урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Терновых Светлана Викторовна

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использована технология проблемно-диалогического обучения, мультимедийная поддержка, ЦОР, коллективная, групповая и парная формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse_zhizn_ptic.docx39.04 КБ
Файл pticy.pptx622.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: «Жизнь птиц»

учитель Терновых С.В.

Цели деятельности педагога:

  1. Создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва.
  2. Способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц,  устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; саморегуляция - осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц,  устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют  уважительное отношение к иному мнению.

Оборудование: презентация, фотографии птиц и названия групп птиц для работы в паре, маски с изображением птиц для выступления учащихся, электронный образовательный ресурс «Окружающий мир. 1 класс» изд. «Вентана – Граф», для воспроизведения аудиозаписи голосов зимующих птиц, опорный сигнал к уроку, кроссворд «Зимующие птицы» для групповой работы, изображение кормушки и птиц для проведения этапа рефлексии.

Ход урока

УУД

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Энергизатор.

Упражнение “Пррр” и “Рукуту”

Предложить ребятам представить двух птиц. Одна кричит “пррр”,, а другая “рукуту”.Если учитель крикнет “пррр”, всем нужно встать на носочки и подвигать локтями, как будто птица хлопает крыльями. Если вы кричите “рукуту”, то все стоят спокойно, не шелохнув даже “пёрышком”. (Упражнение стимулирует речевую и двигательную активность.)

  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. Мотивация на изучение нового материала.

Загадка.

Снится ночью пауку

 Чудо-юдо на суку:

 Длинный клюв и два крыла,

 Прилетит – плохи дела.

 А кого паук боится?

 Угадали? Это… (Птица) (слайд с птицами)

- Назовите птиц, которых вы видите на экране.

- Можно ли всех названных вами птиц увидеть в природе вместе?

- Почему?

- Какие из названных вами птиц улетают на юг? Как называют птиц, которые улетают на юг?

(слайд на экране появляются перелетные птицы)

- Почему эти птицы улетают от нас в теплые страны?

- Каких птиц в это время года можно увидеть у нас? Как называют таких птиц?

(слайд на экране появляются зимующие птицы).

- Почему эти птицы остаются зимовать?

- Можете ли вы точно ответить на этот вопрос? Почему?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы узнаем о жизни птиц. (убираю экран)

  1. Постановка  учебной задачи.

- О чём бы вы хотели узнать? (подвожу к цели урока, вывешиваю слова к опорному сигналу)

- Что или кто может вам помочь в получении новых знаний? (учебник, тетрадь, дополнительная литература, учитель)

  1. Введение нового материала.
  1. Знакомство с зимующими птицами, с группами птиц по способу питания.

Отгадайте загадки о птицах и расскажите о них самое интересное. (подготовленные дети рассказывают о зимующих птицах)

1) Спинкою зеленовата,

 Животиком желтовата

 Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика.  (Синица)

Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Но больше всего я люблю свежее несолёное сало. Я очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.

 К опорному сигналу прикрепляется изображение синицы.

- Чем питается синица? (семена растений)

Опорный сигнал дополняется словами

2) На ветвях, украшенных  снежной бахромой,

 Яблоки румяные  выросли зимой.

 Яблоки по яблоне весело снуют,

 Гусениц мороженых яблоки клюют.  (Снегири)

Рассказ ученика: Я – снегирь. Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».

Опорный сигнал дополняется изображением снегиря.

– Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ».

– Знаете ли вы, почему?

– Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 9  в учебнике.

- Почему же снегирей называют «тихопевами»?

Прослушивание аудиозаписи пения синицы.

- А теперь обратите внимание на клюв снегиря и синички. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена растений? Следовательно, снегирь и синица – птицы …(растительноядные)

Опорный сигнал дополняется (растительноядные)

                                                   

3) - Послушайте загадку про ещё одну растительноядную птицу. Может быть кто-то знает её название.

Кто там прыгает, шуршит,            Голоском речистым, чистым –

 Клювом шишки потрошит?          «Кле! Кле! Кле!» –  поёт со свистом. (Клёст)

Рассказ ученика: Нас, клестов, называют «северными попугайчиками». Такое прозвище нам дали за то, что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по деревьям. Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Мы срываем спелые шишки и клювом достаём из неё семена. Если шишка падает на снег, мы не спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие шишки едят другие лесные звери.

– Скажите ребята, зачем клесту такой необычный клюв? На что он похож?

- Вы правы, клюв у клеста напоминает щипцы. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. И что ещё интересно: клёст вьёт своё гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Изображение клеста прикрепляется к опорному сигналу.

4) Учитель включает аудиозапись звуков, которые издаёт в лесу дятел.

- Ой, ребята, что это за звуки слышны в нашем зимнем лесу?

Рассказ ученика: Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец.

Опорный сигнал дополняется изображением дятла

- Обратите внимание на клюв дятла, что удобно делать таким клювом клевать зерно или долбить кору деревьев и хватать насекомых?

- Уточним, чем питается дятел?

Дополняем опорный сигнал (насекомые)

- Значит дятел птица…(насекомоядная)

- Назовите ещё насекомоядных птиц. (ласточка, стриж, кукушка - прикрепляются к опорному сигналу изображения птиц)

- Давайте дополним наш опорный сигнал. Почему я не стала прикреплять изображения ласточки, стрижа и кукушки к зимующим птицам?

Д. Это перелётные птицы

Опорный сигнал дополняется названием следующей группы птиц

                                                   

5) Включаю аудиозапись звуков совы.

 Днём спит, ночью летает.

