Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 3 часа,

 экскурсий – 7  часов 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  4. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Выразительно читать и пересказывать текст.
  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  2. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  3. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  4. называть основные особенности каждого времени года.
  5. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», 2007.

Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение», 2007.

Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс». – М.: Просвещение, 2006.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 66.

Количество часов в неделю – 2.

Количество часов в I триместре – 24.

Количество часов во II триместре – 20.

Количество часов в III триместре – 22 .

Тематическое планирование


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы содержания

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
необязательного
содержания

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение (9 ч)

1

Вводный урок. «Задавайте вопросы!»

1

Урок-экскурсия

Природа как составная часть окружающего мира

Текущий

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением

2–3

Мир вокруг нас, его многообразие

2

Комбинированный

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

Отличие объектов природы от изделий

Фронтальный опрос

 

4–5

Учимся задавать вопросы об окружающем мире

2

Комбинированный

Основные правила поведения в школе. Режим дня школьника

Беседа по вопросам

6–7

Наша школа

2

Комбинированный;

Правила организации учебной работы, подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание. Классный, школьный

Фронтальный опрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

экскурсия

коллектив

8–9

Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути

2

Комбинированный; экскур-сия

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах

Фронтальный опрос

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением

Кто и что? (18 ч)

10– 12

Что у нас над головой?

3

Комбинированный

Неживая и живая природа

Созвездие. Полярная звезда.

Большая Медве-дица.

Применение полезных ископаемых

13– 14

Что растёт на подоконнике?

2

Комбинированный

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

Беседа по вопросам

Родина декоративных комнатных растений

15

Что это за листья?

1

Комбинированный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение
отличительных признаков
(с использованием сравнения)

Текущий

Значение листьев

16

Что такое хвоинки?

1

экскур-сия

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение
отличительных признаков
(с использованием сравнения)

Текущий

Хвойные деревья. Хвоя

17

Что общего
у разных растений?

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Фронтальный опрос

Соцветие. Виды семян и плодов

18

Кто такие насекомые?

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие.

Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей)

Тест (7 мин)

Среда обитания и защитная окраска насекомых

19

Кто такие рыбы?

1

Комбинированный

Текущий

Виды рыб

20

Кто такие птицы?

1

Комбинированный

Текущий

Виды птиц

21

Кто такие звери?

1

Комбинированный

Тест (5 мин)

Среда обитания

22

Что такое зоопарк?

1

экскурсия

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Беседа

Среда обитания

23

Что окружает нас дома?

1

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Текущий

Телефоны экстренной помощи

24

Что умеет компьютер?

1

Практический

Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные
навыки)

Фронтальный опрос

Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним

25

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Текущий

Телефоны экстренной помощи

26

Что мы знаем
о нашей стране
и своем городе?

1

экскурсия

Россия – наша Родина.

Родной город

Текущий

Экскурсия к памятнику истории

27

На что похожа наша планета?

1

Комбинированный

Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли

Тест (7 мин)

Солнечная система. Планеты солнечной системы

Как, откуда и куда? 12 (ч)

28

Куда текут реки?

1

Комбинированный

Река, использование человеком.

Правила обращения с водой

Текущий

Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки

29

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

1

Комбинированный

Беседа по вопросам

Очистительные сооружения

30

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Комбинированный

Основные правила обращения с электричеством

Беседа

Электростанции, аккумуляторы

31

Откуда берутся снег и лед?

1

Практический

Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха)

Практическая
работа

32

Как живут растения?

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Тест (7 мин)

Части растений


1

2

3

4

5

6

7

8

9

33

Как живут животные?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Текущий

Жилища животных

34

Как ухаживать за кошкой и собакой?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Беседа

Ветеринария

35

Как зимой помочь птицам?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Текущий

Природные столовые

36

Как путешествует письмо?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Текущий

История марки, конверта

37

Откуда берутся шоколад, изюм
и мёд?

1

Комбинированный

Изготовление шоколада, изюма, меда

Индивидуальный опрос

38

Откуда берётся
и куда девается мусор?

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе

Текущий

Переработка
мусора


1

2

3

4

5

6

7

8

9

39

Откуда в снежках грязь?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Фронтальный опрос

Где и когда? (9 ч)

40

Когда придёт суббота?

1

Комбинированный

Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Текущий

Календарь

41

Когда наступит лето?

1

42

Где живут белые медведи?

1

Комбинированный

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Беседа

Антарктида

43

Где живут слоны?

1

Текущий

Саванна

44

Где зимуют птицы?

1

Комбинированный

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Фронтальный опрос

Перелетные птицы

45

Когда жили динозавры?

1

Текущий

Динозавры

46

Когда появилась одежда?

1

Комбинированный

Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена

Индивидуальный опрос

Виды одежды


1

2

3

4

5

6

7

8

9

47

Когда изобрели велосипед?

1

Комбинированный

Отдых в семье

Текущий

Изобретения

48

Когда ты станешь взрослым?

1

Комбинированный

Труд в семье, на производ-стве

Тест (7 мин)

Профессии людей

Почему и зачем? (17 ч)

49

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?

1

Комбинированный

Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Текущий

Созвездия. Размеры звезд. Виды звезд

50

Почему на Луне не живут люди?

1

Комбинированный

Беседа

Луноходы

51

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Фронтальный опрос

Виды дождей

52

Почему звенит звонок?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Текущий

Эхо

53

Почему радуга разноцветная?

1

Комбинированный

54

Почему их так назвали?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Беседа

Названия животных


1

2

3

4

5

6

7

8

9

55

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

1

Комбинированный

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)

Тест (7 мин)

56

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

Самостоятельная работа

57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Комбинированный

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Беседа

Витамины

58

Почему нужно чистить зубы
и мыть руки?

1

Практический

Текущий

Гигиена

59

Зачем мы спим ночью?

1

Комбинированный

Тест (7 мин)

60

Зачем строят корабли?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Текущий

Как устроен корабль

61

Зачем нужны автомобили?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Беседа

Как устроен автомобиль

62

Почему поезда такие длинные?

1

Текущий

Эстакада. Локомотив


1

2

3

4

5

6

7

8

9

63

Зачем нужны самолеты?

1

беседа

Как устроен самолет

64

Зачем летают в космос?

1

Текущий

Искусственные спутники земли

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния

Тест (7 мин)

Цепи питания

Заключение (1 ч)

66

Как мы находили ответы на свои вопросы?

1

экскур-сия

Источники информации об окружающем мире

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...