проектно-исследовательская работа "Может ли лес стать опасным?"
творческая работа учащихся по окружающему миру (2 класс) по теме

Корякина Марина Александровна

Цель работы: выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу, закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные грибы» и ягоды, научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые, составить правила поведения в лесу, прививать любовь к природе.

Класс в течение 4 недель проводил проектно-исследовательскую работу по теме «Может ли лес  стать опасным?».

Были созданы 5 групп, назначены ответственные и распределено задание .

Исследовательские группы:

1 группа   задание: собрать материал о жалящих насекомых.

2 группа задание: собрать материал о ядовитых грибах.

3 группа  задание: собрать материал о съедобных грибах.

4 группа задание: собрать материал о лекарственных растениях.

5 группа собрать материал о ядовитых растениях.

Поиск информации проходил с помощью карточек памяток.

Карточка- памятка.

1.Сходить в библиотеку.

2.Поиск в компьютере.

3.Прочитать в книгах, журналах, энциклопедиях.

4.Поговорить с родителями.

5.Подумать самостоятельно.

6.Найти рисунки, фото к заданию.

По итогам этой работы мы составили презентацию и альбом под таким же названием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_mozhet_li_les_stat_opasnym.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

  «Окружающий мир» 2 «А» класс.  Учитель   Корякина Марина Александровна.

Тема: «Лесные опасности»

Проектно-исследовательская работа «Может ли лес стать опасным?» 1 слайд.

Цель работы: выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу, закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные грибы» и ягоды, научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые, составить правила поведения в лесу, прививать любовь к природе. (1 слайд)

Учитель: Наш класс в течение 4 недель проводил проектно-исследовательскую работу по теме «Может ли лес  стать опасным?». По итогам этой работы мы составили презентацию, с которой сегодня ознакомимся.

Давайте послушаем мнение детей нашей школы о данной проблеме (интервью). Обсуждая эту тему, мы остановились только на нескольких направлениях, о которых вы узнаете немного позже. Были созданы 5 групп, назначены ответственные и распределено задание .

Исследовательские группы:

1 группа   задание: собрать материал о жалящих насекомых.

2 группа задание: собрать материал о ядовитых грибах.

3 группа  задание: собрать материал о съедобных грибах.

4 группа задание: собрать материал о лекарственных растениях.

5 группа собрать материал о ядовитых растениях.

Поиск информации проходил с помощью карточек памяток.

Карточка- памятка.

1.Сходить в библиотеку.

2.Поиск в компьютере.

3.Прочитать в книгах, журналах, энциклопедиях.

4.Поговорить с родителями.

5.Подумать самостоятельно.

6.Найти рисунки, фото к заданию.

Исследовательская деятельность

Сбор информации

1.Дано дополнительное задание:

а) придумай стихотворение, б) загадку к своему заданию

2.Обсуждение темы:

а) правила похода в лес, б) правила поведения в лесу,

Составление презентации.

Карточка- памятка.

1.Составить интересный рассказ о собранном материале.

2.Найти к рассказу иллюстрацию, фото.

3.Прочитай рассказ, сделай вывод.

4.Соствавь слайд или оформи на листах.

И так перед нами проект "Может ли лес стать опасным?», который мы составили вместе с детьми. И сейчас мы отправляемся с вами в лес.

Когда ты входишь в лес, где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лес как сказочное царство, там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.

Перед нами работа 1 группы, Тема « Лекарственные растения». 

Ребята расскажут, что они приготовили.

Мать-и-мачеха. 

 Верхняя часть листа этого цветка на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрытая белым пухом, мягкая и тёплая как бархат. Мать-и-мачеха очень ценное лекарственное растение. Листья её сушат, заваривают как чай и пьют от кашля.

  Ромашка.

 Ромашка переводится как «милая простота». Родина её - Америка. Давным  - давно попала она в Россию как сорняк.

Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

 Слегка горьковатый душистый отвар.

    Черёмуха.

 Каждый, кто проходит весной мимо зарослей черёмухи, не может не воскликнуть: «Как пахнет хорошо!» Весной дерево черёмухи усыпано, как снегом, кистями белых цветков. А осенью в кистях свисают чёрные блестящие   плоды-костянки, сладкие и     вяжущие. Из плодов черёмухи   варят кисели, их кладут как    начинку в пироги. Черёмуха   имеет лекарственное значение    Горсть спелых ягод или стакан       отвара сухих плодов помогают   при расстройстве желудка.

Попова Елена. (10 слайд)

Она самостоятельно сделала презентацию своего небольшого проекта «Берёза»

Берёза: народное средство излюбленное народное средство для лечения от многих болезней.

(11 слайд)В народной медицине применяются почки, листья, ветки, березовый деготь, сок, береста, сережки, поленья, а так же березовый гриб - чага.

Берёза весной. (12 слайд)

 Свежие листья березы полезны при хроническом ревматизме с опухолями и болями в суставах. Ими набивают кадушки, ванны или сшитые в форме брюк мешки. Необходимо чтобы толстый слой листьев облегал больные места. Одна процедура длится полтора - два часа. Желательно, чтобы в ходе процедуры заменить листья. Для таких сухих ванн лучшее время - май - июнь.

  1. Берёзовые серёжки. (13 слайд)

применятся главным образом настойка на спирте почек и листьев, пользуются и водным отваром. С той же целью можно использовать и тонкие ветви. Весной на березе, вскоре после распускания листьев появляются скромно цветущие сережки. Некоторые сережки прячутся между листьями на укороченных веточках. Другие более крупные нарядно висят на концах ветвей. Сережки настаивают на спирте и каплями пьют при заболеваниях сердца.

Берёзовые ветки. (14 слайд)

  1.  Почки и листья (в случае их отсутствия) могут быть заменены ветками березы. Отвар из них пьют также и при водянке, воспалении почек, мочевого пузыря. Отваром листьев березы моют голову для лучшего роста волос.

Берёзовый гриб. (15 слайд)

  1. При желудочно-кишечных заболеваниях применяется березовый гриб - чага. Березовый гриб применяется так же при болезнях печени и селезенки. Березовый сок считается кровоочистительным и витаминным средством. Его принимают при болезнях, сопровождающихся высокой температурой.  
  2. Кора березы (16 слайд)

находила применение при лечении золотухи, ран и язв. Почки березы находят применение в парфюмерной промышленности, а соки — для приготовления различных напитков.

Стихотворение написала сама Лена.(17 слайд)

А теперь отгадайте загадку. (18 слайд)

Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки

Встала шапка у травы, нет у шапки головы.        (гриб)

Берём по лукошку и скорее в путь - дорожку. Идём в лес за грибами.

Группа Кержиной Юли подготовила материал по теме «Съедобные грибы». (19 слайд)

Кушов Басан расскажет о лисичках. (20 слайд)

Всегда растут целыми стадами. Их можно увидеть в хвойных, но чаще лиственных лесах. Они очень питательны. Количество белков в них равно количеству белков, находящихся в мясе.

 Садыкова Динара.                 Опята.

Растут колониями, часто очень большими, на пнях, корнях  и около стволов деревьев.  Мякоть тонкомясистая, беловатая с приятным грибным запахом. Опёнки варят, жарят, солят, маринуют, сушат.

Белый гриб - это презентация Кержиной Юлии. (21, 22, 23 слайд)

Белый гриб – мечта всех  грибников. Недовольные    возвращаются они из леса, если в корзинах нет хотя бы несколько боровиков. Этим часто и определяется, насколько удачен был поход в лес. Грибника всегда встречают дома с вопросом: сколько белых? Грибы эти всем известны, встречаются они по всей территории страны и недаром имеют так много синонимов: боровик, беловик, жатник, глухарь, коровяк, печура, медвежатник, струень, толкач, полковник и «царь грибов».