Прохожих пугает.

Сова.

Рассказ ученика: Я сова – большая голова. У меня уникальное зрение: я способна увидеть добычу с высоты триста метров. А ещё у меня очень тонкий слух – он играет  главную роль при ловле добычи.

К опорному сигналу добавляется изображение совы

- Обратите внимание ребята, на клюв совы, острый, загнутый вниз, как вы думаете зачем ей такой клюв?

- Да ребята, таким клювом удобно разрывать мясо на куски. Соответственно чем же питается сова?

- Значит, сова птица … (хищная)

Опорный сигнал дополняется в разделе питание и группы птиц.

                                                   

  1. Физминутка

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (тихо)

  1. Первичное закрепление.

1. Формулировка вывода по изученному материалу.

У. Используя наш опорный сигнал, расскажите, на какие группы делятся птицы по способу питания. Приведите примеры.

- Где мы можем проверить ту информацию, которую вы рассказали? Верно ли мы всё представили себе?

- Прочитаем в учебнике на с. 10 вывод.

2.  Работа в парах. Деление птиц на группы.

У. У вас на партах лежат изображения птиц и названия групп. Как вы думаете, что нужно сделать. Сформулируйте задание.

- Поработайте в парах.

Проверка работы, изображения птиц прикрепляются к опорному сигналу, в зависимости от того, к какой группе они относятся.

3. Групповая работа. Кроссворд «Зимующие птицы»

У. А теперь поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

(памятка)

Правила работы в группе:

  1. уважать мнение товарищей;
  2. слушать и слышать друг друга;
  3. не обижать и не обижаться;
  4. быть внимательным;
  5. участвовать всем.

У. Вам предстоит решить кроссворд «Зимующие птицы»

Дети распределяются в группы и решают кроссворд.

 Опускаю экран, включаю проектор.

Проверка на слайде. Каждая группа называет по одному отгаданному слову.

1

2

3

4

5

Вопросы к кроссворду:

  1. Какая птица может рассмотреть добычу с высоты триста метров? (сова)
  2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (дятел)
  3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (снегирь)
  4. Какая птица – охотница до свежего несолёного сала? (синица)
  5. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
  1. Контроль усвоения знаний путём воспроизведения информации

 У. Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

 – Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему?

 – Как люди помогают птицам?

- Поднимите руку, кто сделал кормушку и начал подкармливать птиц?

- Молодцы, дети, вы не остались равнодушными к беде наших маленьких пернатых друзей, и я знаю, они отблагодарят нас сполна. Послушайте обращение к нам птиц.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Небогаты их корма – горсть зерна нужна,

Горсть одна и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

  1.  Подведение итогов урока. Рефлексия. (опорный сигнал)

У. - Над какой темой мы работали?

- Какие цели ставили? Достигли ли мы поставленных целей?

- О каких группах птиц узнали на уроке?

- Какие из них зимующие?

- Ребята, давайте оценим свою работу. (вывешиваю образец на доску).   На столе у каждого из вас лежит карточка самооценки, выберите для себя наиболее подходящую фразу, которая отражает результат вашей деятельности и закрасьте возле неё кружок, можно закрасить несколько кружков. (Сами всё знали о птицах, узнали многое на уроке, нужно и дальше ещё узнавать о птицах самостоятельно)

У. Расскажите, какие фразы вы отметили. Наше знакомство с птицами будет продолжаться. А сейчас если у вас хорошее настроение и вы получили удовольствие от работы на уроке, возьмите по птичке и прикрепите к нашей кормушке.

  1. Оценивание деятельности учащихся на уроке учителем.

ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи 

ПУУД: строят сообщения в устной форме; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: формулируют собственное мнение и позицию; задавать вопросы; планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

ПУУД: знакомятся с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривают особенности внешнего вида и определяют голоса зимующих птиц, устанавливают зависимость способа питания от строения клюва.

ПУУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.

ПУУД: осуществляют анализ объектов с помощью существенных и несущественных признаков.

РУУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

ПУУД: осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия

ЛУУД: проявляют уважительное отношение к иному мнению

ЛУУД: принятие ценности природного мира; развитие этических чувств.

ПУУД: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме.

ЛУУД: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы

Слайд 2

Перелётные птицы

Слайд 3

Зимующие птицы

Слайд 4

Кроссворд «Зимующие птицы» 1. 2 . 3. 4. 5.

Слайд 5

Кроссворд «Зимующие птицы» 1. С О В А 2 . 3. 4. 5.

Слайд 6

Кроссворд «Зимующие птицы» 1. С О В А 2 . Д Я Т Е Л 3. 4. 5.

Слайд 7

Кроссворд «Зимующие птицы» 1. С О В А 2 . Д Я Т Е Л 3. С Н Е Г И Р Ь 4. 5.

Слайд 8

Кроссворд «Зимующие птицы» 1. С О В А 2 . Д Я Т Е Л 3. С Н Е Г И Р Ь 4. С И Н И Ц А 5.

Слайд 9

Кроссворд «Зимующие птицы» 1. С О В А 2 . Д Я Т Е Л 3. С Н Е Г И Р Ь 4. С И Н И Ц А 5. К Л Ё С Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс " Птицы и их приспособления к полету."

Урок по ОС " Школа 2100".В уроке реализуется проблемно -поисковый метод, системно-деятельностный подход. урок сопровождается презентацией....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Птицы"

презентация к уроку окружающего мира по теме "Птицы"...

Урок окружающего мира 2 класс "Птицы-обитатели леса"

Урок изучения нового материала. Материалы данного урока можно использовать для любого УМК....