Животные - живые существа
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Карачева Ольга Евгеньевна

К уроку  была приготовлена презентация, куда вошли задания с использованием интерактивной доски и демонстрационные слайды 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Предмет, класс:окружающий мир, 2 класс (1 – 4)

Тема:Животные – живые существа

Программа: «Школа ХХI века» система Н.Ф.Виноградовой

                                                          Выполнил учитель начальных

                                             классов МОУ средней

                                                          общеобразовательной школы с

                                                                  углубленным изучением отдельных

                                                           предметов № 118 Московского

                                            района г. Н.Новгород

                                                      Карачева Ольга Евгеньевна

Нижний Новгород

2012

Тема: Животные – живые существа

Цель: Углубить знания учащихся о животных.

Задачи:

  1. Предметные: продолжать формировать знания учащихся о животных
  2. Метапредметные: формирование навыка делового сотрудничества (работа в паре и группах)
  3. Личностные: воспитывать уважение к чужой точке зрения

УУД:

Личностные:проявление интереса к учебному материалу. Формирование заботливого и доброжелательного отношения к животным и ко всему живому.

Регулятивные:планирование своих действий,выполнение заданий в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; контролирование своих действий, оценка и самооценка результатов своей деятельности.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Методы и приемы: беседа, рассказ, слушание, работа с учебником и тетрадью, соотнесение выполненной работы с образцом, использование загадок, стихотворений, работа с кроссвордом

Оборудование:

- компьютерная презентация «Животные – живые существа», карточки для составления цепи питания (6 групп), кроссворды (для каждой группы свой)

Ход урока

Содержание урока

Деятельность

учащихся

Компонент учебной деятельности и УУД

I.Орг. момент

Начинаем ровно в срок 
Наш любимейший урок. 
Дружно за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 
Пусть сегодня для нас всех 
На урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 
Пожелайте нам удачи, 
И успешности в придачу! 
Тихонечко сначала сядут девочки, а затем мальчики.

Выполнение действий по тексту

Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация)

УУД – личностные

II. Повторение.

Давайте вспомним на какие две группы можно разделить всю окружающую нас природу.

(слайд)

Игра «Живая - неживая»

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.

(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек)

- Итак, что же относится к неживой природе? (слайд )

- А к живой? (слайд )

- Природа бывает живая и неживая.

(дети хлопают в ладоши, если слышат слово, которое относится к живой природе)

УУД – личностные

Проявление инте-реса к учебному материалу

УУД –

регулятивные

Оценка правиль-ности выполнения задания

УУД –

познавательные

Логические

III- Молодцы! Вы справились с этим заданием. А справитесь ли вы вот с таким заданием. Слушайте внимательно:

Они бывают большие и маленькие, они прыгают, ползают, летают, лают и мяукают. И каждый из них - это загадка!

-Догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

А что бы вы хотели узнать о животных? Какие цели мы поставим?

-А что новое вы хотите узнать?

-Животные

- О животных

- Повторить то, что знаем, узнать новое.

-чем питаются;

-как защищаются;

-где живут

Мотивационный компонент (познавательная мотивация)

УУД – познавательные

УУД – регулятивные

Принять и сохранить учебную задачу. Спланировать свои действия

IV -Хорошо, кого же мы отнесём к животным?

(слайд )

- Что вы знаете о насекомых? (слайд )

- Следующая группа – птицы.Что вы о них знаете?(слайд)

- Что вы знаете о рыбах? (слайд )

- О земноводных? (слайд )

- А чем отличаются жабы от лягушек? 

- Что вы знаете о пресмыкающихся? (слайд )

- О зверях? Как ещё называют зверей? Почему? (слайд)

Игра «Кто лишний?»

Сова, заяц, ёж, лиса

Уж, змея, черепаха, лягушка

Воробей, орёл, бабочка, пингвин

(работа в тетради с.12 № 8б)

(слайд )

- Ой, ребята, пока мы с вами играли, с нашим компьютером что-то случилось. Произошёл какой-то сбой. Снова появилась та же таблица. Давайте проверим, всё ли здесь правильно? Ошибка? Где? Исправьте её. Теперь всё на своих местах.

Итак, я предлагаю открыть ещё одну тайну животных и узнать, чем же они питаются.(слайд)

- Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

(слайд)

- Как называются животные, которые питаются растениями? 

- Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (слайд)

- Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются…

- Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания? (слайд )

(учебник с. 36)

Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

Как они связаны?

− Послушайте сказку, но слушайте внимательно.