 В некоторых местностях его называют    также боровик, беловик или коровяк. Это       самые лучшие грибы. Их жарят, варят,     маринуют, солям и сушат. Но у белого   гриба есть несъедобный двойник - жёлтый гриб, чрезвычайно горький. Один такой гриб может испортить всё блюдо. Различить их можно по следующим признакам: у белого гриба нижняя поверхность шляпки белая, желтоватая, зеленоватая, у желтого – белая, розовая и грязно-розовая; у белого гриба мякоть на изломе белая, у желтого слегка розовая.

Итак, что же такое «Ядовитые растения» (ответы детей). (24 слайд)

Ядовитыми называются растения, содержащие вещества, которые, попав в организм человека или животного, вызывают отравления. Отравление может быть и смертельным.

1.К ядовитым растениям относится 10 000 видов растений.

2.Ядовитых растений больше в южных, жарких странах.

3.Ядовитые растения можно встретить везде: в лесах, на болотах,  по берегам рек, на полях, на лугах и около жилища людей.

Группа Гаврилова Максима подготовила материал по теме «Ядовитые растения».

(25 слайд)  

 Чернышова Ангелина.                Красавка (белладонна) (26 слайд)

Это многолетнее растение. Высота 2 метра, стебли толстые, листья густые, плод- чёрная ягода. Растёт в горных  лесах. Плод и все части растения  ядовиты. Когда его съешь, останавливается дыхание.

Сайфутдинова Дарья.                 Ландыш.

По одной легенде ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненое горем сердце окрасило кровью его слёзы. Ландыш майский имеет плод- ярко красную ягоду. Отравление вызывают съеденные ягоды.

Ильина Маша.            Белена чёрная.

Травянистое растение с неприятным запахом. Это растение очень ядовито. При отравлении появляется сухость во рту тошнота, рвота тяжёлое дыхание.

Иванникова Лера.                 Вороний глаз. (27 слайд)

Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких, длинных листочка, а между ними - круглую чёрную ягоду. Она напоминает глаз вороны. Ягода эта красивая, но не бери её в рот, она ядовита. Ядовиты все части растения.

Гаврилов Максим. Его презентация «Волчье лыко»  (28 - 31 слайд)

Как не хотелось бы попробовать такие красивые сочные и аппетитные ягодки, созревающие на кустарнике с середины лета. Но эти ягоды, а также — листья, цветы и кора, очень ядовиты. К счастью, вкус у них остро жгучий — много не съешь, но и десяток ягод может оказаться     смертельной   дозой. Симптомы отравления  жжение во    рту,    боль    под    ложечкой, тошнота,  рвота, слабость, возможны    судороги.  

(32 слайд) Физкультминутка.

Группа Мордовченко Юры. Тема «Ядовитые грибы». (33 слайд)

Кутепов Коля и Литвинова Света.            Поганка. (34 слайд)

Все ядовитые грибы очень яркого цвета. Бледную поганку узнать не трудно. Она отличается тем,что ножка у нее будто из горлышка широкого горшочка .

Шумилина Аня.           Мухомор.

Когда мы слышим название «Мухомор», представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Он встречается в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Он растет , например, в Южной Америке. Этот гриб - ядовит.

Ватумский Женя. (35 слайд)

История донесла до наших времён факты, когда в Римской империи ядовитые грибы являлись средством борьбы за власть. Грибами отравили императора Клавдия, папу Клемента VII, императора Ионова. Медики не могли оказать необходимую помощь. В Африке есть племена, которые используют яд для изготовления стрел.

Ядовитые грибы необходимо знать. Среди них встречаются ложная лисичка, ложный опёнок, ложный дождевик.

