе в начале и середине весны.

3.2.  Работа по мнемотаблице.

Весной солнце поднимается выше. Становится теплее. День длиннее, а ночь короче. Снег оседает, чернеет, тает. Бегут ручейки. На водоёмах начинается ледоход. Земля освободилась от снега, появилась первая трава и первоцветы. На деревьях набухают  почки. Появляются насекомые.

4. Сообщение темы урока.

     - На уроке  продолжим разговор о живой природе весной.

     Тема урока: «Перелётные птицы»

4.1  Актуализация знаний.

- Каких птиц называют перелётными?

Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов  улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные места.

- Почему птицы улетают осенью?

- Почему птицы возвращаются весной?

Физминутка.

Повторим названия  некоторых перелётных водоплавающих птиц.

Это старый наш знакомый,

Он живёт на крыше дома,

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

(Аист)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(цапля)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

5. Изучение темы. Сегодня мы продолжим разговор о перелётных птицах, обратим внимание на пернатых, которые питаются насекомыми, червями.

5.1.  Птицы возвращаются весной потому, что достаточно корма. Какие птицы прилетели?  Хоровое проговаривание:

Стриж. Ласточка. Скворец. Кукушка. Грач.

5.2. Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово».

Птицы возвращаются из тёплых стран стаями. Они держатся вместе. Проговорим название птиц, когда их одна или несколько.

Модель.

1

3

5

  - Один ... стриж.

  - Три…   стрижа.

  - Пять…   стрижей.

5.3. Называние самки и самца перелётных птиц.

Будем учиться называть взрослых перелётных птиц.

- Работа с карточкой. ПАПА-МАМА.

Индивидуальное проговаривание.

Стриж - стрижиха.

Грач – грачиха.

Скворец – скворчиха.

Закрепление, хоровое проговаривание.

5.3.  Рассказ о птицах.

Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи  ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд. Грачи прилетают одними из первых . Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха стоит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд.

Вслед за грачами прилетают скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы-мамы. К их прилету скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.

Ласточки и стрижи прилетают  позже других птиц ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых. Ласточка за лето ловит до 1000 000 мошек и комаров.

Кукушка прилетает поздно, она питается гусеницами, которых собирает на деревьях. А гусениц становится много только после распускания листьев.

- Птицы очень заботливые родители. Они строят жилища-гнёзда, устраиваются в скворечниках, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают.  

Кукушка гнезда не строит и птенцов своих не растит. Подкладывает она яйца в гнёзда чужих птиц и другие родители растят её птенцов.

5.4.Работа с карточкой. Один - много.

 - Как называют птенцов? Показ на картинке и карточке.

       .

……..

Модель. Грачонок.- грачата.

               Стрижонок. – стрижата.

               Скворчонок. – скворчата.

               Кукушонок. – кукушата.

Хоровое проговаривание.

- Кого учились называть?

- Учились  называть птенцов перелётных птиц одного или много.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Пой-ка, подпевайка-ка:

десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж.

На, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

5.5. Игра «У кого кто?»

Птицы родители разлетаются к гнёздам , скворечникам. А кто их там ждёт?

Проговаривание по образцу:

У ласточки  ласточата.


5.6. Работа с текстом.  Восстанови текст. Работа в группах.


Весной, когда появляются насекомые, из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они строят гнёзда, занимают скворечники.


Птицы откладывают яйца, выводят птенцов. Выкармливая птенцов, птицы уничтожают огромное количество вредных насекомых. Спасают растения ют гибели.


6. Итог урока

   О каком явлении в природе весной мы говорили на уроке?

   Возвращение перелётных птиц. Выведение птенцов. Проговорить.

   

  Дополнение мнемотаблицы.


7. ДЗ Познакомиться с  «Памяткой». Нарисовать знаки.


         Памятка

   - Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц.

   - Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам

      хищники могут отыскать и разорить гнезда.

   - Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы родители могут его

     покинуть.

   - Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Она может

     поймать плохо летающих птиц.

   - В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

презентация к уроку развития речи (окружающий мир) "Виды растений"

к уроку развития речи "Виды растений"  прилагается презентация...

Проект урока развития речи в специальной коррекционной школе II вида по теме "Конструирование сложносочинённых предложений по теме "Осень"

Прект предлагается для  специальных коррекционных школ II вида (2-3 класс). Тема "Осень. Конструирование сложносочинённых предложений с союзами и. а" Проект предполагает использование частично по...

Урок развития речи 2 класс коррекционная школа VIII вида "Гигиена тела: кожа, волосы, ногти"

Разработка содержит презентацию по правилам гигиены и разработку урока, соответствующую слайдам презентации....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...