Сказка (слайд )

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты.
И слышу голосок:
− Угадай, кто я? Я ем 
жуков и муравьев!
Я подумал и твердо сказал:
− Дятел!
− Вот и не угадал! Еще ем я 
ос и шмелей!
− Ага! Ты птица осоед!
− Не осоед! Еще я ем 
гусениц и личинок.
− Гусениц и личинок любят дрозды.
− А я не дрозд! Еще я грызу 
сброшенные лосями рога.
− Тогда ты, наверное, лесная мышь. 
− И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем 
мышей!
− Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
− То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
− Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.
− Покажусь, только ты признай себя побежденным.

− Догадались?

− Рано! – ответил я.
− Иногда я ем 
ящериц. А изредка рыбу.
− Может, ты цапля?
− Не цапля. Я ловлю 
птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
− Похоже ты куница.
− Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще 
почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы.

− Кто же это такой, выдогадались?
− Слушаем дальше.
− Сдаешься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел 
белку! (слайд )

− Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

- Каждое растение, каждое животное образует свою цепь питания. Попробуйте составить цепь питания из слов: КАПУСТА, ЗАЯЦ, СЛИЗЕНЬ, ВОЛК, ЛЯГУШКА, ЦАПЛЯ.

(слайд ) Проверка на интерактивной доске.

− Что заметили?

ВЫВОД. В природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего. Человек не вправе вмешиваться в живую природу

Физкультминутка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окно.

Зайка по лесу бежит

И от страха весь дрожит.

Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай,

Лапу нам давай.

- Каждое животное, даже хищник, может стать добычей более сильного хищника. Поэтому в природе у каждого животного появились свои способы защиты от врагов. Рассмотрите рисунки и расскажите, как защищаются животные.

- Итак, одни животные спасаются бегством (убегают, улетают, уплывают…), другие маскируются под цвет окружающей природы, третьи прячутся в норке.

У каждого животного есть свой дом. Только эти дома все разные. Где кому удобно, там и живут. Послушайте стихотворение:

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

- О каких животных вы услышали? Где они живут?

- Отгадайте, о каких животных говорится в загадках:

Водяные мастера 
Строят дом без топора. 
Дом из хвороста и тины, 
И плотину. 

Плотник острым долотом 
Строит дом с одним окном. 
Сделал дыру, вырыл нору. 
Вот спальня, вот кладовка – 
Всё сделано ловко. 

Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный. 
Лепит домик под окном 
Из травы и глины. 

- Какие ещё дома строят животные?

Кроссворд "Животные" (слайд)

А сейчас посмотрите внимательно на экран. Перед вами - очень странный кроссворд. Странный, потому что нет вопросов к нему. Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут кроссворды, которые находятся у меня в руке. Кроссворды разного цвета. Количество слов, зашифрованных в них, соответствует количеству клеток того же цвета в нашем большом кроссворде на экране. Есть задания, состоящие всего из 4 слов, а есть задания, состоящие из 7 слов. Вы можете выбрать любое. Если вы правильно разгадаете все слова, то по вертикали в своём кроссворде вы сможете прочесть название того животного, что спряталось на экране в строке соответствующего цвета. Если сможем открыть все слова, то возможно по вертикали, мы тоже сможем прочесть какое-то слово.

Итак, приступаем. Приложение2

- Какое же слово у нас получилось?

Охрана животных

Мы много говорили с вами о животных, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд - 
Кто делает мёд
И кто делает яд!

Плохие дела 
У кошки без мышки,
У мышки без кошки 
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то 
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется,
То это, конечно, 
Ошибкой окажется!

Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети 
Запомнить должны! 
(Б. Заходер)

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

-насекомые, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, звери

(рассказы детей с примерами)

Млекопитающие, выкармливают своих детей молоком

Сова – птица

Лягушка – земноводное

Бабочка – насекомое

(работа в паре)

(дети находят ошибку в таблице – животные относятся к живой природе – и исправляют её)

травой, насекомыми, животными

растительноядными

хищники

всеядными.

(ответы детей)

(предположения детей)

(слушают сказку)

(предположения детей)

(работа в группах)

(дети говорят и выполняют движения по тексту)

(работа с рисунками в учебнике на с. 34-35)

Бобр

Дятел

Хомяк

Ласточка

(рисунок  с. 38  в учебнике)

(выбирают кроссворд и работают в группах)

Молодцы

(ответы детей)

(чтение стихотворения подготовленной ученицей)