Мордовченко Юра. Его презентация. «Сатанинский гриб» (36 - 37 слайд)

Смертельных случаев отравления  этим грибом не  зарегистрировано, но при  употреблении сырого и полусырого гриба через 0,5—6 ч появляются    очень сильные кишечные расстройств.    Мнение о том, что гриб теряет   ядовитость после обжаривания,    является спорным. Имеет внешнее    сходство с дубовиком и с белым   грибом. Шляпка серовато-оливковая или сероватая, низ шляпки красный. Мякоть сладкая, белая. Запах неприятный, у старых грибов напоминает запах падали. Ножка до 12 см, сверху бледно-золотистая, книзу красная с сетчатым рисунком, у основания оливково-серая и желтая.

После разрезания гриба меняется цвет мякоти: на шляпке она становится сначала красноватой, а затем синевато-белой, на ножке — красноватой. Растет в основном в дубовых и буковых лесах с июля до октября.

А теперь давайте ответим на вопросы почемучки.

Почемучка?! (38 слайд)

Почему нельзя трогать грибницу?

Как нужно собирать грибы?

Нужно ли уничтожать ядовитые грибы?

Как правильно собирать ягоды?

Почему ягоды нужно собирать аккуратно и только спелые?

Может ли яд приносить пользу?

Яды тоже приносят пользу. Рассказывает по слайду Кержина Юля. (39 слайд)

Ландыш, вороний глаз - лекарственные средства, приготовленные из этих растений, укрепляют и улучшают работу сердца. Для лечения нервной системы используют белену, дурман и мак. Волчье лыко и молочай лечат органы пищеварения и дыхания.

Крестовник, люпин – лечат печень. Ядовитый паслён применяют для расширения зрачка глаза, им питаются птицы и кролики. Наперстянка  лечит сердечные заболевания.

Ядовитыми растениями питаются животные. Яд  используется в сельском хозяйстве.

Почему в малых  количествах  яд-лекарство, а в больших вред? Читает Иванникова Лера. (40 слайд)

Есть среди ядовитых грибов такие, которые используют в химической отрасли и медицине. На основе гриба боверия создан препарат боверин для уничтожения вредных насекомых. Встречаются грибы– галлюциногены, вызывающие серьёзные нарушения восприятия. В малых дозах галлюциногены применяются в психотерапии. Это вещество содержится в красном мухоморе. Первый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин, полученный от гриба—пеницилла.

Группа Дюковой Татьяны. Тема: «Жалящие насекомые». (41 слайд)

Уладжаев Юра.   Дубинин Андрей.            Пауки. (42 слайд)

Пауки-хищники. Они питаются насекомыми. В пойманную добычу он впрыскивает, как пищеварительный сок, яд.

Ярченко Дима.     Муравьи.

Подотряд жалящих. Они строят сложные гнёзда - муравейники. Муравьи очень трудолюбивы, могут поднимать вес в несколько раз тяжелее себя. Кусают они челюстями, выделяя муравьиный  яд.

Жалящие насекомые Майер Ю. (43 слайд)

Орехов Артём. (44 слайд)

Осы напоминают нарядных воинов в чёрно-золотых латах. Острое жало, спрятанное в конце брюшка, как в ножнах, их грозное оружие. Оно сформировалось у ос для того, чтобы отпугивать хищников, защищать себя и колонию ос в ульях. Мелких животных осы могут зажалить до смерти.

Чигир Тоня.   Пчёлы.

Чтобы собрать пчеле нужное количество нектара, рабочей пчеле приходится за один раз облететь не менее тысячи цветов. В солнечный день пчела совершает 10 тысяч полётов.

 

Презентация Дюковой Т.    Комар. (45-46 слайд)

Комар - это мелкое насекомое, похожее на муху. У него тонкое, похожее на трубочку тело, три пары длинных ног и два узких крыла. Самки комаров кусаются и сосут кровь. У них есть острый хоботок, чтобы прокалывать мелкие кровеносные сосуды. Когда самка комара кусает, она впрыскивает особое вещество, от которого кровь течёт легче. Вот почему место укуса комара чешется.

