Урок – исследование по окружающему миру "Почва"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

 

Содержание урока позволяет учащимся путём освоения опытно-экспериментальной деятельности изучить состав и свойства почвы, развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по окружающему миру

3 класс

учителя начальных классов

Танаевой Ирины Викторовны

Персональный идентификатор: 208-884-618

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Елабужский муниципальный район   Республика Татарстан

                                                        Тема урока: « Почва»

      Цели урока: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;

выявить основные свойства почвы;

в процессе опытов установить состав почвы;

развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы, вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель, штатив.

Ход урока:

1.Орг. момент, сообщение темы и целей урока.

- Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

-Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний плодородный слой земли. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образовании. Познакомимся с новыми словами: почва, перегной, плодородие.

2. Объяснение нового материала.

-Отгадайте загадку: «Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт»

-Правильно, это жук. (картинка жука)

-А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный.  Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная сырая земля – мой дом?!» - постоянно думал он. И вот решил жучок проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей неживой и живой природы.  С ними и вы сейчас встретитесь.

-На партах у вас лежит почва. Рассмотрите её внимательней. Что мы видим в почве? (остатки корешков, стебельки растений, остатки листьев ит.д.) Какого цвета почва? (тёмного)

Опыт 1. Бросим комок почвы в стакан с водой. Что наблюдаем? (из неё выходят пузырьки воздуха)

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Нагреем почву на металлической крышке с одновременным держанием над ней стекла – стекло «отпотевает».

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3. Дальнейшее нагревание почвы – появление дымка и резкого запаха – это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Именно перегной даёт почве тёмный цвет, делает её плодородной. Попробуйте объяснить смысл этого слова, подобрав однокоренные слова. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.

Вывод:  в почве есть перегной.

Опыт 4.Насыплем прокалённую почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде немного отстояться. Через некоторое время на дно банки осядут мелкие частицы песка, а поверх них более крупные частицы глины.

Вывод: в почве есть песок и глина.

- Кроме того, в почве содержатся растворимые минеральные вещества – соли. Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на стенках цветочных горшков, в которых долго жили растения.

Вывод: в почве есть соли.

- Так что же встретил жучок на своём пути? (капельку воздуха, каплю воды, остатки растений и животных, песчинку, комочек глины, кристаллик минеральной соли)

-Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого так необходимо растениям?

(Мы видим, что корни растений уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берут воду. Вместе с водой растения получают минеральные соли. Соли –питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, они опять попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» по кругу: из почвы- в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – опять в землю. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.) (рисунок)

Физминутка: Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

- А кто мог встретиться нашему жучку во время путешествия на поверхность земли? (ответы детей)

-Действительно, почву часто называют домом для животных.

-Здесь можно увидеть мышей, кротов, сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – это дождевые черви.

- Послушаем рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на зелёной планете» (рассказывает ученик)

-Что узнали о жизни дождевого червя?

-Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле растениям легче пробиваться к солнцу, их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах, полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?)

-Обрадовался жучок, что живёт он в почве не один, а среди друзей. Прокладывая путь наверх, он задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ.

  Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнце, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и также быстро прекратился дождик. Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка.  Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с её мамой-горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же она могла поведать жучку? (Проверка дом.задания) Я хочу показать вам фотографию, на которой мы видим, что произошло с горой под действием ветра и воды.

-Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш жучок.

3.Закрепление.

- Так что же такое почва? Почему так называют почву? Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – чудесная кладовая . На почве растут растения, созревает урожай. Почва даёт человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень медленно – 1 см почвы за 250-300 лет. Поэтому к почве надо относиться бережно.

-- А сейчас я хочу предложить вам задания, где вы укажите цифрой 1.или2 правильный ответ.

Задание 1.

1.Почва образуется от разрушения земли.

2.Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

Задание 2.

  1. Почва-это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
  2. Почва-это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

Задание 3.

  1. Образуется почва очень медленно.
  2. Образуется почва очень быстро.

Самопроверка.

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я очень рада. Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше она не казалась ему сырой, чёрной и противной.

- Поиграем в игру «Скажи да или нет». Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимы?

-Беречь растения….(Да)

-Вырубать леса……(Нет)

-Сжигать листья…...(Нет)

-Сажать растения там, где их нет    (Да)

-Уничтожать дождевых червей      (Нет)

Взаимопроверка.

4.Итог урока.

Кроссворд.

-Умники! Почва – это богатство, её надо беречь. Об этом поговорим на следующем уроке. Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование по окружающему миру "Птицы и их клювы"

Урок  по  окружающему  миру,   где  учащиеся  знакомятся  с  общей  схемой  исследования,  выполняют  работу,  которую  делают ...

Урок - исследование по окружающему миру "Комнатные растения". 2 класс.

Урок - исследование по окружающему миру во 2 классе по теме "Комнатные растения"....

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"

Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке  дети, работая в группах, исследовали горные породы,  проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...

Урок-исследование по окружающему миру "Дыхание"

Путём исследований учащиеся приходят к выводу насколько важно дыхание для человека....