Операционный компонент

УУД – познавательные

Построение речевого высказывания в устной форме

УУД – познавательные

Логические: анализ

УУД – регулятивные

Оценка правиль-ности выполнения задания

УУД – коммуникативные

Сотрудничество в паре

УУД – регулятивные

Работа с интер-активной доской

Оценка правиль-ности выполнения задания

УУД – познавательные

Поиск и выделение необходимой информации

УУД – познавательные

Поиск и выделение необходимой информации на основе слухового восприятия

УУД – личностные

Учебно-познава-тельный материал и личное отношение

УУД – коммуникативные

Сотрудничество в группе. Планирова-ние учебного сот-рудничества с учи-телем и сверстника-ми, способов взаи-модействия; фор-мирование умения объяснять свой вы-бор, строить фразы, отвечать на постав-ленный вопрос, аргументировать

УУД – личностные

Проявление инте-реса к учебному материалу

УУД – регулятивные

Работа с интерак-тивной доской

Оценка правиль-ности выполнения задания

Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация)

УУД – личностные

Сохранение здоровья

Операционный компонент

УУД – личностные

Проявление инте-реса к учебному материалу

УУД – познавательные

Поиск и выделение необходимой информации

УУД – познавательные

Структурирование знаний

Регулирующий компонент

УУД – регулятивные

Ориентация на полученные знания.

Правильность вы-полнения задания.

Самооценка результата своей деятельности.

УУД – личностные

Заботливое и доброжелательное отношение к животным и ко всему живому.

Рефлексия

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вспомните, в начале урока мы написали, что хотели бы узнать. Как вы думаете, мы ответили на эти вопросы?

Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы! А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось?

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Ответы детей, самооценка

Регулирующий компонент

УУД – регулятивные

Ориентация на полученные знания.

Самооценка результата своей деятельности.

Итоговая рефлексия

Приложение 2

1

2

3

4

  1. Очень  трусливое  травоядное  животное
  2. Всеядное  животное  наших  лесов
  3. Насекомое,  которое  даёт  нам  мёд
  4. Пресмыкающееся,  которое  в  минуту  опасности  может  отбросить  свой  хвост

1

2

3

4

5

  1. Травоядное  животное,  которое  даёт  нам  молоко,  но  не  корова
  2. Самое  прожорливое  насекомое
  3. Мелкое  животное,  любимое  лакомство  кошки
  4. Птица,  живущая  на  болоте,  питается  преимущественно  лягушками
  5. Небольшая  хищная  рыба,  обитающая  в  прудах  и  реках

1

2

3

4

5

6

7

  1. Рыжая  хищница  из  леса
  2. Очень  трусливое  травоядное  животное
  3. Насекомоядная  птица – вестник  весны
  4. Птица, которая  никогда  не  высиживает  птенцов
  5. Мелкое  животное,  любимое  лакомство  кошки
  6. Травоядное  животное,  которое  даёт  нам  молоко,  но  не  корова
  7. Птица,  живущая  на  болоте,  питается  преимущественно  лягушками

1

2

3

4

5

1.  Самое  прожорливое  насекомое

  1. Очень  надоедливое  насекомое, любимое  лакомство  лягушек
  2. Птица, которая  никогда  не  высиживает  птенцов
  3. Самое  большое  травоядное  животное  на  Земле
  4. Рогатый  лесной  красавец

1

2

3

4

5

6

7

  1. Очень  надоедливое  насекомое, любимое  лакомство  лягушек
  2. Самое  прожорливое  насекомое
  3. Птица – санитар  леса
  4. Хищная  птица,  которая  охотится  ночью
  5. Пресмыкающееся,  которое  в  минуту  опасности  может  отбросить  свой  хвост
  6. Млекопитающее,  живущее  в  воде
  7. Мелкое  животное,  любимое  лакомство  кошки

1

2

3

4

5

  1. Очень  трусливое  травоядное  животное
  2. Насекомоядная  птица – вестник  весны
  3. Насекомое,  которое  даёт  нам  мёд
  4. Рогатый  лесной  красавец
  5. Земноводное

1

2

3

4

  1. Всеядное  животное  наших  лесов
  2. Хищное  животное  с  кисточками  на  ушах
  3. Земноводное
  4. Млекопитающее,  живущее  в  воде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Презентация к уроку по теме: "Животные - живые существа"

Данная презентация была использована на уроке окружающего мира  по программе "Начальная школа ХХI века"...

Животные - живые существа

Презентация по окружающему миру для раздела "Животные"...

"Животные - живые существа"

Познакомить с царствами живой природы       (бактерии, растения, животные, грибы)....

Окружающий мир Тема: «Животные- живые существа» 1 класс (1-4)

Цели урока:- помочь учащимся в восприятии, осмыслении и систематизации знаний о животных как части окружающего нас мира;- подвести к пониманию того, что животные- живые существа, показать основн...