Правила поведения (47 слайд)

1.Не приближайся к пчелиным ульям, не делай вблизи них резких движений.

2.Не разоряй осиные гнёзда.

3.Если насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой форточку, подожди, когда оно улетит.

4.Будьте осторожны, когда едите или пьёте сладкое.

5.Если мы будем соблюдать все эти простые правила, то наша прогулка в лес будет познавательной и запомнится всем очень надолго.

Правила поведения в лесу. (48 слайд)

1.Не трогать незнакомые растения и ягоды.  

 2.Если сок незнакомого растения попал на   кожу, промыть срочно водой.

  3.Если вы съели ягоды или части    растения и почувствовали себя плохо,

   промыть желудок и    вызвать скорую помощь.

Правила  поведения на  природе - «Девять нельзя». (49 слайд)

В мире интересного. (50 слайд)

Муравей может нести гусеницу в пять раз больше себя по весу и в 15 раз больше по длине.

Муравьи одного муравейника съедают за день столько вредных насекомых, сколько синица за два месяца, а дятел за 20 дней.

Тарантул способен прожить 2,5 года без пищи.

Пчела – труженица живёт 6-8 недель, а царица пчёл- 5 лет.

Чтобы собрать 1кг. Мёда пчела делает 65 тысяч вылетов, посещая 45-64 миллиона цветов.

Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза. Она съедает за день 40 мух.

Найди лишнее. (51 слайд)

1.Шампиньон, подберёзовик, мухомор, груздь,    волнушка.

2.Бледная поганка,  опята, мухомор, желчный гриб, свинушки.

3.Белый гриб, боровик, полковник, «царь грибов», груздь.

4. Ландыш, волчье лыко, вороний глаз, черёмуха.

5.Мать-и-мачеха, белена, шиповник, берёза.

Загадки. (52 слайд)

1.Это что за старичок сеть повесил на крючок?

2.Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.

3.Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка.

В середине золотая, кто она такая?

4.Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

5.У кого одна нога, да и та без башмака.

6.В тесной избушке ткут маленькие старушки.

7..Самые сильные, трудолюбивые насекомые.

8.Не зверь, не птица, а нос как спица.

9.Летят, говорят, а сядут, молчат.

9.Зелена ,а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не волос.

10.Зелёная ножка, а на ней горошки.

Викторина. (53 слайд)

  1. Правда ли, что пауки питаются собственной паутиной?
  2. Правда ли, что если пчела ужалит кого-либо, то она погибает?
  3. Искусные ткачи - кто они?
  4. Самое кровожадное насекомое?
  5. самая крупная муха?
  6. Любимая трава кошки?
  7. Какое лекарственное растение определяют  даже слепые?
  8. Какое насекомое реагирует на загрязнение воздуха, меняя окраску?
  9. Правда ли, что зелёный картофель может убить ребёнка?

(54 слайд) Вывод: итак, что же нужно делать, чтобы лес не стал для нас опасным?

(Соблюдать правила поведения в лесу).

Дети читают стихотворения собственного сочинения. (55 -57 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектно-исследовательская деятельность"

Статья поможет начинающим учителям в работе над проектами. Содержит рекомендации для работы. ...

Статья «Проектно-исследовательские технологии в начальной школе»

Содержание: Актуальность использования метода проектов в начальной школе Проект, как метод обучения 2.1. Метод учебных проектов Виды проектов и особенности видаЭтапы работы над пр...

Статья "Проектно- исследовательская деятельность младших школьников

В статье раскрывается сущность метода проектов.Автор показывает как на практике ведется работа с детьми с повышенной мотивацией и развитие их творческих способностей на уроках и во внеурочное время че...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность"

В  статье содержится материал, который поможет в организации проектной и исследовательской работе с учащимися....

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Технология  проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...