Урок по окружающему миру по теме "Леса умеренного пояса" (2 класс)
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Жирнова Валентина Северьяновна

Предварительный просмотр:

2 класс

                 Тема: Леса умеренного пояса (1 урок)

Цели:

 1) показать особенности данной зоны, наличие хвойных и лиственных лесов;

2) объяснить особенности сезонного климата;

3)  показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживой природы и влияние на них.

4) развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом, дополнительной литературой.

                                               Ход  урока

1.Организация деятельности учащихся.

- Долгожданный дан урок,

   Начинается урок.

2 Актуализация знаний.

- С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке?

- Кто может на карте показать зону ледяных пустынь и тундры?

- В каком тепловом поясе расположена эта природная зона?

- Как животные и растения приспособились к жизни в холодном поясе?

- Послушайте рассказ путешественника. Найдите ошибку в описании природной зоны.

Я остановился и начал копать лопатой яму. Ниже десяти сантиметров лопата зазвенела – там начинается вечная мерзлота. Мы расставляем палатки, натягиваем марлевые пологи  от комаров. Кто-нибудь отправляется   за еловыми ветками. Если веток нет, то выдергиваем полярную березку. Она даже зеленая горит неплохо. Разжигаем костер...    

3.Целеполагаемые мотивации( постановка проблемы).

- Почему такие деревья как ель не могут расти в тундре?

- В каком тепловом поясе смогут расти  эти деревья?

-  Как мы называем место, где растет много деревьев? (лес)

4.Постановка учебной деятельности( задачи).

-Кто догадался, о чем  сегодня на уроке пойдет речь?

-Да, сегодня мы познакомимся с лесами умеренного пояса и узнаем, чем эта природная зона отличается от других природных зон.

- Давайте найдем на карте природную зону лесов.

 -Что вы можете рассказать о лесной зоне?

- В каком тепловом поясе она лежит?

- Мы с вами тоже живем в этой зоне. И нам будет легче узнать об особенностях   климата.

5.Совместное открытие знаний.

Работа по учебнику. Страница 20, №1.

- Кто может объяснить ребятам?

- Вторую  часть задания №2 выполните в парах. Проверяем.

- О какой особенности лесной полосы идет речь?

( Сезонность климата.)

- Давайте, сравним наши выводы с выводами учебника. ( Чтение текста на странице 20)

- Ребята, как вы думаете, почему эту зону назвали именно лесной?

(Наличие большого количества деревьев.)

- А какие деревья леса  вы знаете?

 Игра «Я знаю 5 названий деревьев»

- Сейчас ребята расскажут вам о некоторых деревьях, а вы потом скажите, ветка какого дерева находится в волшебном сундучке.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые держат в руках ребята.

- На какие две группы можно разделить все деревья леса?

Работа по учебнику(стр.21).

- Прочитайте первый абзац теста на странице 21.

- Какие растения более выносливые – хвойные или лиственные?

- Как называют лес из хвойных деревьев? (плакат)

- Какие деревья узнали?

- Как называется лес, в котором растут лиственные деревья?

- Какие деревья растут в лиственном лесу? (плакат)

- А бывают ли леса, в которых  растут  лиственные и хвойные деревья?

- Как вы думаете, как называются такие леса?

( смешанные леса) (плакат)

- Какие же три части можно выделить в лесной зоне?

                                                                   ЛЕС                                                                                                                                                            Тайга                 Смешанный лес            Широколиственный лес 

Физкультминутка. (Звучат голоса птиц)

Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

А  потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели-

И их всех лучи  согрели.

- А теперь я хочу пригласить вас в лес.

  В добрый лес, могучий лес,

 Полный сказок и чудес.

  Если внимательны будете, дети,

 Тайны чудные откроете эти.

 Ученые тоже работают тут,

  Лес они сообществом зовут.

- Ребята, а как вы понимаете слово сообщество?

- Сейчас нам и предстоит узнать, какие связи существуют между обитателями леса.

Работа по учебнику(стр.20-21).

- Используя учебник, назовите цепи питания, характерные для леса.

( Можно составить  несколько цепей питания  на доске, используя иллюстрации или слова.)

- Подумайте, что может произойти, если  исчезнет  хотя бы один из видов

растений или животных.

- Какие нарушения природного равновесия могут произойти по вине человека. Работа с плакатом «Спасем лес».

7.Подведение итогов урока.

Чтение отрывка учащимся.

Лесная извилистая тропинка уводит в чащу, что ни поворот, то  и встреча.

Чего тут только не увидишь! Высокие деревья и путаница кустов. Вот на пне пестрый рябчик сидит. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга. Лягушата прыгают под ногами. На елке белка шишку грызет, на муравейнике роется дятел.

Видишь невероятно много, хочется видеть еще больше, идти дальше.(  Н. Сладков)

8.Домашнее задание.

Составить две-три цепи питания, характерные для леса.

9. Организационный конец урока.

- Выбери  задание по силе.(карточки)

 Заполни недостающие звенья в цепи питания:

                 1-вариант

  1.Растения   -……………..    -   лиса    -   бактерии гниения.

 а) тетерев    б) медведь    в) волк.

 2.Растения  -…………..    -  медведь    -  бактерии гниения.

 а) заяц-беляк    б)  бурундук   в) яйца птиц

 3.Растения  -  грызуны  - ………….    -   еж  -   бактерии гниения.

  а) жабы   б) гадюки   в) дятлы

  4.Растения  -  глухарь  -……………….       – бактерии гниения.

 а) лось   б) заяц-беляк    в) росомаха.

  5. Растения -  насекомые  - ………………..     -  барсуки  -  бактерии гниения.

  а) лягушки    б) ежи    в) рысь

                  2-вариант

1.Какое животное не обитает в тайге?

а) кедровка   б) рысь   в) лемминг

2.Какое из деревьев не является хвойным?

а) пихта   б) сосна    в) дуб

 3. С каким деревом связаны следующие животные:

  кукушка, кабан, лесные мыши, жук-олень?

 а) береза   б) сосна   в) дуб

  4. Какая группа деревьев относится к смешанному лесу?

а) ель, сосна, лиственница, кедр.

б) ель, сосна, рябина, береза, осина.

в) дуб, липа, клен, осина, ясень.

5. Какие животные тайги делают запасы на зиму?

а)  лисицы   б)  белки   в) заяц-беляк

                  3-вариант

 1. Какая птица может выводить птенцов зимой?

  а) дятел    б) клест   в) кедровка

2. Какая птица гнездится на земле?

 а) рябчик    б) синица    в) снегирь

 3.Какое хвойное дерево сбрасывает осенью  все иголки?

а) ель     б) сосна     в) лиственница

 4. Какой   зверь  не впадает в спячку?

 а) барсук    б) еж      в) лиса

5. С каким  деревом  дружат  белки,  дятлы, мыши, клесты, синицы, медведи, короеды, филины, еловые усачи

а) лиственница    б) сосна    в) ель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру Засушливые зоны умеренного пояса, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный материал по окружающему миру к уроку по теме "Засушливые зоны умеренного пояса", 2 класс, 2100...

Урок окружающего мира "Засушливые зоны умеренного пояса"

Цель урока: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного....

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)Тип урока:  комбинированный (изу...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....