Урок окружающего мира. Тема:"Октябрь уж наступил..."
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Палирус Янина Николаевна

Урок окружающего мира.  1 класс (УМК "Начальная школа XXI век).  Тема:"Октябрь уж наступил..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Окружающий мир

Тема: «Октябрь уж наступил…»

…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков

       любви к своей стране…

                                                   К.Г.Паустовский

Тип урока: обобщающий

Цели деятельности педагога:

  1. создать условия для уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени; ознакомления с понятиями осёдлые птицы, перелётные птицы;
  2. способствовать развитию монологической речи, наблюдательности,  умению сопоставлять,  выделять и обобщать характерные признаки, явления;
  3.  воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные:  научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнаёт  о наступлении осени; устанавливать зависимость между изменениями в живой и неживой природе, определять  понятия осёдлые и  перелётные птицы.

Метапредметные ( критерии  сформированности / оценки компонентов универсальных  учебных действий- УУД):

Регулятивные: планирование-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание-преобразовывать практическую задачу в познавательную. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: общеучебные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные-наблюдать явления наступившей осени, объяснять  понятия  осёдлые птицы, перелётные птицы; логические-уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.

Коммуникативные: управление коммуникацией-аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром.

Личностные-нравственно-этическая ориентация –порявляют любовь к животным и чувство ответственности

Оборудование: рисунки с изображением времени года-осень, осенние листья, раздаточный материал, музыкальное сопровождение

Ход урока

I. Организационный момент

В классе нашем красота,

 Гости к нам пришли сюда,

 Их улыбками встречаем

 Улыбаясь, обещаем:

 Будем мы внимательны

 Отзывчивы, старательны.

II. Актуализация полученных знаний

 Игра «Доскажи словечко»

-Ребята, наш урок мы начнем с игры «Доскажи словечко».

Что же это за словечко?

           Ветки голые стучат,

           Галки черные кричат

           В тучах редкая просинь,

           Наступила…(осень)

                               Льдинка хрустит тонко,

                               Крикнет птица звонко,

                               Будто есть попросит

                               Наступила (осень)

         Гнезда черные пусты,

         Меньше сделались кусты

         Ветер листья носит,

         Наступила…(осень)

-Молодцы, ребята, вы правильно назвали . Это слово – осень.

-О чём мы сегодня  поговорим  на уроке?  (предположения детей: о родной природе осенью).

– Как изменяется погода осенью?

 – Чем богата осень?

 – Какие приметы осени вы наблюдаете?

В октябре часто идут дожди. С середины октября воздух становится холоднее. Световой день убывает. Рано опускаются сумерки. Ночи пока безморозные, но часто зачастят дожди со снегом. Всё чаще по утрам лужи покрываются тоненьким ледком. Ветер срывает листву.

         Запасаются кормом на зимовку животные. Кто не знает белкины орешки? Лягушки зарываются в наводи, чтобы переспать подо льдом всю зиму. Травы-многолетники скопили в себе все необходимые вещества в корнях и луковицах, чтобы дождаться следующей весны для нового роста. Вот и тепло последних уходящих дней затянувшегося бабьего лета сменяется дождем. Хорошую погоду золотой осени, кучевые облака и солнце сменяют пасмурность и серая небесная пелена. А тем временем скворцы уже готовы к перелету, ждут первых холодов и в дорогу. Следом за ними, почувствовав ранние морозы, рванут на юга и грачи с дроздами.

 – Как изменяются  деревья?

 – Листья какого цвета падают на землю?

 – У какого дерева самые яркие осенние листья? (У клёна)

– Какие осенние месяцы вы знаете?

 – О каком осеннем месяце говорится в этой загадке:

Всё мрачней лицо природы:

 Почернели огороды,

 Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,

 Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

III.  Сообщение темы и задач урока

– Тайны какого месяца  мы сегодня  узнаем?  ( ответы детей)

 Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”,  октябрь-Грязник “, потому  что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.  Если в первую половину октября лес предстает во всей своей красе золотой осени, то со второй половины месяца листья быстро опадают, заряжают дожди, а земля становится сырой и грязной. Вот и название месяцу - Грязник.

Примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

IV. Практическая работа

У детей – листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона?

 – Покажите изнанку? Лицевую сторону?

Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.

Физминутка

– В октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя бурые, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.

V.  Исследовательская работа: составление прогноза погоды по народным приметам.

VI. Дидактическая игра «Прогноз погоды»

 Осень предлагает разгадать вам загадки и узнать, какие изменения  происходят в природе осенью :

1. Подходила – грохотала,

Стрелы на зиму метала

Нам казалось, шла с бедой

Оказалась, шла с водой.

Подошла и прошлась

Вдоволь пашня напилась.      /туча/

2. Шумит он в поле, и в саду

А в дом не попадает

И никогда я не пойдет,

Покуда он идет.        /дождь/

3.  Летит, а не птица, воет, а не зверь.  /ветер/

– Мы говорили об изменениях в неживой природе, а сейчас мы понаблюдаем за изменениями в живой природе.

V. Работа в паре

У детей карточки с птицами

– Рассмотри птиц. Отметь птиц, которых ты видел в октябре: ворона, синица, воробей, голубь.

 – Почему мы не увидели в октябре ласточку и скворца?

 – Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края?

 – А тех, которые остаются?

 – Почему  улетают птицы?

 – Почему не все птицы улетают?

 – А вот о том, какие птицы от нас улетают и как они это делают, вы прочитаете в учебнике.

VI. Работа с учебником

– Кто улетает первыми?

 – Кто следует за ними?

 – А кто последний улетает от нас?

VI. Работа в тетради

– Эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помогите им разобраться в этом. Раскрасьте квадратик около тех птиц,  которые не улетают на юг.

Оцените свою работу

(проверка)

Физминутка

Встреча птиц

Руки подняли и покачали-

(Лёгкое покачивание руками, помахивание)

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

(Садятся. Руки за спину, потом на парту)

Крылья сложили назад.

VII.  Закрепление пройденного

-Тем птичкам, которые остались у нас зимовать, нужна помощь.

- А как мы можем помочь птицам?

(высказывания- предложения детей)

VIII. Родная природа в поэзии,  музыке.

  1. Сообщение учителя.
  2. Чтение обучающимися стихотворений А.С.Пушкина, К.Д.Бальмонта.

-О каких признаках осени говорится в этих стихотворениях?

               3.  Прослушивание музыки

IX.  Итог урока

  1. О каких тайнах октября вы сегодня узнали?
  2. Какие открытия для себя сделали?
  3. О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?

  X.  Рефлексия

       «Пейзаж- зеркало настроения»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.

Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...

Урок окружающего мира. Тема урока: "Группы животных" 2 класс, система Л. Занкова

Аннотация                     Урок окружающего мира  «Группы животных» (2 класс) разрабо...

Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"

Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля...

Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Рабочий лист к уроку окружающего мира. 1 класс. Когда наступит лето?

Рабочий лист к уроку окружающего мира. 1 класс. Когда наступит лето?...