Урок по ОРКиСЭ православная культура ХРАМ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок по религии в 4 классе по теме : Храм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnyy_hram.pptx1.93 МБ
Файл hram.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Православный храм Выполнила : учитель начальных классов Базарова Ольга Владимировна

Слайд 2

Цели и задачи: Дать детям представление о православном храме Познакомить школьников с устройством Храма Воспитывать у детей уважительное отношение к православным традициям, прививать любовь к малой родине, учить тонко чувствовать красоту окружающего мира. Познакомить школьников с памятниками православной культуры Наровчатского района.

Слайд 3

ХРАМ ХРАМ – ЭТО ПОМЕЩЕНИЕ, НЕСУЩЕЕ СМЫСЛ, СИМВОЛИКУ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭТО КНИГА, НАПИСАННАЯ АРХИТЕКТУРНЫМИ ФОРМАМИ.

Слайд 4

Форма храма в виде корабля.

Слайд 5

Он может быть построен в виде креста (символ спасения) ,

Слайд 6

Он может быть построен в виде круга (символ вечности)

Слайд 7

Храм в виде звезды . Храм в виде звезды означал, что мир – пустыня, а храм – путеводная звезда в ней.

Слайд 8

Венчает храм купол это обычно луковка или маковка. Здесь пять куполов символизируют Христа и четырех Евангелистов.

Слайд 9

На куполе — обязательный крест, символ нашего Спасения.

Слайд 10

Смотрим строение храма. притвор храм паперть притвор алтарь храм колокольня

Слайд 11

Притвор — это небольшое пространство между дверью и самым храмом.

Слайд 12

Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог.

Слайд 13

Алтарь - самое святое пространство храма.

Слайд 14

Пространство храма от алтаря отделяет иконостас.

Слайд 15

Солея символизирует огненную реку, отделяющую мир от Небес (храмовое пространство от алтаря).

Слайд 16

Центральная часть солеи называется амвон (в переводе с греческого – «возвышенное место»).

Слайд 17

К л ир о сы

Слайд 18

Это Царские врата.

Слайд 19

Икона – выражение самого высокого богословия.

Слайд 20

Колокольня

Слайд 21

Колокол

Слайд 22

Канун

Слайд 23

лампада



Предварительный просмотр:

 Тема урока:  Православный храм.

Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и его назначением.

Задачи урока: 

 1.Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

2.Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

3.Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

4. Познакомить  школьников с памятниками православной культуры Наровчатского района.

      Оборудование:

Интерактивная доска, нетбуки, диск «Основы православия»,карточки с заданиями, презентация 1, презентация 2.

Ход урока.

  1. Организационный момент  (1мин.) Презентация 1.

  Вот опять звенит звонок,

  Начинается урок.

  Мы не можем расслабляться,

  Пора в работу нам включаться.

  1. Введение в тему урока    (1 мин.)

Этот дом- не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолится в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам…

Это- (Д: православный храм!)

  1. Сообщение темы и цели урока. (2 мин )

У: Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

У: Да, ребята, тема урока – Храм. (слайд 1)

У: Какие цели и задачи  вы поставите для себя на урок?

Д: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о Храме.

Д:  Я хочу познакомиться с устройством Храма.

Д: А я хочу узнать. Зачем люди ходят в храм. (слайд 2)

  1. Актуализация знаний.  (2 мин)

У: Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки и стихи про них придуманы. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте?

 Д: В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются.

  1. Изучение нового материала.   (20 мин)

      Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

У: А кто из вас был в храме?

У: В каких храмах вы были?

У: Сегодня на уроке мы будем говорить о храмах.

У: Попробуйте  дать определение слову «храм». (слайд 3 ) 

          Беседа с учащимися.

   На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

 У:  Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

 У: Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.  Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.  Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.  Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. (слайд 4, ) 

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

 У: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (слайд 6)

У: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви –    Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

У: Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?      Физкультминутка

       Этап усвоения новых знаний и способов действий

Исследовательская работа учащихся.

(Учитель направляет и координирует работу в группах).

«исследовательский стол»

(1 группа).

Задания первой группе:

Исследовать внутренне строение храма,  используя учебник, нетбуки и дополнительную литературу по плану.

