Методическая разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Содержание урока:

  • Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.
  • Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.
  • Экологические связи в зоне тундры.
  • Занятия местного населения.
  • Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы.
  • Природоохранные мероприятия.
  • Животные из Красной книги России. Заповедники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мочалова М.А.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ 374

Разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 4 классе

по теме «Тундра»

УМК «Школа России» А. А. Плешаков

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
  3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Содержание урока:

  1. Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.
  2. Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.
  3. Экологические связи в зоне тундры.
  4. Занятия местного населения.
  5. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы.
  6. Природоохранные мероприятия.
  7. Животные из Красной книги России. Заповедники.

Характеристика деятельности учащихся:

  1. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  2. - находить на карте природных зон зону тундры;
  3. -  характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;
  4. - выявлять экологические связи в зоне тундры;
  5. - извлекать из дополнительной литературы (книг «Зелёные страницы», «Атлас определитель», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
  6. - характеризовать зону тундры по плану;
  7. - моделировать природные особенности тундры;
  8. - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и, возникших вследствие этого, экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
  9. - формулировать выводы по изученному материалу;
  10. - оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование:

  1. карта "Природные зоны России";
  2. мультимедийная презентация.

Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный момент.

Слайд 2.

II. Проверка домашнего задания.

Разгадывания кроссворда.

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с небольшим красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика - царство снега и :.

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

Слайд 3.

III. Целеполагание.

- Что хотите узнать об этой природной зоне?

Местонахождение

Погодные условия

Растительный мир

Животный мир

Занятия населения

Слайд 4.

IV. Работа по новой теме.

Работа с картой.

- Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?

(Тундра протянулась с Запада на Восток почти по всему побережью Северных морей. Эта зона находится южнее Арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)

Слайд 5.

Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная".

- В каком тепловом поясе находится эта природная зона? ( За линией северного полярного круга)

- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

Слайд 6.

На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения.

(Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия.

Слайд 7.

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

- Как растения приспособились к жизни?

Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Слайд 8.

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме.

Рассмотрите иллюстрацию "В тундре весной" на с. 88-89 учебника.

Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?

(В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.)

Слайд 9.

Серый журавль - очень  крупная  птица.  Размах  крыльев  около 2,5 метров. Перелёты  совершает  стаями. Весенний  прилёт  в  конце  апреля- мае.

Слайд 10

Северный олень очень  крупная  птица.  Размах  крыльев  около 2,5 метров. Перелёты  совершает  стаями. Весенний  прилёт  в  конце  апреля- мае.

Слайд 11

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Слайд 12

Белая куропатка - растениеядная птица, меняется оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Слайд 13

- Определи, о каком животном идет речь.

«Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День - деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается».

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по новой теме.

1. Работа по учебнику. С. 91-92

2. Сообщение учащихся.

Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.

Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.

Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.

В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.

Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.

Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.

Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.

IX. Работа в рабочей тетради на печатной основе.

С.28-29 задание 3, 5,6.

Слайд 14

X. Работа по учебнику.

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью "Тундра и человек" на с. 93-95 учебника.

Учащиеся самостоятельно читают.

Слайд 15

- Какое основное занятие населения тундры?

(Основное занятие - оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.)

- Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

(От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.

Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

- Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических связей в тундре?

(Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.)

Слайд 16

XI. Закрепление.

- Разгадайте кроссворд (с иллюстрациями).

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: "краснозобая:" (Казарка)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка)

6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами. (Голубика)

7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину. (Морошка)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк)

11. Олений мох. (Ягель)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника)

Слайд 17

Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

Слайд 18

XII. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об охране природы.

Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры.

Прочитать статью учебника страницы 87-97.

Слайд 19

XIII. Итог урока.

Игра "Да" - "Нет".

Слайд 20

XIV. Оценивание.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1., М.: Просвещение, 2006.
  2. Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2008.
  3. Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
  4. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир", 4 класс. М.: ВАКО, 2004.
  5. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Мир насекомых Окружающий мир 1 класс

"Методическая разработка урока Мир насекомых  Окружающий мир 1 класс конспект урока, презентацияКонспект урока .презентация"...

Учебно-методическая разработка урока по курсу «Окружающий мир» на тему «О чём рассказывают летописи» 4 класс, УМК «Начальная школа XXI века»

тип урока: урок усвоения новых знаний;структуру урока: комбинированная;форма проведения:   традиционный урок с элементами маршрутной игры- путешествия;     формы раб...

Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир" во 2 классе

Тема урокаВодные богатства. Моря.Цель и задачи урока.Познакомить с особенностями окружающих сушу соленых  водоемов – морей. Расширять представления о морях. Формировать умение различать водные пр...

Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"

Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...