1)Какие части выделяют во внутреннем строении храма?

2)Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, неф (средняя часть храма), Алтарь, иконостас, солея, амвон, клиросы, Царские врата, икона.

Задания второй группе.

Используя текст дополнительной литературы и нетбуки  исследовать:

1)Что называют звонницей?

2) Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?

3)Почему звонят колокола?

4) Какие бывают колокольные звоны?

Третий  исследовательский стол (3 группа).

Задания третьей группы.

1)С помощью учебника исследовать значение предметов: кадило, панихидный столик, лампада.

2)Выяснить, что такое богослужение?

У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?

  1. Проверку и обсуждение результатов самостоятельной работы. (8 мин.)

1 группа

1)Какие части выделяют во внутреннем строении храма?

Д: Внутри православный храм разделяется на три части: 1. Притвор 2. Место в храме, где стоят молящиеся . 3. Алтарь, где служат священники.

2)Дать объяснение понятиям и их значение словам: притвор, неф (средняя часть храма), Алтарь, иконостас, солея, амвон, клиросы, Царские врата, икона.

Д: Притвор-то преддверие к храму, там продаются церковные принадлежности и свечи. ( показ слайда)

Д: Неф занимает  середину храма и предназначена для молящихся за богослужением.( показ слайда)

Д: Само слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник. Алтарь-место, где молятся священники.  ( показ слайда)

Д: Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородку, которая уставлена иконами и называется иконостасом.(показ слайда)

Д: Возвышение перед иконостасом называется солея.(показ слайда)

Д: Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением.(показ слайда)

Д: Перед иконостасом справа и слева находятся возвышенные места для расположения хора, называемые клиросами.(показ слайда)

Д: Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются Царскими, потому что через них проходит  Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители. (показ слайда)

Д: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.(показ слайда)

Задания второй группе.

Используя текст дополнительной литературы и нетбуки  исследовать:

1)Что называют звонницей?

Д: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.(показ слайда)

2) Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?

Д: Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол.(показ слайда)

3)Почему звонят колокола?

Д: Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

4) Какие бывают колокольные звоны?

Д: Четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор.

У: Давайте послушаем колокольный звон и определим его тип.                             (слушание колокольного звона, диск по православной культуре)

Третий  исследовательский стол (3 группа).

1)С помощью учебника исследовать значение предметов: кадило, панихидный столик, лампада.

Д: Кадило –металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах.          Д: Покадить кому-то означает выразить почтение.

Д: Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется канун или панихидный столик. Там ставят свечки  и молятся об умерших людях. (показ слайда)

Д: Лампада – храмовый предмет, висящий перед иконами.(показ слайда)

2)Выяснить, что такое богослужение?

У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?

Д: Богослужение – чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку во главе со священнослужителем. 

  1. Закрепление изученного. (5 минут)

Работа с интерактивной доской. Диск «Основы православия».

1.Православные люди часто называют храм «Домом Божьим». Почему?

2.Почему врата в алтаре называются «Царскими»?

3.Почему нельзя входить в алтарь простым людям, которые не совершают богослужения?

            Закончи предложения.

1.Человек приходи в храм для того, чтобы…

2.Иконостас это…

3.Кадить в храме – значит…

4.Панихидный столик  нужен для того, чтобы…

  1. Презентация «Храмы Наровчатского района» (3 мин) Презентация 2.
  2. Итог урока. Рефлексия. (1 мин.)

С каким настроением вы уйдете с урока?

  1.  Домашнее задание (2 мин.)

Используя текст дополнительной литературы, составить правила поведения, под названием «Церковный этикет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры "Девочка, которая стала Храмом"

Конспект урока "Девочка, которая стала Храмом", 4 класс...

УРОК ПО ОРКСЭ «Основы Православной культуры» «ХРАМ»

Увлекательный урок в форме игры, расскажет обучающимся, о таинствах происходящих в православном храме.Доступно и увлекательно говорится о важных понятиях и ритуалах православия....

Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

урок ОРКСЭ (модуль Православная культура) "Храм"

авторская разработка урока ОРКСЭ 4 класс...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....